2. Психолого-педагогическое сопровождение
Цель: помощь обучающимся с инвалидностью и ОВЗ в профессиональном и личностном развитии в процессе получения высшего образования.
1) формирование инклюзивной образовательной и воспитательной среды вуза, создание условий для самореализации и саморазвития личности студентов с инвалидностью;
2) оказание превентивной и оперативной помощи студентам с ОВЗ и инвалидностью в решении их индивидуальных проблем в общении и обучении; помощь студентам, педагогам, родителям в преодолении психологических, социальных, личностных трудностей;
3) раскрытие и развитие индивидуальности (внутренних ресурсов) через совместную деятельность участников образовательного процесса;
4) создание условий для самопознания и самореализации студентов с ОВЗ и инвалидностью, для принятия ими себя и другого, для конструктивного построения межличностных отношений;
5) учет достоинств студентов с ОВЗ и инвалидностью, их возможностей и ресурсов; позитивное восприятие их недостатков;
6) создание благоприятной психологической атмосферы;
7) разработка индивидуальных программ сопровождения студентов с инвалидностью и ОВЗ;
8) участие в профессиональном отборе и профессиональном подборе;
9) психологическая помощь студентам, сотрудникам университета и семье в форме консультаций и тренингов в групповой и индивидуальной форме.
Технологии и содержание данного вида сопровождения.
Данное направление включает: психолого-педагогическую диагностику, в т.ч. с целью выявления рисков дезадаптации и личностных дефицитов, готовности к учебно-познавательной деятельности, мотивов учения, ценностных ориентаций, социально-психологических установок и др.; психолого-педагогическую помощь сотрудникам вуза в области формирования мотивационно-личностной готовности к реализации инклюзивного обучения; разработку и реализацию программ адаптации обучающихся с инвалидностью и ОВЗ; помощь в развитии (учебных умений, регуляции своей жизнедеятельности и др.); проведение мероприятий для развития социально-коммуникативных навыков и личностных качеств обучающихся; оказание психологической помощи в форме индивидуальных и групповых консультаций; организацию событий инклюзивной направленности для создания дружественной социокультурной среды; вовлечение обучающихся в различные формы внеаудиторной работы (участие в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов, научных студенческих обществ, волонтерских организаций и др.); психологическую поддержку (в преодолении трудностей самостоятельной жизни, в установлении комфортных взаимоотношений с однокурсниками и педагогами и др.); консультирование (студентов, членов семьи, сотрудников).
Для психолого-педагогического сопровождения, реализуемого в вузе, важно, чтобы студент с ОВЗ и инвалидностью научился владеть собой, конструктивно преодолевать препятствия и трудности, научился быть автором собственной жизни, был способен без посторонней помощи и контроля решать собственные проблемы. Феномен психолого-педагогического сопровождения в том, что помогать нужно лишь тому, что уже имеется в наличии (но на недостаточном уровне), то есть сопровождается "самодвижение", развитие "самости", самостоятельности студента с ОВЗ и инвалидностью.
Особенно важна подобного рода помощь студентам с инвалидностью и ОВЗ в период адаптации к вузу. Проблемы самоорганизации, планирования своей жизни, самоконтроля являются достаточно трудными для студентов с ОВЗ и инвалидностью. В связи с этим студентов следует с первых же дней пребывания в вузе настроить на систематический, упорный, самостоятельный труд, на заботу о себе.
Продвижение в процессе адаптации обеспечивается благодаря системному подходу, предполагающему одновременное воздействие и на профессионально-образовательную среду, и на личность инвалида. Эффективное психолого-педагогическое сопровождение предполагает создание безопасных условий (педагогических, психологических) для успешного обучения и развития каждого студента с ОВЗ и инвалидностью для наиболее эффективного становления личности и успешную адаптацию к вузу лиц с инвалидностью.
Психолого-педагогическое сопровождение - обязательная составляющая сопровождения студентов с инвалидностью и с ОВЗ в вузах. Данная форма работы позволяет таким студентам в полной мере узнать и принять свои истинные достоинства и пока не сложившиеся адаптивные психологические характеристики, приобрести знания и навыки коммуникативного взаимодействия со сверстниками и преподавателями, крайне необходимые для продуктивной учебы, успешной реабилитации и успешной последующей работы по специальности; помогает научиться максимально продуктивно реализовывать и развивать свои психологические ресурсы; профилактировать и преодолевать психологические барьеры между студентами с инвалидностью и их здоровыми сверстниками, с преподавателями, которые недостаточно знают и понимают, зачастую боятся или стесняются активно обращаться к "особенным" студентам, избегают общения с этой группой студентов; нередко недостаточно объективно оценивают уровень знаний и навыков таких студентов.
Психолого-педагогическое сопровождение основано на выстраивании понимающих отношений. При данной форме помощи важное место отводится ближайшему окружению, которое двигается вместе с меняющейся личностью, своевременно направляет, но не опекает. Это важно, так как чрезмерная помощь и необоснованная опека могут привести обучающегося с инвалидностью и с ОВЗ к потребительским и иждивенческим настроениям, что, в свою очередь, способствует их виктимизации (активизации и закреплению установки на поведение жертвы).
Программы психолого-педагогического сопровождения должны выстраиваться в соответствии с индивидуальными, личностными, возрастными особенностями, состоянием физического и психологического здоровья студентов с ОВЗ и инвалидностью и базироваться на реальных возможностях образовательной среды (материально-техническая база, обеспеченность кадрами, методическая обеспеченность и др.).
Кем осуществляется. Психолого-педагогическое сопровождение осуществляется психологической службой вуза во взаимодействии с лицами, ответственными за обеспечение условий доступности объектов и услуг для лиц с инвалидностью и ОВЗ.
Критерии успешности. Критериями успешного психолого-педагогического сопровождения является адаптация студента с инвалидностью к учебно-познавательной среде, личностное самоопределение и выработка нового стиля жизнедеятельности. Психолого-педагогическое сопровождение:
- по степени участия специалистов может быть: непосредственное (индивидуальное консультирование, групповые тренинги) и опосредованное (методическая помощь преподавателям);
- по времени: сочетает своевременное вмешательство и последействие;
- по длительности: единовременные консультации и пролонгированные программы.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2025
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2026 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2025 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей
- Постановление Правительства РФ N 1875