Принципы сопровождения студентов с инвалидностью и ОВЗ при их обучении в системе высшего образования
Принципы сопровождения студентов с инвалидностью и ОВЗ
при их обучении в системе высшего образования
Конвенция о правах инвалидов Организации Объединенных Наций является для государств, ее ратифицировавших, основным документом, описывающим основные рамки для определения доступности объектов и услуг для инвалидов. В рамках ее реализации уточняются основные ориентиры государства:
- изменение общественного сознания в отношении людей с инвалидностью;
- расширение практики обучения учеников и студентов с ограничениями в обычных школах и высших учебных заведениях;
- создание института сопутствующего персонала и комплекса услуг, обеспечивающих как обыденную жизнь, так и профессиональную деятельность людей с ограниченными возможностями здоровья;
- создание технологий расширения информационно-ресурсного диапазона;
- формирование установки на независимость у людей с ограниченными возможностями и своевременное обучение их навыкам независимой жизни.
Принципы инклюзии формируют гуманистическую парадигму современного общества и новую модель построения отношений по следующим принципам доступности:
1. Ценность человека не зависит от его способностей и достижений.
2. Каждый человек способен чувствовать и думать.
3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным.
4. Все люди нуждаются друг в друге.
5. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений.
6. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе.
7. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, чего не могут.
8. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.
В качестве базовых принципов комплексного сопровождения студентов с инвалидностью при их обучении в высшем образовании выступают:
- принцип нормализации означает, что студент с инвалидностью и ОВЗ должен восприниматься в первую очередь как обучающийся вуза, являющийся полноценным гражданином с такими же правами и такой же жизнью, как у студентов без ограничений по здоровью;
- принцип реабилитации означает, что в процессе сопровождения следует стремиться обеспечить максимально возможное восстановление или компенсацию нарушенных, или полностью утраченных, в результате болезни или травмы, нормальных психических и физиологических функций и потребностей человеческого организма, его трудоспособности;
- принцип целостности означает, что в процессе сопровождения следует учитывать все аспекты жизнедеятельности студента, обеспечивающее становление его как личности и как профессионала;
- принцип ценностной ориентированности означает, что все мероприятия по сопровождению следует подчинять конечной цели развития каждого обучающегося - его профессиональному становлению, трудоустройству, готовности к самостоятельной и независимой жизни;
- принцип свободы означает, что сопровождаемый вправе в соответствии со своими убеждениями и мнениями решать, нуждается ли он в сопровождении, принимая или отказываясь от услуг по сопровождению;
- принцип гуманности означает признание ценности сопровождаемого как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей, необходимости создания условий для максимального личностного развития и самостоятельного освоения студентом системы отношений с миром и самим собой, рост его творческого потенциала, познавательных мотивов и социальной устойчивости;
- принцип семейноцентрированности означает, что в процессе сопровождения учитываются ресурсы и потенциал семьи, так как семья является наиболее важным фактором, оказывающим решающее влияние на рост и развитие окружением для студента;
- принцип дифференциации означает учет индивидуальных возрастных, психологических и нозологических особенностей студентов с инвалидностью и ОВЗ, разнообразия траекторий их индивидуального, личностного и профессионального развития;
- принцип партнерства означает, что сопровождение есть командная работа, реализация которой предполагает создание обстановки доверия в процессе взаимодействия;
- принцип актуализации и превенции, реализация которого предполагает учет динамики преобразований в социокультурном пространстве, профилактику рисков и угроз нравственной устойчивости личности обучающегося с проблемами здоровья;
- принцип партисипативности предполагает расширение пространства взаимодействия субъектов образования, способствует повышению коммуникации субъектов в образовательном процессе с уважением вклада и права каждого, формирует новые или дополнительные компетенции участников взаимодействия, которые обеспечивают более высокое качество продуктивной образовательной деятельности;
- принцип самостоятельности означает приоритет самого студента с ОВЗ и инвалидностью в решении личных проблем: специалисты создают условия, вникают в суть проблемы и предлагают помощь, оказывая влияние на самостоятельность действий (автономию) студента;
- принцип конфиденциальности означает неразглашение конфиденциальной и личной информации; этот принцип важен для доверительного общения, особенно при проведении психодиагностических процедур, бесед, психологических консультаций.
Соблюдение перечисленных принципов в процессе комплексного сопровождения студентов с инвалидностью и ОВЗ при их обучении в вузе способствует повышению доступности высшего образования, адаптацию его условий к потребностям лиц с инвалидностью и ОВЗ, обеспечивает возможности для реализации жизненных планов человека.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2025
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2026 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2025 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей
- Постановление Правительства РФ N 1875