--------------------------------
<1> Информация по безопасности полетов выпускается с целью проведения корректирующих мер или действий, направленных на повышение безопасности полетов. В информации по безопасности полетов могут приводиться сведения о предварительных результатах расследования авиационных событий, которые уточняются и дополняются в ходе дальнейшего расследования. Ни при каких обстоятельствах эта информация не может предоставляться или обсуждаться с неуполномоченными лицами, чтобы не повредить процессу расследования.
С 1 марта 2026 года вступают в действие Федеральные авиационные правила "Правила наземного обслуживания гражданских воздушных судов", утвержденные приказом Минтранса России от 20.03.2023 N 89. В связи с этим организациям, представляющим услуги по наземному обслуживанию воздушных судов (далее - ВС), эксплуатантам ВС и операторам аэродромов необходимо обратить внимание на требования по обеспечению безопасности полетов при наземном обслуживании.
Статистические данные свидетельствуют о том, что повреждения воздушных судов на земле (далее - ПВС) составляют существенную долю - 10% от общего числа авиационных событий, и, в связи с этим, оказывают влияние на устойчивость и эффективность работы авиационной транспортной системы. К числу наиболее ощутимых последствий ПВС относятся вынужденные простои ВС, увеличение затрат на техническое обслуживание и ремонт, нарушение регулярности полетов.
Наиболее распространенными обстоятельствами ПВС являются столкновения специального транспорта и средств наземного обслуживания при их маневрировании (перемещении) в непосредственной близости от ВС, а также столкновения с препятствиями при буксировке ВС. Анализ причин данных событий показывает, что наиболее часто к ПВС приводят отступления от правил и технологий наземного обслуживания, недостаточный уровень подготовки и компетенций персонала. Дополнительное влияние на причины ПВС оказывают организационные и технические недостатки, такие как использование неисправных средств наземного обслуживания, недостаточная освещенность места работ, высокая плотность операций по наземному обслуживанию. В 2023 году Росавиацией была выпущена Информация по безопасности полетов N 7 (письмо Росавиации от 05.07.2023 N Исх-28312/02), в которой были подробно рассмотрены основные причины ПВС, такие как:
нарушение правил подъезда/отъезда автотранспорта;
повреждения при отъезде средств наземного обслуживания, предварительно не отсоединенных от ВС;
нарушение стандартных процедур эксплуатации средств наземного обслуживания, а также оставление средств наземного обслуживания без присмотра;
повреждения при работе с грузом внутри ВС;
использование неисправных средств наземного обслуживания;
недостатки эргономики рабочего места оператора средства наземного обслуживания;
влияние внешних факторов, таких как метеоусловия и состояние места стоянки.
Дополнительно в январе 2025 года Росавиацией была выпущена Информация по безопасности полетов N 1 (письмо Росавиации от 09.01.2025 N Исх-38/02), посвященная причинам ПВС, произошедших при буксировке ВС. В информации содержится анализ причин и приводятся примеры событий, имевшие место в 2023 - 2024 годах.
Вместе с тем, при организации обслуживания ВС на земле и обеспечении безопасности его проведения, требуется обязательно учитывать, что проблемы наземного обслуживания не ограничиваются исключительно задачами предотвращения ПВС. В сфере наземного обслуживания находятся такие критичные для безопасности полетов виды подготовки воздушного судна к полету, как противообледенительная обработка ВС, а также загрузка ВС в соответствии с правилами обеспечения центровки. При обеспечении наземного обслуживания производится перемещение автотранспорта и людей по летному полю, в связи с чем требуется реализация комплекса мер для предотвращения несанкционированного занятия или пересечения ВПП, маршрутов руления ВС. Проведение наземного обслуживания сопряжено с высоким риском появления на местах стоянок и маршрутах движения ВС посторонних предметов, которые могут стать причиной повреждениям лопаток газовоздушного тракта двигателей ВС или шин колес шасси. Кроме того, несоблюдение правил техники безопасности при проведении наземного обслуживания и использование неисправного оборудования может приводить к травмированию людей.
С учетом этого, при организации наземного обслуживания воздушных судов, следует учитывать следующие основные направления разработки мероприятий по обеспечению безопасности полетов:
наличие у специалистов по наземному обслуживанию ВС подготовки и компетенций, а также знание и соблюдение таких правил, как: обязательное сообщение о любых обнаруженных или нанесенных в ходе обслуживания повреждениях ВС с целью принятия решения о возможности продолжения эксплуатации ВС; обеспечение концепции "чистого воздушного судна" (отсутствие льда, снега, инея на критических поверхностях ВС); передача правильной информации и выполнение правил загрузки ВС, включая опасные грузы; визуальная и радиоосмотрительность при передвижения по летному полю;
размещение ВС на стоянках, в том числе обеспечение заруливания, выруливания или буксировки ВС исключающие столкновение с другими воздушными судами или наземными препятствиями, в том числе опасное воздействие реактивной струи авиадвигателей;
контроль содержания мест проведения наземного обслуживания для устранения условий, которые могут приводить к травмам людей и повреждениям воздушных судов (например, недостаточное освещение, непросматриваемая маркировка, наличие на местах стоянок льда, снежных брустверов, посторонних предметов);
исключение использования неисправных или непредназначенных для ВС средств наземного обслуживания, а также проведение технического обслуживания средств наземного обслуживания в соответствии с эксплуатационно-технической документацией;
эффективное планирование и оперативное управление наземным обслуживанием для предотвращения спешки, сокращения объема технологических операций или необходимости одновременного выполнения различных задач исполнителем работ по наземному обслуживанию;
эффективное взаимодействие между организацией, осуществляющей наземному обслуживание, и эксплуатантом ВС при согласовании, изменении и контроле выполнения работ по наземному обслуживанию ВС.
С целью снижения рисков для безопасности полетов ВС гражданской авиации поручаю:
1. Руководителям территориальных органов Росавиации:
1.1. Довести данную информацию до организаций гражданской авиации, осуществляющих деятельность на подконтрольной территории.
2. Рекомендовать руководителям эксплуатантов ВС, операторам аэродромов и организациям, осуществляющим техническое и наземное обслуживание ВС, а также органам организации воздушного движения:
2.1. Организовать изучение настоящей информации руководящим, командно-летным, инструкторским и инспекторским составом, а также членами летных экипажей воздушных судов, инженерно-техническим персоналом, специалистами по наземному обслуживанию и аэродромному обеспечению, диспетчерским составом, осуществляющим организацию движения воздушных судов по площади маневрирования аэродрома.
2.2. Провести оценку готовности (состояния подготовки) к выполнению требований Федеральных авиационных правил "Правила наземного обслуживания гражданских воздушных судов", утвержденных приказом Минтранса России от 20.03.2023 N 89 (далее - ФАП-89), в том числе, наличие в организации, осуществляющей наземное обслуживание ВС:
оборудования, отвечающего требованиям, установленным в эксплуатационной документации воздушного судна (пункт 3 ФАП-89);
оборудования, документов, расходных материалов для осуществления наземного обслуживания в соответствии с требованиями эксплуатационной документации воздушного судна (пункт 4 ФАП-89);
правил установки средств наземного обслуживания в соответствии руководством по организации наземного обслуживания, утвержденным эксплуатантом ВС (пункт 16 ФАП-89);
технологических графиков, определяющих последовательность и длительность операций по наземному обслуживанию (пункт 19 ФАП-89);
правил и процедур взаимодействия с наземными службами на аэродроме и эксплуатантом ВС при руководстве движением и буксировке ВС (пункты 26 и 28 ФАП-89);
правил и процедур взаимодействия с эксплуатантом ВС при загрузке ВС (пункты 45, 46 и 47 ФАП-89);
правил и процедур информирования обо всех выявленных неисправностях воздушного судна, а также об обнаруженных или причиненных воздушному судну повреждениях (пункт 73 ФАП-89);
прохождение персоналом подготовки и наличие у них компетенций для выполнения требований пунктов 45, 46, 48, 67, 69, 72 ФАП-89.
3. Обеспечить контроль выполнения организациями гражданской авиации рекомендаций, изложенных в настоящей информации по безопасности полетов.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2025
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2026 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2025 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей
- Постановление Правительства РФ N 1875