Алгоритм сопровождения студентов с инвалидностью при их обучении в высшем образовании
1. Сопровождение профориентационной работы с инвалидами и лицами с ОВЗ на довузовском этапе:
- информирование целевой аудитории о возможности инклюзивного образования в вузе;
- взаимодействие со школами, колледжами и т.п.;
- создание условий для развития волонтерства;
- проведение профориентационных мероприятий;
- анализ и прогнозирование контингента абитуриентов;
- диагностика и профориентационное консультирование;
- инструктаж для секретарей приемной комиссии.
2. Сопровождение прогресса сбора данных для поступления в вуз:
- консультирование о правилах и порядке приема, о возможности обучения в вузе лиц с ОВЗ и инвалидностью по выбранной специальности;
- взаимодействие с МСЭК, школами города, родителями абитуриентов с ОВЗ и инвалидностью;
- заполнение специальной анкеты абитуриента с ОВЗ инвалидностью с целью выявления особых образовательных потребностей поступающего и необходимых для него специальных условий обучения.
3. Сопровождение приемной кампании:
- создание специальных условий для лиц с ОВЗ и инвалидностью на этапе подачи документов (возможность присутствия ассистента - тьютора);
- обсуждение с абитуриентами с ОВЗ и инвалидностью прогнозируемой траектории обучения и трудоустройства по выбранной специальности (с учетом нозологии нарушения);
- создание особых условий для прохождения вступительных испытаний абитуриентам с ОВЗ и инвалидностью.
4. Сопровождение поступления в университет:
- анализ поступившего контингента лиц с ОВЗ и инвалидностью, анализ индивидуальных программ реабилитации и анкет (информация для первичного инструктажа профессорско-преподавательского состава, преподавателей-кураторов и студентов-игротехников, тренеров адаптационных дисциплин, отдела расписаний, учебно-методического отдела, разработчиков образовательных программ и рабочих программ учебных дисциплин);
- информирование структурных подразделений, профессорско-преподавательского состава и должностных лиц, работающих со студентами с ОВЗ и инвалидностью о необходимости создания специальных условий обучения и учета особых образовательных потребностей студентов с ОВЗ и инвалидностью;
- обеспечение специальных условий обучения (инфраструктура доступа, методические и учебные материалы) студентам с ОВЗ и инвалидностью.
5. Сопровождение обучения по выбранному направлению (специальности):
- диагностика и содействие адаптации к вузу, включение в программу адаптационных дисциплин специальных технологий, методов и приемов;
- создание условий для полноценного образовательного процесса, адаптация образовательных программ и рабочих программ учебных дисциплин, разработка индивидуального образовательного маршрута;
- реализация адаптационных дисциплин и специализированного адаптационного модуля для обучающихся с ОВЗ и инвалидностью;
- определение индивидуальных вариантов прохождения практики с учетом противопоказаний к занятию отдельными видами профессиональной деятельности и гигиенических требований к условиям труда инвалидов;
- консультирование по вопросам преодоления трудностей обучения и профилактике академических рисков у студентов с ОВЗ и инвалидностью;
- вовлечение студентов с ОВЗ и инвалидностью в организацию и участие в культурно-массовых, творческих и вне учебных мероприятий;
- вовлечение в занятия адаптивной физической культурой.
Основываясь на мобилизации новых ресурсов, внешних и внутренних источников помощи студенту с ОВЗ и инвалидностью, можно выделить главные ориентиры психолого-педагогической работы по сопровождению адаптации лиц с ОВЗ и инвалидностью к обучению в вузе:
- формирование способности контролировать события, понимать причины стресса, осознавать действия, которые необходимо предпринять;
- развитие гибкости в решении проблем;
- снижение уровня тревожности;
- развитие умений индивидуальной эмоциональной, интеллектуальной и когнитивной организации жизни;
- отказ от непродуктивных защитных стратегий;
- утверждение своей индивидуальности через конструктивное поведение и общение;
- формирование способности позитивно воспринимать себя и жизнь.
6. Сопровождение прохождения практики:
- подготовка методических рекомендаций по сопровождению лиц с ОВЗ и инвалидностью для руководителей практик по направлениям подготовки (специальности) и работодателей;
- создание возможности альтернативного прохождения практики, в т.ч. на базе кафедр вуза;
- осуществление взаимодействия между руководителями, базами практик и Центром содействия трудоустройству вуза в подборе баз прохождения практики для лиц с ОВЗ и инвалидностью с перспективой дальнейшего трудоустройства.
7. Сопровождение окончания обучения, присвоения квалификации, трудоустройства, первичное сопровождение молодого специалиста:
- консультирование студентов с ОВЗ и инвалидностью по вопросам профессионального самоопределения и закрепления на рабочем месте;
- освоение технологии построения карьеры;
- взаимодействие кафедр, Ресурсного центра инклюзивного образования, Центра содействия трудоустройству вуза и организаций, ассоциаций, предприятий по содействию в трудоустройстве выпускников с инвалидностью и ОВЗ;
- содействие поиску вакансий и трудоустройству выпускника с инвалидностью и ОВЗ.
Значительные усилия специалистов университета должны быть нацелены на формирование социально-психологического климата, способствующего адаптации и интеграции в образовательном пространстве вуза лиц с ОВЗ и инвалидностью; развитие инклюзивной культуры у студентов и работников университета; развитие и совершенствование образовательного процесса и профориентационной работы с лицами с ОВЗ и инвалидностью; формирование благоприятных условий физической среды для получения высшего, дополнительного и послевузовского образования и последующего трудоустройства обучающихся с ОВЗ и инвалидностью; создание условий для реабилитации лиц с ОВЗ и инвалидностью; большое внимание необходимо уделять информационной поддержке высшего инклюзивного образования.
8. Условия реализации комплексного сопровождения студентов с инвалидностью при их обучении в высшем образовании:
- создать структурное подразделение, ответственное за работу с обучающимися с ОВЗ и инвалидностью (центр, отдел, отделение, служба и т.п.), определив его функционал, в т.ч. по координации работы других служб университета по вопросам комплексного сопровождения образования;
- включить в штатное расписание и принять на работу специалистов сопровождения (психолог, социальный педагог, тьютор, ассистент (помощник) и др.) в зависимости от численности обучающихся с инвалидностью и ОВЗ и их нозологий;
- вести постоянный мониторинг контингента лиц с инвалидностью (абитуриентов, обучающихся, выпускников), их запросов на сопровождение с учетом рекомендаций ПМПК, МСЭ в ИПРА (при наличии);
- разработать пакет соответствующих ЛНА (положение о центре, должностные инструкции специалистов, программа комплексного сопровождения);
- предусмотреть в программе по комплексному сопровождению инклюзивного высшего образования мероприятия, направленные на согласованную деятельность специалистов вуза на различных этапах профессионального становления лиц с ОВЗ и инвалидностью;
- определить (при необходимости разработать) адаптированную образовательную программу обучения или индивидуальный образовательный маршрут, включающий: индивидуальный учебный план для каждого обучающегося, учитывая его особенности, на основе базисного учебного плана (индивидуальная траектория);
- провести адаптацию учебного и контрольно-измерительного материала под различные нозологические группы обучающихся;
- обеспечить комфортную доступную среду в соответствии с нозологией обучающегося;
- предоставить на основании заключения ПМПК и ИПРА тьютора, сурдопереводчика, тифлопереводчика, тифлосурдопереводчика (на период адаптации обучающегося в организации, полугодие, учебный год, на постоянной основе; индивидуально или на группу обучающихся);
- оказать помощь родителям в гармонизации внутрисемейных отношений и оптимизации их состояния;
- использовать специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования, средства альтернативной коммуникации;
- регулярно проводить анализ эффективности обучаемости студентов с инвалидностью и при необходимости вносить правки в траекторию профессионального и психоэмоционального развития.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2025
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2026 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2025 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей
- Постановление Правительства РФ N 1875