Принципы сопровождения студентов с инвалидностью и ОВЗ при их обучении в системе высшего образования

Принципы сопровождения студентов с инвалидностью и ОВЗ

при их обучении в системе высшего образования

Конвенция о правах инвалидов Организации Объединенных Наций является для государств, ее ратифицировавших, основным документом, описывающим основные рамки для определения доступности объектов и услуг для инвалидов. В рамках ее реализации уточняются основные ориентиры государства:

- изменение общественного сознания в отношении людей с инвалидностью;

- расширение практики обучения учеников и студентов с ограничениями в обычных школах и высших учебных заведениях;

- создание института сопутствующего персонала и комплекса услуг, обеспечивающих как обыденную жизнь, так и профессиональную деятельность людей с ограниченными возможностями здоровья;

- создание технологий расширения информационно-ресурсного диапазона;

- формирование установки на независимость у людей с ограниченными возможностями и своевременное обучение их навыкам независимой жизни.

Принципы инклюзии формируют гуманистическую парадигму современного общества и новую модель построения отношений по следующим принципам доступности:

1. Ценность человека не зависит от его способностей и достижений.

2. Каждый человек способен чувствовать и думать.

3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным.

4. Все люди нуждаются друг в друге.

5. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений.

6. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе.

7. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, чего не могут.

8. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

В качестве базовых принципов комплексного сопровождения студентов с инвалидностью при их обучении в высшем образовании выступают:

- принцип нормализации означает, что студент с инвалидностью и ОВЗ должен восприниматься в первую очередь как обучающийся вуза, являющийся полноценным гражданином с такими же правами и такой же жизнью, как у студентов без ограничений по здоровью;

- принцип реабилитации означает, что в процессе сопровождения следует стремиться обеспечить максимально возможное восстановление или компенсацию нарушенных, или полностью утраченных, в результате болезни или травмы, нормальных психических и физиологических функций и потребностей человеческого организма, его трудоспособности;

- принцип целостности означает, что в процессе сопровождения следует учитывать все аспекты жизнедеятельности студента, обеспечивающее становление его как личности и как профессионала;

- принцип ценностной ориентированности означает, что все мероприятия по сопровождению следует подчинять конечной цели развития каждого обучающегося - его профессиональному становлению, трудоустройству, готовности к самостоятельной и независимой жизни;

- принцип свободы означает, что сопровождаемый вправе в соответствии со своими убеждениями и мнениями решать, нуждается ли он в сопровождении, принимая или отказываясь от услуг по сопровождению;

- принцип гуманности означает признание ценности сопровождаемого как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей, необходимости создания условий для максимального личностного развития и самостоятельного освоения студентом системы отношений с миром и самим собой, рост его творческого потенциала, познавательных мотивов и социальной устойчивости;

- принцип семейноцентрированности означает, что в процессе сопровождения учитываются ресурсы и потенциал семьи, так как семья является наиболее важным фактором, оказывающим решающее влияние на рост и развитие окружением для студента;

- принцип дифференциации означает учет индивидуальных возрастных, психологических и нозологических особенностей студентов с инвалидностью и ОВЗ, разнообразия траекторий их индивидуального, личностного и профессионального развития;

- принцип партнерства означает, что сопровождение есть командная работа, реализация которой предполагает создание обстановки доверия в процессе взаимодействия;

- принцип актуализации и превенции, реализация которого предполагает учет динамики преобразований в социокультурном пространстве, профилактику рисков и угроз нравственной устойчивости личности обучающегося с проблемами здоровья;

- принцип партисипативности предполагает расширение пространства взаимодействия субъектов образования, способствует повышению коммуникации субъектов в образовательном процессе с уважением вклада и права каждого, формирует новые или дополнительные компетенции участников взаимодействия, которые обеспечивают более высокое качество продуктивной образовательной деятельности;

- принцип самостоятельности означает приоритет самого студента с ОВЗ и инвалидностью в решении личных проблем: специалисты создают условия, вникают в суть проблемы и предлагают помощь, оказывая влияние на самостоятельность действий (автономию) студента;

- принцип конфиденциальности означает неразглашение конфиденциальной и личной информации; этот принцип важен для доверительного общения, особенно при проведении психодиагностических процедур, бесед, психологических консультаций.

Соблюдение перечисленных принципов в процессе комплексного сопровождения студентов с инвалидностью и ОВЗ при их обучении в вузе способствует повышению доступности высшего образования, адаптацию его условий к потребностям лиц с инвалидностью и ОВЗ, обеспечивает возможности для реализации жизненных планов человека.