Алгоритм сопровождения студентов с инвалидностью при их обучении в высшем образовании

Алгоритм сопровождения студентов с инвалидностью

при их обучении в высшем образовании

1. Сопровождение профориентационной работы с инвалидами и лицами с ОВЗ на довузовском этапе:

- информирование целевой аудитории о возможности инклюзивного образования в вузе;

- взаимодействие со школами, колледжами и т.п.;

- создание условий для развития волонтерства;

- проведение профориентационных мероприятий;

- анализ и прогнозирование контингента абитуриентов;

- диагностика и профориентационное консультирование;

- инструктаж для секретарей приемной комиссии.

2. Сопровождение прогресса сбора данных для поступления в вуз:

- консультирование о правилах и порядке приема, о возможности обучения в вузе лиц с ОВЗ и инвалидностью по выбранной специальности;

- взаимодействие с МСЭК, школами города, родителями абитуриентов с ОВЗ и инвалидностью;

- заполнение специальной анкеты абитуриента с ОВЗ инвалидностью с целью выявления особых образовательных потребностей поступающего и необходимых для него специальных условий обучения.

3. Сопровождение приемной кампании:

- создание специальных условий для лиц с ОВЗ и инвалидностью на этапе подачи документов (возможность присутствия ассистента - тьютора);

- обсуждение с абитуриентами с ОВЗ и инвалидностью прогнозируемой траектории обучения и трудоустройства по выбранной специальности (с учетом нозологии нарушения);

- создание особых условий для прохождения вступительных испытаний абитуриентам с ОВЗ и инвалидностью.

4. Сопровождение поступления в университет:

- анализ поступившего контингента лиц с ОВЗ и инвалидностью, анализ индивидуальных программ реабилитации и анкет (информация для первичного инструктажа профессорско-преподавательского состава, преподавателей-кураторов и студентов-игротехников, тренеров адаптационных дисциплин, отдела расписаний, учебно-методического отдела, разработчиков образовательных программ и рабочих программ учебных дисциплин);

- информирование структурных подразделений, профессорско-преподавательского состава и должностных лиц, работающих со студентами с ОВЗ и инвалидностью о необходимости создания специальных условий обучения и учета особых образовательных потребностей студентов с ОВЗ и инвалидностью;

- обеспечение специальных условий обучения (инфраструктура доступа, методические и учебные материалы) студентам с ОВЗ и инвалидностью.

5. Сопровождение обучения по выбранному направлению (специальности):

- диагностика и содействие адаптации к вузу, включение в программу адаптационных дисциплин специальных технологий, методов и приемов;

- создание условий для полноценного образовательного процесса, адаптация образовательных программ и рабочих программ учебных дисциплин, разработка индивидуального образовательного маршрута;

- реализация адаптационных дисциплин и специализированного адаптационного модуля для обучающихся с ОВЗ и инвалидностью;

- определение индивидуальных вариантов прохождения практики с учетом противопоказаний к занятию отдельными видами профессиональной деятельности и гигиенических требований к условиям труда инвалидов;

- консультирование по вопросам преодоления трудностей обучения и профилактике академических рисков у студентов с ОВЗ и инвалидностью;

- вовлечение студентов с ОВЗ и инвалидностью в организацию и участие в культурно-массовых, творческих и вне учебных мероприятий;

- вовлечение в занятия адаптивной физической культурой.

Основываясь на мобилизации новых ресурсов, внешних и внутренних источников помощи студенту с ОВЗ и инвалидностью, можно выделить главные ориентиры психолого-педагогической работы по сопровождению адаптации лиц с ОВЗ и инвалидностью к обучению в вузе:

- формирование способности контролировать события, понимать причины стресса, осознавать действия, которые необходимо предпринять;

- развитие гибкости в решении проблем;

- снижение уровня тревожности;

- развитие умений индивидуальной эмоциональной, интеллектуальной и когнитивной организации жизни;

- отказ от непродуктивных защитных стратегий;

- утверждение своей индивидуальности через конструктивное поведение и общение;

- формирование способности позитивно воспринимать себя и жизнь.

6. Сопровождение прохождения практики:

- подготовка методических рекомендаций по сопровождению лиц с ОВЗ и инвалидностью для руководителей практик по направлениям подготовки (специальности) и работодателей;

- создание возможности альтернативного прохождения практики, в т.ч. на базе кафедр вуза;

- осуществление взаимодействия между руководителями, базами практик и Центром содействия трудоустройству вуза в подборе баз прохождения практики для лиц с ОВЗ и инвалидностью с перспективой дальнейшего трудоустройства.

7. Сопровождение окончания обучения, присвоения квалификации, трудоустройства, первичное сопровождение молодого специалиста:

- консультирование студентов с ОВЗ и инвалидностью по вопросам профессионального самоопределения и закрепления на рабочем месте;

- освоение технологии построения карьеры;

- взаимодействие кафедр, Ресурсного центра инклюзивного образования, Центра содействия трудоустройству вуза и организаций, ассоциаций, предприятий по содействию в трудоустройстве выпускников с инвалидностью и ОВЗ;

- содействие поиску вакансий и трудоустройству выпускника с инвалидностью и ОВЗ.

Значительные усилия специалистов университета должны быть нацелены на формирование социально-психологического климата, способствующего адаптации и интеграции в образовательном пространстве вуза лиц с ОВЗ и инвалидностью; развитие инклюзивной культуры у студентов и работников университета; развитие и совершенствование образовательного процесса и профориентационной работы с лицами с ОВЗ и инвалидностью; формирование благоприятных условий физической среды для получения высшего, дополнительного и послевузовского образования и последующего трудоустройства обучающихся с ОВЗ и инвалидностью; создание условий для реабилитации лиц с ОВЗ и инвалидностью; большое внимание необходимо уделять информационной поддержке высшего инклюзивного образования.

8. Условия реализации комплексного сопровождения студентов с инвалидностью при их обучении в высшем образовании:

- создать структурное подразделение, ответственное за работу с обучающимися с ОВЗ и инвалидностью (центр, отдел, отделение, служба и т.п.), определив его функционал, в т.ч. по координации работы других служб университета по вопросам комплексного сопровождения образования;

- включить в штатное расписание и принять на работу специалистов сопровождения (психолог, социальный педагог, тьютор, ассистент (помощник) и др.) в зависимости от численности обучающихся с инвалидностью и ОВЗ и их нозологий;

- вести постоянный мониторинг контингента лиц с инвалидностью (абитуриентов, обучающихся, выпускников), их запросов на сопровождение с учетом рекомендаций ПМПК, МСЭ в ИПРА (при наличии);

- разработать пакет соответствующих ЛНА (положение о центре, должностные инструкции специалистов, программа комплексного сопровождения);

- предусмотреть в программе по комплексному сопровождению инклюзивного высшего образования мероприятия, направленные на согласованную деятельность специалистов вуза на различных этапах профессионального становления лиц с ОВЗ и инвалидностью;

- определить (при необходимости разработать) адаптированную образовательную программу обучения или индивидуальный образовательный маршрут, включающий: индивидуальный учебный план для каждого обучающегося, учитывая его особенности, на основе базисного учебного плана (индивидуальная траектория);

- провести адаптацию учебного и контрольно-измерительного материала под различные нозологические группы обучающихся;

- обеспечить комфортную доступную среду в соответствии с нозологией обучающегося;

- предоставить на основании заключения ПМПК и ИПРА тьютора, сурдопереводчика, тифлопереводчика, тифлосурдопереводчика (на период адаптации обучающегося в организации, полугодие, учебный год, на постоянной основе; индивидуально или на группу обучающихся);

- оказать помощь родителям в гармонизации внутрисемейных отношений и оптимизации их состояния;

- использовать специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования, средства альтернативной коммуникации;

- регулярно проводить анализ эффективности обучаемости студентов с инвалидностью и при необходимости вносить правки в траекторию профессионального и психоэмоционального развития.