В соответствии с КИСЭ выделяются следующие институциональные сектора экономики: нефинансовые корпорации, финансовые корпорации, государственное управление, домашние хозяйства, некоммерческие организации, обслуживающие домашние хозяйства. В данной публикации институциональные сектора обозначены кодами в соответствии с КИСЭ.
Сектор нефинансовых корпораций (S11) охватывает институциональные единицы, основной функцией которых является производство товаров и нефинансовых услуг с целью продажи их на рынке и получения прибыли. Затраты на производство возмещаются из выручки от реализации.
В сектор S11 включены также некоммерческие организации различных видов деятельности, преимущественно ассоциации производителей различных отраслей экономики, торгово-промышленные палаты, услуги которых используется коммерческими организациями данного сектора. При этом деятельность НКО финансируется как за счет продажи услуг по экономически незначимым ценам, так и за счет целевых взносов коммерческих организаций.
Сектор финансовых корпораций (S12) охватывает все корпорации и квазикорпорации, основной функцией которых является оказание услуг финансового посредничества или вспомогательная финансовая деятельность. Кроме того, в данный сектор включаются ассоциации и союзы кредитных и финансовых организаций, гарантийные фонды и другие некоммерческие организации, оказывающие содействие финансовым корпорациям в их деятельности.
В состав сектора "Финансовые корпорации" включаются подсектора "Банк России" (S121), "Кредитные организации" (S122), "Инвестиционные фонды" (S124), "Финансовые корпорации (посредники) прочие, кроме страховщиков и пенсионных фондов, и вспомогательные финансовые организации" (S125), "Страховщики" (S128) и "Негосударственные пенсионные фонды" (S129).
Сектор государственного управления (S13) объединяет институциональные единицы, выполняющие функции органов государственного управления в качестве основного вида деятельности. Функции органов государственного управления состоят в следующем:
принятие ответственности за обеспечение общества товарами и услугами на нерыночной основе для их коллективного или индивидуального потребления;
перераспределение доходов и богатства с помощью трансфертов и субсидий.
В сектор государственного управления входят:
главные администраторы средств федерального бюджета и подведомственные им получатели бюджетных средств; федеральные бюджетные учреждения; федеральные автономные учреждения; иные получатели средств федерального бюджета, имеющие право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств от имени Российской Федерации за счет средств федерального бюджета; государственная корпорация Российской Федерации "Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства"; государственная компания "Российские автомобильные дороги";
главные администраторы средств бюджетов субъектов Российской Федерации и подведомственные им получатели бюджетных средств; государственные бюджетные учреждения субъектов Российской Федерации; государственные автономные учреждения субъектов Российской Федерации; иные получатели средств бюджетов субъектов Российской Федерации, имеющие право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств от имени субъектов Российской Федерации за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации;
главные администраторы доходов бюджетов муниципальных образований и подведомственные им получатели бюджетных средств; муниципальные бюджетные учреждения муниципальных образований; муниципальные автономные учреждения муниципальных образований; иные получатели средств бюджетов муниципальных образований, имеющие право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств от имени муниципальных образований за счет средств бюджетов муниципальных образований;
внебюджетные фонды и подведомственные им получатели бюджетных средств (Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, с 2023 г. - Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования Российской Федерации, территориальные фонды обязательного медицинского страхования субъектов Российской Федерации);
некоммерческие организации, контролируемые органами государственного управления, и (или), основным источником финансирования которых являются целевые поступления из бюджетов всех уровней.
Институциональные единицы сектора государственного управления осуществляют свою деятельность за счет финансовых средств бюджетов всех уровней, а также за счет приносящей доход деятельности. В состав показателей сектора государственного управления, включены итоги экономической деятельности, осуществляемой за счет всех видов финансового обеспечения: бюджетной деятельности, приносящей доход деятельности, субсидий на выполнение государственного задания и иные цели, средств обязательного медицинского страхования. Трансфертные операции сектора государственного управления отражаются с учетом консолидации, т.е. с исключением взаимных трансфертов между подсекторами государственного управления.
Сектор домашних хозяйств (S14) представляет собой совокупность домашних хозяйств, основными функциями которых являются потребление товаров и услуг, а также производство товаров и услуг для реализации и собственного использования, в том числе в рамках некорпорированных предприятий, принадлежащих домашним хозяйствам. С точки зрения производства в сектор домашних хозяйств входят индивидуальные предприниматели и другие физические лица, осуществляющие производственную деятельность в границах производства, принятых в СНС.
В функции сектора домашних хозяйств включается также участие в производстве других институциональных секторов в качестве работающих по найму.
Сектор некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства (S15) объединяет нерыночные некоммерческие организации, финансируемые и контролируемые домашними хозяйствами.
Основной функцией сектора S15 является предоставление нерыночных услуг и товаров домашним хозяйствам. При этом затраты возмещаются за счет взносов членов некоммерческих организаций, дарений, спонсорской помощи, доходов от собственности. К сектору некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства, отнесены различные общественные организации и общественные движения, профсоюзные организации, политические партии, благотворительные учреждения, адвокатские и нотариальные палаты, коллегии адвокатов, ТСЖ, ТСН, СНТ, медицинские, санаторно-курортные, образовательные некоммерческие организации, а также организации, оказывающие социальные услуги и услуги в области культуры и спорта и др., основным источником финансирования которых являются добровольные взносы, пожертвования и т.п.
Для отражения операций с единицами-нерезидентами разрабатываются счета Остального мира (S2). Остальной мир объединяет все институциональные единицы-нерезиденты, которые вступают в экономические отношения с единицами-резидентами. В состав "Остального мира" включаются также институциональные единицы-нерезиденты, располагающиеся на географической территории Российской Федерации: например, посольства, консульства, а также международные организации.
Для построения счетов сектора "Нефинансовые корпорации" используются данные федерального статистического наблюдения по ф. N 1-предприятие "Основные сведения о деятельности организации", данные бухгалтерского баланса, платежного баланса.
Для составления счетов сектора "Финансовые корпорации" используются показатели, разрабатываемые Банком России, данные федерального статистического наблюдения за деятельностью страховых организаций, информация о деятельности негосударственных пенсионных фондов и др.
В качестве информационной базы для расчетов по сектору "Государственное управление" используются данные бюджетной (бухгалтерской) отчетности, данные Федеральной налоговой службы, платежного баланса и др.
При формировании показателей СНС по сектору государственного управления используются данные бюджетной (бухгалтерской) отчетности в сочетании различных кодов бюджетной классификации (Классификации операций сектора государственного управления (КОСГУ), классификации видов расходов (КВР), классификации целей расходов (КЦР), а также классификация доходов бюджета. В целях формирования показателей по отраслям экономики разработан "переходной ключ" от классификации разделов/подразделов бюджета и уровней бюджета в сочетании с видами финансового обеспечения (ВФО) к отраслям экономики.
Для составления счетов сектора "Домашние хозяйства" используются итоги федерального статистического наблюдения за деятельностью индивидуальных предпринимателей (по данным за 2015, 2020 годы проводилось сплошное обследование, по данным за остальные годы - выборочные), данные статистики труда о начисленной заработной плате, данные бюджетной (бухгалтерской) отчетности о полученных трансфертах и выплаченных налогах, данные платежного баланса об оплате труда, гуманитарной помощи, текущих и капитальных трансфертах, данные банков о процентах по депозитам и потребительскому кредиту, данные статистики торговли и услуг об обороте розничной торговли и объеме платных услуг населению, данные выборочных обследований бюджетов домашних хозяйств и другая информация.
Полное описание алгоритмов расчетов показателей счетов сектора "Домашние хозяйства" содержится в Официальной статистической методологии построения нефинансовых счетов сектора домашних хозяйств в Системе национальных счетов Российской Федерации, утвержденной приказом Росстата от 18 мая 2023 г. N 233.
Счета сектора "Некоммерческие организации, обслуживающие домашние хозяйства" построены на основе данных сплошного наблюдения за деятельностью некоммерческих организаций за 2018 и 2023 гг.
Счета "Остального мира" строятся на основе данных платежного баланса, разрабатываемого Банком России. Для пересчета данных платежного баланса, выраженных в долларах США, в рубли используются квартальные данные Банка России о среднем номинальном курсе доллара США к российскому рублю.
Увязка между собой показателей счетов каждого из институциональных секторов приводится в интегрированной таблице национальных счетов согласно приложению к настоящей Методологии, отражающей основные стоимостные межсекторальные потоки в экономике.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2025
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2026 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2025 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей
- Постановление Правительства РФ N 1875