Содержательная характеристика и алгоритм деятельности сотрудников вузов на различных этапах сопровождения студентов с инвалидностью и ОВЗ

Содержательная характеристика и алгоритм деятельности

сотрудников вузов на различных этапах сопровождения

студентов с инвалидностью и ОВЗ

В вузе назначается ответственный за работу с обучающимися с ОВЗ и инвалидностью в должности не ниже проректора [18] и создается структурное подразделение, ответственное за сопровождение этой категории обучающихся (центр, отдел, отделение, служба и т.п.). Если такое подразделение не создано, то его функции должны быть переданы существующим структурным подразделениям [16, п. 1.2], что отражается в соответствующих положениях о структурных подразделениях и должностных инструкциях работников вуза.

Организационная структура инклюзивного образования - это совокупность структурных подразделений и работников, обеспечивающих во взаимодействии друг с другом сопровождение лиц с инвалидностью и ОВЗ на всех этапах их взаимодействия с вузом.

Организационная структура инклюзивного образования обеспечивает координацию работы специалистов вуза по комплексному сопровождению лиц с ОВЗ и инвалидностью на всех этапах: от довузовской подготовки и профориентационной работы через сопровождение инклюзивного образования этой категории обучающихся, к содействию их трудоустройству и постдипломному сопровождению.

Задачи сопровождения лиц с ОВЗ и инвалидностью на различных этапах:

1. Предпрофессиональный этап:

- обеспечение лиц с инвалидностью и ОВЗ диагностическими ресурсами в формах, адаптированных к ограничениям их здоровья с использованием цифровых инструментов;

- оценка потребностей: проведение анализа потребностей лиц с инвалидностью и ОВЗ, чтобы определить, какие меры поддержки и сопровождения ему необходимы;

- содействие в доступе к информации по профессиональной ориентации и возможностях трудоустройства на различных информационных носителях;

- психолого-педагогическое сопровождение: предоставление психолого-педагогической помощи и консультирования для преодоления трудностей, связанных с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья, использование альтернативных средств коммуникации;

- содействие в социальной адаптации: участие в социальных мероприятиях и формирование социальных навыков;

- содействие в развитии коммуникативных навыков: помощь в развитии навыков общения и взаимодействия с окружающими;

- помощь специалистам в разработке индивидуальной программы для создания персонализированной траектории обучения, учитывающей специфические потребности и цели человека с инвалидностью и ОВЗ.

2. Этап обучения:

- помощь обучающимся в профориентации, получении профессии и социальной адаптации в вузе;

- организация комплексной диагностики уровня актуального развития обучающихся, как при поступлении на обучение, так и в процессе получения образования;

- психолого-педагогическое консультирование обучающихся, их родителей (законных представителей) и педагогических работников;

- обеспечение лиц с инвалидностью учебно-методическими ресурсами в формах, адаптированных к ограничениям их здоровья при использовании цифровых ресурсов;

- использование технологических средств электронного обучения, позволяющих осуществлять прием-передачу информации в доступных формах в зависимости от нозологий;

- использование социально-активных и рефлексивных методов обучения, технологий социокультурной реабилитации;

- использование адаптивных технологий: в рамках психолого-педагогического сопровождения используются специальные образовательные технологии и методики, адаптированные к потребностям учащихся с инвалидностью и ОВЗ;

- индивидуальная поддержка: педагогические работники и тьютор обучения обеспечивают индивидуальную поддержку учащемуся, помогая ему преодолевать трудности, связанные с его состоянием здоровья, и создавая условия для успешного обучения;

- содействие в социальной адаптации: психолого-педагогическое сопровождение включает помощь учащемуся в интеграции в среду обучения и общественную среду, формирование социальных навыков и поддержку в социальной адаптации;

- дифференциация обучения с учетом темпа деятельности, уровня обученности, сформированности умений и навыков;

- индивидуализация форм и способов обучения, проведения промежуточной и итоговой аттестации, практик, НИР при освоении образовательной программы;

- адаптация студентов с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья к процессу обучения в вузе;

- адаптация студентов с инвалидностью к основным профессиональным образовательным программам высшего образования;

- сотрудничество с родителями и специалистами: важной частью психолого-педагогического сопровождения является сотрудничество с родителями учащегося, а также с медицинскими и психологическими специалистами для создания благоприятной образовательной среды;

- механизмы взаимодействия студентов с инвалидностью в триаде "студент с инвалидностью - преподаватель - одногруппники".

3. Этап трудоустройства:

Механизмы для лиц с ОВЗ и инвалидностью:

Профессиональная ориентация: помощь в выборе места работы согласно полученному образованию, в трудоустройстве, в закреплении на рабочем месте, с учетом специфических особенностей здоровья и возможностей человека с инвалидностью.

Трудовая адаптация: подготовка к трудовой деятельности, включая приобретение навыков и знаний, необходимых для успешной работы, помощь в адаптации к рабочей среде.

Содействие в поиске работы: помощь в поиске вакансий, подготовка резюме, проведение тренингов по собеседованию и коммуникационным навыкам.

Индивидуальное консультирование: предоставление индивидуальной поддержки и консультаций по вопросам трудоустройства, помощь в разрешении психологических и социальных проблем, связанных с трудоустройством.

Содействие в создании благоприятной рабочей среды: взаимодействие с работодателями и коллегами для создания условий, способствующих успешной интеграции и трудоустройству человека с инвалидностью.

Повышение квалификации через освоение специальных программ, электронных курсов, позволяющих лицам с инвалидностью приобрести дополнительные компетенции.