2. Психолого-педагогическое сопровождение

2. Психолого-педагогическое сопровождение.

Цель: помощь обучающимся с инвалидностью и ОВЗ в профессиональном и личностном развитии в процессе получения высшего образования.

Задачи:

1) формирование инклюзивной образовательной и воспитательной среды вуза, создание условий для самореализации и саморазвития личности студентов с инвалидностью;

2) оказание превентивной и оперативной помощи студентам с ОВЗ и инвалидностью в решении их индивидуальных проблем в общении и обучении; помощь студентам, педагогам, родителям в преодолении психологических, социальных, личностных трудностей;

3) раскрытие и развитие индивидуальности (внутренних ресурсов) через совместную деятельность участников образовательного процесса;

4) создание условий для самопознания и самореализации студентов с ОВЗ и инвалидностью, для принятия ими себя и другого, для конструктивного построения межличностных отношений;

5) учет достоинств студентов с ОВЗ и инвалидностью, их возможностей и ресурсов; позитивное восприятие их недостатков;

6) создание благоприятной психологической атмосферы;

7) разработка индивидуальных программ сопровождения студентов с инвалидностью и ОВЗ;

8) участие в профессиональном отборе и профессиональном подборе;

9) психологическая помощь студентам, сотрудникам университета и семье в форме консультаций и тренингов в групповой и индивидуальной форме.

Технологии и содержание данного вида сопровождения.

Данное направление включает: психолого-педагогическую диагностику, в т.ч. с целью выявления рисков дезадаптации и личностных дефицитов, готовности к учебно-познавательной деятельности, мотивов учения, ценностных ориентаций, социально-психологических установок и др.; психолого-педагогическую помощь сотрудникам вуза в области формирования мотивационно-личностной готовности к реализации инклюзивного обучения; разработку и реализацию программ адаптации обучающихся с инвалидностью и ОВЗ; помощь в развитии (учебных умений, регуляции своей жизнедеятельности и др.); проведение мероприятий для развития социально-коммуникативных навыков и личностных качеств обучающихся; оказание психологической помощи в форме индивидуальных и групповых консультаций; организацию событий инклюзивной направленности для создания дружественной социокультурной среды; вовлечение обучающихся в различные формы внеаудиторной работы (участие в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов, научных студенческих обществ, волонтерских организаций и др.); психологическую поддержку (в преодолении трудностей самостоятельной жизни, в установлении комфортных взаимоотношений с однокурсниками и педагогами и др.); консультирование (студентов, членов семьи, сотрудников).

Для психолого-педагогического сопровождения, реализуемого в вузе, важно, чтобы студент с ОВЗ и инвалидностью научился владеть собой, конструктивно преодолевать препятствия и трудности, научился быть автором собственной жизни, был способен без посторонней помощи и контроля решать собственные проблемы. Феномен психолого-педагогического сопровождения в том, что помогать нужно лишь тому, что уже имеется в наличии (но на недостаточном уровне), то есть сопровождается "самодвижение", развитие "самости", самостоятельности студента с ОВЗ и инвалидностью.

Особенно важна подобного рода помощь студентам с инвалидностью и ОВЗ в период адаптации к вузу. Проблемы самоорганизации, планирования своей жизни, самоконтроля являются достаточно трудными для студентов с ОВЗ и инвалидностью. В связи с этим студентов следует с первых же дней пребывания в вузе настроить на систематический, упорный, самостоятельный труд, на заботу о себе.

Продвижение в процессе адаптации обеспечивается благодаря системному подходу, предполагающему одновременное воздействие и на профессионально-образовательную среду, и на личность инвалида. Эффективное психолого-педагогическое сопровождение предполагает создание безопасных условий (педагогических, психологических) для успешного обучения и развития каждого студента с ОВЗ и инвалидностью для наиболее эффективного становления личности и успешную адаптацию к вузу лиц с инвалидностью.

Психолого-педагогическое сопровождение - обязательная составляющая сопровождения студентов с инвалидностью и с ОВЗ в вузах. Данная форма работы позволяет таким студентам в полной мере узнать и принять свои истинные достоинства и пока не сложившиеся адаптивные психологические характеристики, приобрести знания и навыки коммуникативного взаимодействия со сверстниками и преподавателями, крайне необходимые для продуктивной учебы, успешной реабилитации и успешной последующей работы по специальности; помогает научиться максимально продуктивно реализовывать и развивать свои психологические ресурсы; профилактировать и преодолевать психологические барьеры между студентами с инвалидностью и их здоровыми сверстниками, с преподавателями, которые недостаточно знают и понимают, зачастую боятся или стесняются активно обращаться к "особенным" студентам, избегают общения с этой группой студентов; нередко недостаточно объективно оценивают уровень знаний и навыков таких студентов.

Психолого-педагогическое сопровождение основано на выстраивании понимающих отношений. При данной форме помощи важное место отводится ближайшему окружению, которое двигается вместе с меняющейся личностью, своевременно направляет, но не опекает. Это важно, так как чрезмерная помощь и необоснованная опека могут привести обучающегося с инвалидностью и с ОВЗ к потребительским и иждивенческим настроениям, что, в свою очередь, способствует их виктимизации (активизации и закреплению установки на поведение жертвы).

Программы психолого-педагогического сопровождения должны выстраиваться в соответствии с индивидуальными, личностными, возрастными особенностями, состоянием физического и психологического здоровья студентов с ОВЗ и инвалидностью и базироваться на реальных возможностях образовательной среды (материально-техническая база, обеспеченность кадрами, методическая обеспеченность и др.).

Кем осуществляется. Психолого-педагогическое сопровождение осуществляется психологической службой вуза во взаимодействии с лицами, ответственными за обеспечение условий доступности объектов и услуг для лиц с инвалидностью и ОВЗ.

Критерии успешности. Критериями успешного психолого-педагогического сопровождения является адаптация студента с инвалидностью к учебно-познавательной среде, личностное самоопределение и выработка нового стиля жизнедеятельности. Психолого-педагогическое сопровождение:

- по степени участия специалистов может быть: непосредственное (индивидуальное консультирование, групповые тренинги) и опосредованное (методическая помощь преподавателям);

- по времени: сочетает своевременное вмешательство и последействие;

- по длительности: единовременные консультации и пролонгированные программы.