Показатели эффективности сопровождения студентов с инвалидностью и ОВЗ в системе высшего образования

Показатели эффективности сопровождения студентов

с инвалидностью и ОВЗ в системе высшего образования

Показатели эффективности сопровождения студентов с инвалидностью и ОВЗ в системе высшего образования напрямую связаны с показателями доступности, которые включают:

- создание в университетах координационного центра поддержки студентов с инвалидностью и с ОВЗ, занимающегося всеми сферами студенческой жизни инвалидов;

- создание доступной вузовской среды для инвалидов, в частности оборудование университетов пандусами, просторными лифтами, автоматическими раздвижными дверями, подъемниками для инвалидных колясок, специальными уборными, поручнями для беспрепятственного физического доступа к обучению;

- адаптация учебного материала в соответствии с потребностями студентов-инвалидов и доступ к необходимым университетским материалам, перевод необходимого учебного материала в доступную для инвалидов различных категорий форму: использование шрифта Брайля, аудиоформат, наушники, слуховые аппараты, электронные версии и т.д.;

- привлечение для работы со студентами-инвалидами узких квалифицированных специалистов, медицинских работников и психологов, сурдопереводчиков, тифлосурдопереводчиков;

- сопровождение нуждающихся студентов с инвалидностью и ОВЗ специалистами, а также волонтерами студентов-инвалидов на занятия в соответствии с расписанием и культурно-массовые мероприятия;

- создание культурной среды для студентов-инвалидов: проведение культурно-массовых, спортивных мероприятий, кружков с целью включения студентов-инвалидов в студенческую жизнь.

В ряде вузов реализуются более кардинальные меры по развитию высшего инклюзивного образования, среди которых:

- привлечение внимания к проблеме инвалидов региональных профильных ведомств, социальных и медицинских служб, общественных и политических организаций, средств массовой информации;

- создание силами университетов социальной рекламы, приглашающей студентов-инвалидов и студентов с ограниченными возможностями к обучению в вузе, а также создание рекламы для социума, привлекающей внимание к проблемам инвалидов и воспитывающей толерантное отношение к данной категории людей;

- проведение культурно-массовых, спортивных мероприятий совместно со здоровыми студентами, создание кружков и секций;

- создание психологической службы поддержки лиц с инвалидностью с целью поддержания психического здоровья обучающихся этой категории в трудных ситуациях;

- проведение тренингов, семинаров, круглых столов для студентов с ОВЗ и инвалидностью отдельно и совместно со здоровыми студентами с целью создания атмосферы взаимопонимания, поддержки, воспитания толерантного отношения;

- проведение практикумов для студентов инклюзивных групп по взаимодействию со студентами с инвалидностью и ОВЗ с целью воспитания позитивного восприятия, толерантности, преодоления дискриминации;

- оказание материальной помощи нуждающимся студентам с инвалидностью;

- содействие университетов в трудоустройстве выпускников с инвалидностью, причем решение данного вопроса будет способствовать возможности большему числу молодежи из числа лиц с ОВЗ и инвалидностью получить высшее образование и реализовать свои способности и возможности в профессиональной сфере.

Эффективность сопровождения студентов с инвалидностью и ОВЗ в системе высшего образования определяется степенью их участия в жизни университета и общества. Оно заключается в том, что каждый человек в большей или меньшей степени убежден, что в силах взаимодействовать с окружающими людьми и миром, добиваясь своих жизненных целей. Доминирующую роль в успешности профессионального становления лиц с инвалидностью и ОВЗ играет уровень сформированности профессионального развития. Он выражается в следующих характеристиках: самостоятельная постановка целей и осмысленность жизни; наличие представлений о стратегии личного будущего и компетентность в средствах ее достижения; сформированные профессиональные предпочтения и знание сфер профессиональной деятельности; способность к активной и творческой деятельности; рефлексия личных способностей, возможностей и мотивов; саморегуляция и саморефлексия.