Учет нозологии нарушения, общих и специфических особенностей в процессе сопровождения студентов с инвалидностью при их обучении в высшем образовании

Учет нозологии нарушения, общих и специфических особенностей

в процессе сопровождения студентов с инвалидностью

при их обучении в высшем образовании

Студенты с ОВЗ и инвалидностью относятся к социально уязвимой категории, что обусловлено:

1. Возрастным критерием: молодежь, наряду с детьми и пожилыми людьми, имеет ограничения в определении жизненно важных ресурсов и возможностей их самостоятельного удовлетворения.

2. Несоответствием реальных (наличных) ресурсов, характерных для инвалидности, и требованиями профессиональной образовательной среды.

3. Социальными рисками, определяющими особое положение инвалидов как социальной группы, переходное состояние от благополучия к неблагополучию, а также несущими в себе потенциал негативных изменений в определенной ситуации (материальной, правовой, физической, психологической, социальной и т.п.).

4. Психологическими особенностями: слабой мотивацией лиц с инвалидностью и ОВЗ, в том числе и их родителей на психолого-педагогическое сотрудничество, в том числе и психолого-педагогическое сопровождение.

5. Внутренними противоречиями в развитии личности студента с ОВЗ и инвалидностью, провоцирующие его виктимизацию (уязвимость), в том числе:

- потребность в социальном признании и ограниченные возможности ее реализации;

- потребность в самостоятельности и покровительственное отношение взрослых, в частности, родителей;

- потребность в самоосмыслении, самоидентификации и недостаточная или противоречивая информация о себе, а также несформированность умения интегрировать, переосмысливать эту информацию;

- потребность в понимании и чувство одиночества, отчужденности.

КонсультантПлюс: примечание.

Нумерация пунктов дана в соответствии с официальным текстом документа.

8. Трудностями адаптации, связанными с наличием неразрешенных внутренних конфликтов; представлений о непреодолимости препятствий, отказом от поиска; отсутствием стремлений к активной деятельности, "витанием в облаках"; низкой самооценкой, отсутствием интереса к себе, страхом неудачи; стереотипным и непродуктивным поведением в условиях неопределенности; ригидностью сценариев приспособления к жизненной ситуации и др. Нередко трудности адаптации связаны со сформированной о молодых инвалидах "выученной беспомощностью". Феномен "выученной беспомощности", как правило, возникает в результате того, что часть обучающихся с ОВЗ и инвалидностью в школьный период обучения проводят в условиях эсклюзии (на домашнем обучении, в специальных интернатах), что приводит к неготовности справляться с проблемами адаптации в вузе, отказу от обучения и отчислению из вуза.

Основные группы объективных трудностей, с которыми сталкиваются студенты с ОВЗ и инвалидностью на первых порах обучения:

- трудности физиологической адаптации (недостаток свободного времени, отсутствие полноценного отдыха, подготовка к занятиям в режиме дефицита времени, физическое переутомление, информационная перегрузка и т.п.);

- трудности познавательной (учебной) адаптации (необходимость перехода с урочной системы на лекционную, неготовность к новым способам восприятия и переработки информации, большой объем информации, сложность усвоения новых учебных дисциплин, недостаточная самоорганизация при отсутствии ежедневной проверки знаний, боязнь публичных выступлений и др.);

- трудности межличностной адаптации (недостаток внимания со стороны преподавателей, куратора; отсутствие привычного круга общения; сложности в привыкании к новой обстановке, к новым людям; недостаток эмоциональности в общении; отсутствие навыков самопрезентации в группе; сложности в отношениях с товарищами по учебе; выстраивание новой системы отношений с преподавателями; необходимость профилактики и преодоления психологических барьеров в общении с преподавателями и здоровыми студентами, основные причины которых сводятся к страхам взаимодействия "с неизвестными", "непонятными" людьми и др.).

Типы формирования дезадаптации студентов с инвалидностью в зависимости от степени проявления того или иного фактора:

- соматогенный тип (главными факторами риска дезадаптации являются физиологические факторы),

- социогенный тип (главным факторами риска дезадаптации являются трудности учебной адаптации),

- психогенный тип (главными факторами риска психической дезадаптации являются межличностные проблемы).

Факторы риска дезадаптации студентов с инвалидностью:

- неопределенность или отсутствие мотивации выбора профессии;

- несоответствие направления подготовки интересам, способностям и возможностям;

- недостаточно адекватное представление о своих способностях и возможностях;

- недостаточный уровень довузовской подготовки;

- неготовность к изменению режима труда и отдыха в условиях повышенной интеллектуальной нагрузки и дефицита времени;

- недостаток навыков самоорганизации и планирования своей деятельности;

- низкий уровень самостоятельности;

- неготовность к переживанию разрыва прежних эмоциональных связей (в том числе отрыва от семьи для иногородних студентов);

- неспособность выстроить новые взаимоотношения со сверстниками и педагогами;

- неумение осуществлять психологическое саморегулирование поведения и деятельности;

- особенности организации учебного процесса в вузе и др.;

- необходимость пропускать занятия по состоянию здоровья, для прохождения курсов лечения, реабилитации и т.п.;

- низкий уровень готовности к продуктивному взаимодействию (неготовность просить о помощи и др.);

- наличие психологических защит, барьеров в общении, обусловленных особенностями здоровья и др.

В основе комплексного сопровождения лиц с ОВЗ и инвалидностью лежат особые потребности инвалидов и их возможности. Особые потребности определяются уровнем развития лица с ОВЗ, который зависит не только от медицинского диагноза, но и от качества предшествующего обучения и воспитания, условий проживания, отношения семьи к проблемам инвалида и др. Особые потребности предполагают введение специальных условий, включают построение "обходных путей", использование специфических средств общения, более дифференцированного, нередко "пошагового" инструктирования и сопровождения.

Особые потребности обучающихся с инвалидностью и ОВЗ:

- лица с нарушениями слуха (глухие, слабослышащие, с кохлеарным имплантом) характеризуются тем, что у них могут возникать сложности восприятия и понимания устной речи, особенно если присутствуют плохие акустические условия (на расстоянии, в шуме, при наличии эха в помещении), недостаточная внятность речи говорящего. Ведущим каналом восприятия в процессе общения для лиц с нарушениями слуха является зрительный анализатор. Трудности, возникающие у лиц с нарушениями слуха в процессе общения, могут быть вызваны особенностями слухового внимания и памяти, недостаточностью словарного запаса и освоения грамматики, ограниченностью общих представлений и затруднениями в понимании речи. В качестве дополнительных информационных каналов в процессе общения с людьми с нарушениями слуха необходимо использовать естественные жесты и мимику, язык телодвижений (пантомимику) и специфические средства - дактилологию и жестовый язык глухих. В процессе сопровождения лиц с нарушениями слуха следует помнить, что далеко не во всех случаях с такими людьми нужно говорить более громко. Говорить следует ясно и ровно, смотреть в лицо собеседнику, использовать простые фразы. Иногда необходимо снизить высоту голоса, иногда говорить более четко. В некоторых случаях понадобится письменное общение, а в других - общение при помощи жестов и дактилологии.

- лицам с нарушениями зрения (слепых, слабовидящих, с амблиопией и косоглазием) характерны фрагментарность восприятия, уменьшение объема усваиваемого материала, замедление темпа работы, агглютинация (сжатие) усваиваемого материала, трудности концентрации на материале, более длительный период автоматизации действий и выработки навыка, проблемы в двигательных умениях и процессуальные трудности в них, вербализм представлений, выражающийся в нарушении связи между словами и образами, компенсаторно более развитая способность к слуховому восприятию и удержанию аудиальной информации, а также к более длительной и устойчивой активности сознания. У таких людей имеются склонность к гиподинамии, проблемы с пространственным ориентированием, нарушения равновесия и координации движений, нарушения осанки, скорости, ритма и точности движений, повышенная утомляемость, снижение работоспособности. Для успешной социализации инвалидов по зрению необходимо обеспечить: целенаправленное обогащение чувственного опыта через активизацию, развитие, обогащение зрительного восприятия и сохранных анализаторов; расширение и обогащение предметных и пространственных представлений, формирование и расширение понятий; систематическое и целенаправленное развитие логических приемов переработки учебной информации; обеспечение доступности учебной информации для зрительного восприятия слабовидящими; использование индивидуальных материалов; учет темпа работы, увеличение времени на выполнение работ; активное использование речи как средства компенсации нарушенных функций; целенаправленное формирование и поддержка умений и навыков зрительной ориентировки в микро- и макропространстве; поддержание психофизического тонуса.

- лица с нарушениями опорно-двигательного аппарата испытывают потребность в доступной, безбарьерной среде; часто - в специальных приспособлениях; специальных методах, приемах и средствах коммуникации (в том числе специализированных компьютерных технологий).

- лица с инвалидностью и ОВЗ по соматическому профилю в основном представлены такими группами инвалидизирующих заболеваний как сахарный диабет, тяжелая патология сердечно-сосудистой, дыхательной и кроветворной системы, заболевания центральной нервной системы, онкологические заболевания. Для лиц с инвалидностью по соматическому профилю нередко характерны следующие особенности: инертность психических процессов; сниженные адаптационные возможности; астения, повышенная утомляемость; уменьшенный объем памяти; замедленное восприятие информации; замедленная переработка полученной информации; затруднения в воспроизведении большого объема информации; быстрая утомляемость; недостаточная мотивация к учению и труду. Тяжелые инвалидизирующие состояния нередко приводят к формированию специфических особенностей в развитии личности: неуверенности в себе, неоправданной зависимости от окружающих, низкой коммуникабельности, наличию повышенной тревожности, неврозов, страхов, пессимизму, неадекватной (заниженной или завышенной) самооценки, неумению управлять собственным поведением, повышенной вспыльчивостью, агрессивностью, замкнутостью, склонностью к истерическим, депрессивным и ипохондрическим состояниям. Наиболее частыми вопросами взаимодействия с данной группой инвалидов являются вопросы правил поведения и оказания помощи при обмороке, эпилептическом или диабетическом приступах, носовом кровотечении.

- лица с эмоциональными и поведенческими трудностями нуждаются в том, чтобы с ними говорили простыми предложениями, делали паузы, не повышали голос. Для них труден зрительный контакт и прикосновения, общение большой группой людей. Им легче жить по заранее составленному плану, поэтому нельзя резко изменять расписание занятий или других мероприятий. Таким людям проще ориентироваться на визуальные сигналы, поэтому им нужно давать визуальные подсказки, где это возможно. Если на каком-то мероприятии существуют особые правила поведения, то их тоже лучше представить в виде символических изображений или надписей. Для подобных целей также существуют компьютерные программы, позволяющие следить за временем, составлять расписания, общаться без слов.

В процессе реализации комплексного сопровождения лиц с инвалидностью и ОВЗ следует помнить, что в настоящее время одним из базовых принципов функционирования гражданского общества выступает принцип доступности, предполагающий равный доступ инвалидов и лиц с ОВЗ к социальной, политической и экономической жизни. Доступность включает в себя не только физический доступ, но и доступ к тем же инструментам, сервисам, организациям и помещениям, в который имеют доступ иные категории граждан. Концепция доступного дизайна и практика разработки доступных объектов призваны обеспечить как "прямой доступ" (то есть без сторонней помощи), так и "непрямой доступ", означающий совместимость с вспомогательными технологиями, используемыми человеком. Это, в свою очередь, обеспечивает соблюдение принципа нормализации. Нормализация означает, что человек с инвалидностью и ОВЗ имеет право вести обычную жизнь. Люди с нарушениями при этом не становятся обычными людьми, но окружение становится приемлемым для их самостоятельного функционирования.