Технологии сопровождения студентов с инвалидностью и ОВЗ в системе высшего образования
Рассмотрим основные технологии сопровождения студентов с ОВЗ и инвалидностью в вузе.
1. Технология адаптивного обучения. Ее суть состоит в отборе учебного материала - тем, упражнений, заданий, лабораторных и контрольных работ, в разработке подробных методических указаний по их выполнению, а также при необходимости и запросе - о подборе специальных средств обучения, учете темпа выполнения заданий в зависимости от особых образовательных потребностей обучающегося вследствие нозологического нарушения (см. главу об учете нозологии нарушения).
Большинство студентов не имеют ясного представления о содержании и объеме учебной работы ни в пределах семестра, ни, тем более, на протяжении учебного года. Практически первокурсники в первую половину семестра выполняют только текущие учебные задания преподавателей, а в предзачетный и экзаменационный периоды оказываются перегруженными.
По технологии адаптивного обучения в начале семестра проводятся установочные лекции по ряду предметов, где студентам ставится цель, выдается или указывается учебный материал, даются пояснения и рекомендации по работе с ним. Для обеспечения ритмичной работы по каждой дисциплине студентам выдается так называемый график сетевого планирования выполнения работ, в т.ч. с учетом возможного темпа их выполнения.
К графику прилагаются методические указания, где подробно объясняется, какой учебник или пособие использовать, указываются названия тем для изучения, номера нужных страниц, как следует выполнять упражнения, задания, лабораторные работы и т.п.
2. Технология модульного обучения. Содержание образования представляется в законченных самостоятельных модулях, одновременно являющихся банком информации и методическим руководством по его применению (последнее особенно важно в период адаптации). В модуле четко определены цели обучения, задачи и уровни изучения данного модуля, названы навыки и умения. Как в программированном обучении, в модульном обучении тоже все заранее запрограммировано: не только последовательность изучения учебного материала, но и уровень его усвоения, контроль качества усвоения.
Отобранный перечень основных понятий, навыков и умений по каждому модулю доводится до сведения студентов. Они должны представлять себе требуемый объем знаний, умений и навыков, а также знать критерии оценки. После изучения каждого модуля по результатам теста преподаватель дает студентам необходимые рекомендации. По количеству баллов, набранных студентом, он сам может судить о степени своей продвинутости. Контроль знаний, благодаря рейтинговой системе, не является отсроченным, что традиционно провоцирует трудности у первокурсников.
Модульное обучение - это четкая технология обучения, а рейтинговая оценка обученности студента позволяет осуществлять планомерный контроль и с большей степенью достоверности характеризовать качество подготовки студента.
Некоторые преимущества использования модульной технологии при обучении студентов с инвалидностью:
- создание условий для организации учебной деятельности и комфортного темпа каждого студента;
- индивидуальный подход к студентам с ОВЗ и инвалидностью;
- включение студентов в осознанную учебную деятельность;
- содействие приобретению коммуникативных навыков и саморазвитию.
Образовательный процесс с использованием модульных технологий представляет собой целенаправленное построение модулей релевантными видами информации, предлагаемыми к усвоению.
3. Технология кураторства. Куратор - это сотрудник вуза (ППС или УВП), который не только читает лекции, но и ведет большую учебно-воспитательную работу в конкретной студенческой группе. Следит за успеваемостью и посещаемостью занятий, разбирается в причинах, мешающих студенту нормально учиться, принимает меры по их устранению. Задача куратора - способствовать развитию личностного потенциала каждого члена группы.
4. Технология тьюторинга. Тьюторы призваны помочь студентам справиться в первую очередь с учебными проблемами. Тьютор (преподаватель-консультант) организует эффективное изучение курса, проводит семинары и консультирует студентов, проверяет и комментирует письменные задания.
- помочь студенту получить максимальную отдачу от учебы;
- обеспечить обратную связь по выполненным заданиям;
- проводить групповые тьюториалы;
- консультировать и поддерживать студента;
- поддерживать в нем заинтересованность в обучении на протяжении всего курса;
- предоставить студенту возможность связываться с тьютором посредством телефона, почты, электронной почты и компьютерных конференций.
Преподаватель-тьютор служит мостом между студентами и учебным заведением для того, чтобы объяснять порядки и улаживать проблемы. Он играет важную роль в адаптации учебного плана таким образом, чтобы он отвечал индивидуальным потребностям студента.
Тьютор - это еще и индивидуальный тренер. Определенное количество часов в день он обязан находиться на кафедре или в указанной ему аудитории и принимать студентов для индивидуальной беседы, личной консультации. Именно здесь студенты уясняют для себя то, что не поняли на лекции или в библиотеке. Индивидуальные консультации - базовый и обязательный компонент работы со студентами с ОВЗ и инвалидностью.
Тьютор не только руководит работой студента, но и выполняет функции наставника, к которому студент может обратиться за советом по любому вопросу, связанному с его обучением.
Технология наставничества для студентов с инвалидностью и ОВЗ - это взаимодействие обучающегося и преподавателя, при котором наставник активизирует профессиональный и личностный потенциал студента, усиливает его мотивацию к самореализации.
Основная цель наставничества - обеспечение системного индивидуального сопровождения студента с инвалидностью, воздействие на личность, направленное на ее образование, активную социализацию, продуктивное развитие, социальную адаптацию путем передачи опыта наставника подопечному.
Некоторые формы наставничества:
- Виртуальное (дистанционное). Наставник и наставляемый общаются с помощью информационно-коммуникационных технологий, таких как видеоконференции, платформы для дистанционного обучения, социальные сети и онлайн-сообщества.
- Краткосрочное, или целеполагающее. Наставник и наставляемый встречаются по заранее установленному графику для постановки конкретных целей, ориентированных на определенные краткосрочные результаты.
- Ситуационное. Наставник оказывает помощь или консультацию по ситуации. Как правило, роль наставника состоит в том, чтобы обеспечить немедленное реагирование и поддержку подопечного.
- Традиционная форма ("один-на-один") - индивидуальное взаимодействие в течение определенного времени.
- Наставничество в группе - один наставник взаимодействует с группой наставляемых одновременно.
Перечисленный список технологий не исчерпывает всех возможностей. Вуз обладает автономией при выборе технологий сопровождения лиц с ОВЗ и инвалидностью. В процессе такого выбора следует помнить о том, что одной из сложностей системы вузовского образования является организация самостоятельной деятельности обучающихся, на которую уже сегодня опирается практически весь учебный процесс. Современные студенты многое должны делать самостоятельно: отыскивать материал, анализировать и критически его осмысливать, продуктивно с ним работать и т.д. Они должны уметь не только брать на себя ответственность за свое обучение, но и самостоятельно принимать решения, осознанно управлять учебной деятельностью, рефлексировать, корректировать по мере необходимости. Это предполагает саморазвитие, самосовершенствование в образовательном, профессиональном и личностном аспектах.
Приоритетными подходами в организации учебного процесса студентов с инвалидностью являются: проблемное обучение, проектные методики, концентрированное обучение, модульное обучение, дифференцированное обучение, развивающее обучение, социально-активное, интерактивное обучение, рефлексивное обучение, развитие критического мышления.
Условиями развития автономности студентов с ОВЗ и инвалидностью в процессе профессиональной подготовки является создание творческой атмосферы сотрудничества, характеризующейся поощрением свободы выбора (педагогические); стремление "быть самим собой", принимать самостоятельные решения на основе системы собственных ценностей, открытость новому опыту (психологические). Неблагоприятными условиями являются авторитарность, обучение по алгоритму (педагогические); отсутствие инициативности, стереотипность (психологические). Недостаточное развитие у студентов с ОВЗ автономии как способности действовать и мыслить самостоятельно и независимо, способности принимать решения, ставить цели и самостоятельно разрабатывать способы их достижения могут блокировать профессиональное становление личности, от которой сегодня требуется креативность, гибкость, ответственность, динамичность, готовность внедрять новые технологии.
Центральным понятием сопровождения является саморазвитие как интегральная характеристика положительных трансформаций личности в части самопознания, самоорганизации, самосовершенствования; ориентации на развитие уверенности в себе, самообладания, добросовестности, активности, самостоятельности, расширения круга интересов, ответственности. Таким образом, в процессе выбора технологии можно сделать акцент на глубинном смысле сопровождения, суть которого - в сложных преобразованиях, затрагивающих ядро личности студента с ОВЗ и инвалидностью. В процессе сопровождения нужно дать возможность студенту целевой группы решать проблемы самостоятельно и ответственно. Ведь принятие личной ответственности за свою судьбу и есть тот главный шаг на пути от "ограничений", зависимости, пассивности, беспомощности к социально и психологически здоровой личности, способной к самостоятельным решениям жизненных проблем. Главное отличие сопровождения состоит в том, что проблема обозначается и решается самостоятельно самим студентом с ОВЗ и инвалидностью при опосредованном, поддерживающем участии специалиста. При этом человек с ОВЗ и инвалидностью берет ответственность на себя за результат своих действий, становится субъектом жизнедеятельности. Речь идет об автономии как об одном из компонентов психологического благополучия личности в целом.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2025
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2026 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2025 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей
- Постановление Правительства РФ N 1875