Подготовка и содержание антикоррупционных мероприятий

27. В рамках антикоррупционного просвещения и популяризации важное значение имеет надлежащий выбор форм, способов и средств проведения антикоррупционных мероприятий, основывающийся на учете характеристик различных групп и категорий адресатов и имеющихся ресурсов.

28. Информация, передаваемая в ходе антикоррупционных мероприятий, может относиться к одной из следующих категорий:

а) общая - характеризуется обобщенным тезисом о том, что коррупция является негативным явлением <12>;

--------------------------------

<12> К категории общей информации могут быть отнесены плакаты, подготовленные в рамках Международного молодежного конкурса социальной антикоррупционной рекламы "Вместе против коррупции!".

б) контекстуальная - в отличие от общей информации характеризуется определенной спецификацией (контекстом), учитывающей особенности адресата антикоррупционного мероприятия <13>;

--------------------------------

<13> К категории контекстуальной информации могут быть отнесены видеоролики, подготовленные по результатам проводимого Торгово-промышленной палатой Российской Федерации независимого исследования в целях определения отношения предпринимательского сообщества к коррупции и оценки его представителями государственной политики в области противодействия коррупции ("бизнес-барометр коррупции").

в) чувствительная - затрагивает конкретные проблемы коррупции и акцентирует внимание на эмоциональной составляющей.

29. Информация, предоставляемая в ходе антикоррупционного мероприятия, может характеризоваться как негативная (например, подчеркивается ущерб от коррупции) или позитивная (например, освещаются успехи в противодействии коррупции, положительные примеры антикоррупционного поведения).

30. Тематика антикоррупционного мероприятия может быть посвящена:

а) рассмотрению вопросов государственной политики в области противодействия коррупции;

б) информированию об основных направлениях деятельности по противодействию коррупции, включая антикоррупционные стандарты;

в) рассмотрению вопросов ответственности за коррупционные правонарушения (обсуждение реальных ситуаций, релевантной судебной практики, в том числе случаев применения уголовной ответственности за преступления коррупционной направленности);

г) разъяснению порядка действий при выявлении возможного коррупционного правонарушения;

д) формированию понимания "границ" правомерного и неправомерного (коррупционного) поведения;

е) формированию нетерпимости к коррупционному поведению.

31. Антикоррупционные мероприятия, направленные на антикоррупционное просвещение, могут проводиться в форме:

а) размещения социальной антикоррупционной рекламы или распространения образовательных материалов (видеоролики, образовательные курсы, плакаты, буклеты, памятки, в том числе с кратким изложением антикоррупционных стандартов и т.д.);

б) информационной поддержки некоммерческих организаций, уставная деятельность которых связана с противодействием коррупции, образовательных организаций, участвующих в научно-методическом обеспечении противодействия коррупции (в том числе в формате соглашения);

в) совещаний, включая выездные, семинаров, вебинаров (с последующим размещением), конференций, круглых столов, открытых уроков, и т.д., в том числе приуроченных к определенным датам (например, к Международному дню борьбы с коррупцией), как самостоятельно, так и с привлечением экспертов;

г) информационной рассылки, например, в форме буклета или обзора (например, на адреса электронной почты сотрудников органов (организаций), заставки на экранах рабочих компьютеров);

д) информирования о проводимых антикоррупционных мероприятиях (например, о Международном молодежном конкурсе социальной антикоррупционной рекламы "Вместе против коррупции!", о Всероссийской интерактивной акции, приуроченной к Международному дню борьбы с коррупцией);

е) ведения тематической антикоррупционной страницы на интернет-платформе;

ж) ведения информационного стенда в органе (организации), размещенного в общедоступных местах;

з) ведения подраздела, посвященного вопросам противодействия коррупции, на официальном сайте органа (организации) в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";

и) личного приема;

к) брифингов (на которые могут быть приглашены, например, представители СМИ);

л) информирования о различных каналах получения информации ("горячая линия", телефон доверия, электронная приемная), по которым граждане могут конфиденциально, не опасаясь преследования, сообщать о возможных коррупционных правонарушениях;

м) тематических выпусков (рубрик) в СМИ (включая рубрику в печатных СМИ, теле- или радиопередачу, "подкаст" и проч.);

н) организации научно-практической конференции;

о) информационного канала в социальных сетях;

п) дополнительного профессионального образования;

р) индивидуальных инструктажей (при приеме, прохождении, увольнении);

с) самостоятельного изучения образовательных материалов.

32. В свою очередь, антикоррупционные мероприятия, направленные на популяризацию, могу проводиться в форме:

а) вовлечения в разработку и продвижение социальной антикоррупционной рекламы или распространения образовательных материалов (видеоролики, образовательные курсы, плакаты, буклеты, памятки, в том числе с призывом (агитацией) участвовать в противодействии коррупции);

б) тренингов, деловых игр, мастер-классов, конкурсов, олимпиад;

в) стажировок и обмена опытом;

г) игрофицированного дистанционного обучения;

д) игры (например, настольная игра, компьютерная игра, ролевая игра, кроссворд, антикоррупционный диктант, квиз, квест).

Учитывая взаимосвязь и взаимозависимость антикоррупционного просвещения и популяризации, выделение форм проведения антикоррупционных мероприятий в пунктах 31 и 32 настоящих Методических рекомендаций имеет условный характер.

33. Важно, чтобы сотрудник, реализующий конкретное антикоррупционное мероприятие, обладал общей и специальной компетенциями.

34. Общие компетенции предполагают знания, умения и навыки, необходимые для организации и проведения антикоррупционных мероприятий в различных формах. К числу таких компетенций можно отнести:

а) знания основных дидактических приемов, в том числе связанных с обеспечением доступности восприятия информации конкретной аудиторией;

б) умения использовать коммуникативно-речевые приемы (авансирование, диалогизация, постановка риторических вопросов и пр.) для захвата и удержания внимания слушателей;

в) навыки работы с современным программным обеспечением в целях подготовки презентаций и раздаточных материалов, видеороликов, графических изображений и др.

35. Специальные компетенции предполагают предметные знания в области теории и практики антикоррупционной деятельности, а также умения и навыки квалификации коррупционных правонарушений и обеспечения соблюдения антикоррупционных стандартов. К числу таких компетенций можно отнести:

а) знания положений действующего антикоррупционного законодательства Российской Федерации и актуальной практики его применения, методические рекомендации и другие инструктивно-методические материалы, подготовленные уполномоченными органами;

б) умения выявлять коррупциогенные факторы в положениях проектируемых и действующих нормативных правовых актов, а также предлагать способы их устранения;

в) навыки разграничения смежных антикоррупционных категорий (например, "подарок" и "взятка") и др.

36. Субъектам антикоррупционного просвещения и популяризации рекомендуется на регулярной основе принимать участие в мероприятиях по профессиональному развитию с целью повышения своей квалификации, в частности, общих и (или) специальных компетенций, необходимых для проведения конкретных антикоррупционных мероприятий (в том числе в рамках дополнительного профессионального образования).

37. Формы антикоррупционных мероприятий адаптируются под адресата. Например, для:

а) внешней широкой группы оптимальной формой антикоррупционного мероприятия могут быть антикоррупционный ролик, антикоррупционные плакаты, размещаемые в общественных местах (например, в транспорте), на стендах, рекламных конструкциях (щитах), в социальных сетях, на иных интернет-платформах, в СМИ;

б) внешней узкой группы (например, обучающиеся) - открытая лекция, тематический классный час, антикоррупционная игра;

в) внешнего персонального адресата (например, посетители органов (организаций) - антикоррупционный стенд, на котором размещается информация о противодействии коррупции, об ответственности за коррупционные правонарушения, о том, куда и как можно сообщить о фактах коррупции (например, "горячая линия", телефон доверия); дополнительно могут быть размещены листовки и (или) буклеты по антикоррупционной тематике (при этом целесообразно учитывать, что наиболее эффективными являются узконаправленные лаконичные сообщения, обращенные к целевой аудитории);

г) внутренней широкой группы (сотрудники соответствующего органа (организации) - совещания (круглые столы), в том числе в формате "вопрос-ответ", рассылка антикоррупционных сообщений (в том числе в виде видеороликов, презентаций <14>) по электронной почте, размещение антикоррупционных стендов, плакатов в общедоступных местах; аналогично для внутренней узкой группы, но с учетом специфики ее состава (при этом антикоррупционной структурой центрального аппарата федерального государственного органа (регионального антикоррупционного органа) может быть разработан единый (типовой) набор информационных материалов, который в наглядной форме будет доводить до адресатов соответствующую информацию);

--------------------------------

<14> Сотрудники могут самостоятельно подготовить материалы или использовать материалы из открытых источников (при условии проведения их экспертизы сотрудниками антикоррупционной структуры), например, материалы, которые размещены на предназначенном для профессионального развития государственных гражданских служащих Российской Федерации едином специализированном информационном ресурсе, формируемом на базе федеральной государственной информационной системы в области государственной службы (https://edu.gossluzhba.gov.ru/).

д) внутреннего персонального адресата - индивидуальная консультация.

Адаптация на примере антикоррупционного диктанта.

При проведении антикоррупционного диктанта для внешней широкой группы (граждан) нецелесообразно задавать узкоспециализированные вопросы (например, вопросы, касающиеся знания конкретной нумерации статей Уголовного кодекса Российской Федерации), поскольку внешней широкой группе (гражданам) важно в целом знать о том, что коррупционное поведение является недопустимым.

Узкоспециализированные вопросы целесообразно давать лицам, которые являются экспертами в области права в целом или в противодействии коррупции в частности.

38. Если передаваемая информация понятна, в таком случае она будет способствовать быстрому осознанию основного информационного посыла, заинтересовывать адресата. В связи с этим рекомендуется использовать аудиовизуальные материалы.

Для аудиовизуальных материалов предполагаются общие принципы и правила их создания и демонстрации. Например, при подготовке электронной презентации не следует создавать слайды, содержащие исключительно текст или изобилующие длинными и сложными формулировками, - рекомендуется излагать материал тезисно, простыми словами. Целесообразно также активно использовать наглядные формы подачи информации - диаграммы, таблицы, графики и иные способы визуализации и структурирования информации. Кроме того, необходимо соблюдать технические правила оформления слайда, в частности: не размещать текст и иные материалы вплотную к краям слайда, не использовать много различных шрифтов, а также не применять "сливающиеся" цвета (например, светло-желтый текст на белом фоне).

Текст памяток формулируется простым и понятным языком, шрифт используется крупный, четкий, привлекающий внимание; желательно включить в памятку красочную, запоминающуюся иллюстрацию; для того, чтобы материал, изложенный в памятке, вызывал доверие, недопустимо наличие в тексте фактологических и грамматических ошибок; оформление памятки рекомендуется подготавливать с учетом особенностей восприятия целевой аудитории; не рекомендуется включать в памятку материалы, не относящиеся к теме и (или) отвлекающие внимание адресата от основной проблематики.

39. Вместе с тем важно учитывать индивидуальные особенности восприятия информации в определенном формате (например, в виде текста), в связи с чем целесообразно реализовывать антикоррупционные мероприятия в нескольких форматах, обеспечивая широкий охват.

40. Аспекты, которые необходимо принимать во внимание при подготовке антикоррупционного мероприятия:

а) целесообразно с осторожностью использовать тезисы, содержащие негативную информацию, поскольку это может сформировать некорректное представление о коррупции как о неизбежном явлении;

б) избегать общих тезисов, не подкрепленных фактическими данными, так как они могут не найти отклик у адресатов;

в) целесообразно привлекать к антикоррупционным мероприятиям лидеров общественного мнения, представителей авторитетных научных и иных организаций;

г) рекомендуется использовать фактические данные, в частности, демонстрирующие эффективные направления противодействия коррупции;

д) рекомендуется комбинировать формы антикоррупционных мероприятий (например, совещание сопровождать предоставлением материалов (буклетов или памяток) и электронной презентацией в целях удержания внимания слушателей и эффективного восприятия ими материала);

е) предпочтительно использовать модульный подход (например, короткие тематические ролики).

41. При осуществлении антикоррупционного просвещения и популяризации целесообразно ознакомиться с текущими актуальными методиками и практиками образования и просвещения.

Так, примером одной из актуальных практик в части популяризации может являться разумное использование в антикоррупционных мероприятиях инструментов игрофикации, предполагающей применение игровых элементов и техник (рейтинги, конкурсы, игровые достижения, значки, и т.д.). Например, когда за прохождение антикоррупционного теста с определенным результатом предоставляется "игровая награда". Допускается также применение интерактивных электронных курсов с антикоррупционным нарративом, выбором решений и т.д.

При этом важно критически относиться к выбору формы антикоррупционного мероприятия. Так, игрофикация может быть связана со стрессом, социальной перегрузкой и напряжением. В указанных обстоятельствах важно не перегрузить адресатов инструментами игрофикации.