Концептуально-методологические основы и сущность комплексного сопровождения студентов с инвалидностью и ОВЗ в системе высшего образования
Концептуально-методологические основы и сущность
комплексного сопровождения студентов с инвалидностью
и ОВЗ в системе высшего образования
Сопровождение понимается как процесс совместной деятельности сопровождающих и сопровождаемых ("со" - вместе), протекающий в течение определенного времени ("про" - продолжительность действия), характеризующийся доведением деятельности до результата при ведущей роли сопровождающих ("вождение" - ведение), но с безусловным учетом мнения сопровождаемых и их понимания целей и задач предлагаемых совместных действий.
Комплексное сопровождение студентов с инвалидностью и ОВЗ в системе высшего образования выступает:
- как метод, обеспечивающий создание условий для принятия субъектом оптимальных решений по выбору пути развития в различных ситуациях жизненного выбора;
- как система помощи субъекту в формировании и ответственном выборе ориентационного поля развития, в нейтрализации вызванных болезнью изменений в психической деятельности инвалида и поддержку формирования адаптационно-защитных механизмов в различных жизненных ситуациях, прежде всего, путем развития у субъекта сопровождения самостоятельности, активности и ответственности;
- как парадигма, основанная на ряде базовых принципов, в том числе опора на личностные достижения, нацеленность на самостоятельность субъекта при освоении системы отношений с миром и самим собой; создание условий для максимального личностного развития в рамках объективно данной среды;
- как целостная, комплексная система взаимодействия с человеком на уровне его субъективных проблем, нацеленная на оказание комплексной и своевременной помощи по формированию самостоятельности при выборе направлений деятельности, обеспечивающих социализацию и самореализацию личности, развитие и реализацию имеющегося у сопровождаемого потенциала;
- как особый вид практики, в основе которого лежит помощь субъекту, оказываемая в процессе формирования траектории его развития и оказания адресных и квалифицированных мер содействия успешному обучению в вузе.
Важнейшими подходами к организации сопровождения студентов с инвалидностью и ОВЗ выступают следующие идеи концепции системы непрерывного профессионального образования лиц с инвалидностью и ОВЗ:
1. Идея гуманизации как один из фундаментальных современных подходов к образованию - ведущая идея в концепции непрерывного профессионального образования лиц с инвалидностью и ОВЗ, предполагающая создание условий для овладения каждым из них профессиональных компетенций для вовлечения в труд и в социум в соответствии с личными интересами, способностями и возможностями. При этом профессиональное образование выступает в качестве инструмента самореализации, самовыражения и самоутверждения личности человека с инвалидностью и в качестве средства его устойчивости, социальной защиты и адаптации в условиях рыночной экономики, как его собственность, капитал, которым он может распоряжаться на рынке труда.
2. Идея интегрированности и междисциплинарности как методологические основания интеграции образовательной и реабилитационной составляющих профессионального образования людей с инвалидностью и ОВЗ, создания реабилитационно-образовательного пространства на различных уровнях, взаимосвязи и преемственности образовательных и реабилитационных мероприятий, обеспечивающих наиболее полную интеграцию целевой группы в общество и трудовую жизнь.
3. Идея демократизации как ведущий вектор развития системы образования, в том числе системы профессионального образования лиц с инвалидностью и ОВЗ, с позиции гармонизации отношений между обществом, государством и личностью, между руководителями и педагогами, между педагогами и обучаемыми, между самими обучаемыми.
4. Идея непрерывности как основа для построения системы образования людей с инвалидностью и ОВЗ, обеспечивающая реализацию способностей, запросов и возможностей личности на протяжении всей жизни, повышение уровня образования и квалификации, переподготовку и переквалификацию в связи с изменением состояния здоровья и адекватно отражающая структурные изменения в экономике и социальной политике государства, запросы социальной группы инвалидов.
5. Идея социализации личности человека с инвалидностью в процессе профессионального образования как фактора развития, образования, ориентации в новых социально-экономических условиях, становления человека как субъекта деятельности.
6. Идея профессионализации как основа обеспечения развития системы "личность - реабилитация - образование - профессия - производство - культура - общество".
7. Идея многоуровневости, обеспечивающая поступательное развитие личности, реализующая потенциальные возможности получения каждым человеком современного необходимого образования, обеспечивающая продуктивность профессиональной деятельности, рациональность трудоустройства, оптимальность - профессионального статуса и профессионального маршрута, профессионального самоопределения, самореализации, самоутверждения личности человека с инвалидностью в условиях рыночной экономики.
К категории студентов с инвалидностью и ОВЗ, нуждающихся в сопровождении в университете, относятся:
1. Студенты с инвалидностью и ОВЗ I - II курса в период адаптации к новым условиям образовательного процесса.
2. Студенты с инвалидностью и ОВЗ, имеющие трудности в обучении.
3. Отдельные группы студентов с инвалидностью и ОВЗ в случае возникновения ситуации межличностного конфликта.
4. Студенты с инвалидностью и ОВЗ, обучающиеся на выпускных курсах, в период подготовки к трудоустройству.
В целом, комплексное сопровождение профессионального становления лиц с инвалидностью и ОВЗ является процессом, в ходе которого личность сопровождаемого научается самостоятельно решать собственные проблемы и справляться с повседневными трудностями. Комплексное сопровождение понимается как деятельность, обеспечивающая создание разнообразных (организационных, психологических, педагогических, социальных, медицинских, технических) условий для принятия субъектом сопровождения оптимального решения в различных ситуациях жизненного выбора. Комплексное сопровождение студентов с инвалидностью и ОВЗ в процессе профессиональной подготовки призвано обеспечить реализацию имеющегося у студентов потенциала, раскрытие их индивидуальности, умения коммуницировать, накопление ими профессионально значимого опыта, овладение необходимыми способами самоорганизации и саморазвития.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2025
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2026 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2025 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей
- Постановление Правительства РФ N 1875