2. Особенности расчета расходов на конечное потребление на региональном уровне

2. Особенности расчета расходов на конечное потребление

на региональном уровне

В основу методики положены основные принципы и подходы, используемые при построении аналогичных показателей федерального уровня. Вместе с тем, методика расчета показателей для субъектов Российской Федерации имеет определенные особенности связанные с большей степенью открытости региональной экономики и особенностями информационной базы, используемой для расчетов. Этими особенностями объясняются различия в методологии определения показателей использования доходов на федеральном и региональном уровнях:

1) Предлагаемая методика условно исходит из допущения, что все операции в границах региональной экономики осуществляются только резидентами.

Открытость региональной экономики означает, что нельзя точно определить, кем осуществляется каждая экономическая операция - резидентом данной экономики или нерезидентом. Единица считается резидентом экономики, если она имеет центр экономического интереса на данной территории продолжительное время, осуществляет на ней экономические операции или владеет активами. По методологии СНС большинство показателей разрабатывается в рамках внутренней экономики страны, учитывая деятельность только единиц - резидентов. Однако на региональном уровне значительная часть операций осуществляется нерезидентами данного субъекта Российской Федерации. Например, покупки товаров и услуг приезжими из других субъектов Российской Федерации. По методологии СНС такие операции не должны учитываться в составе конечного потребления домашних хозяйств - резидентов данной территории и должны быть включены в состав экспорта. Аналогично, покупка потребительских товаров и услуг резидентами данной территории за ее пределами должна включаться в конечное потребление и в состав импорта. С учетом имеющейся информации обеспечить принцип "резидентства" на региональном уровне невозможно. Таким образом, показатель расходов на конечное потребление домашних хозяйств, определенный на региональном уровне, методологически отличается от аналогичного показателя, определенного на федеральном уровне на величину чистых покупок резидентами за пределами данной территории, а также на величину гуманитарной помощи, поступившей из-за пределов данной территории. При этом в разрезе субъектов Российской Федерации формируется показатель "Расходы на конечное потребление домашних хозяйств на территории субъекта Российской Федерации";

2) Потребление коллективных услуг учитывается по месту их производства.

Каждый субъект Российской Федерации является потребителем коллективных услуг, оказываемых всему обществу федеральными органами государственного управления. Отдельные услуги государственного управления и обеспечения военной безопасности производятся федеральными ведомствами, расположенными в Москве и в некоторых других городах, а потребляются домашними хозяйствами всех субъектов РФ. С точки зрения спроса, для регионов, в которых производятся данные услуги, их стоимость представляет собой потребление и экспорт, а для остальных регионов - импорт. На практике, распределить стоимость этих услуг между потреблением и экспортом/импортом практически не возможно. Поэтому в предлагаемой методике принято следующее допущение: коллективные услуги потребляются на той территории, на которой они произведены. Местом производства коллективных услуг является территория того субъекта Российской Федерации, в территориальном органе Федерального казначейства (ТОФК) которого было зарегистрировано финансирование этих услуг. В связи с этим, стоимость услуг, финансирование которых зарегистрировано в Федеральном казначействе (без распределения по ТОФК), включается в состав показателей производства и потребления только на федеральном уровне (например, расходы на национальную оборону и международное сотрудничество);

3) Стоимость услуг кредитных организаций исключена из конечного потребления услуг.

Стоимость услуг кредитных организаций достаточно проблематично оценить в пределах одной территории, поскольку банковская отчетность формируется по организации в целом, без выделения филиалов. Кроме того, клиентами банка могут быть юридические или физические лица, не являющиеся резидентами данного региона.

По этой причине стоимость услуг кредитных организаций, с точки зрения использования, в настоящее время определяется лишь на федеральном уровне.