III. Организация работы по антикоррупционному просвещению и популяризации

42. Антикоррупционное просвещение и популяризацию целесообразно проводить на плановой основе.

План (программу) антикоррупционного просвещения и популяризации целесообразно интегрировать в соответствующий план по противодействию коррупции органа (организации) или антикоррупционные программы (планы противодействия коррупции) субъектов Российской Федерации.

Примером планирования антикоррупционного просвещения на федеральном уровне являются:

программа по антикоррупционному просвещению населения на 2021 - 2024 годы, утвержденная распоряжением Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 14 декабря 2021 г. N 475-р "Об утверждении программы по антикоррупционному просвещению населения на 2021 - 2024 годы";

план просветительских мероприятий, направленных на создание в обществе атмосферы нетерпимости к коррупционным проявлениям, в том числе на повышение эффективности антикоррупционного просвещения, на 2019 - 2020 годы, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2018 г. N 2884-р.

К формированию планов (программ) антикоррупционного просвещения и популяризации для включения соответствующих мероприятий целесообразно привлекать органы публичной власти, в частности, федеральные государственные органы, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, органы местного управления, осуществляющие управление в сфере образования, органы (организации), осуществляющие просветительскую деятельность, органы, уполномоченные в сфере печати, массовых коммуникаций и СМИ.

43. Важным аспектом планирования является определение требуемых ресурсов и имеющихся возможностей организаторов антикоррупционных мероприятий, что позволит заблаговременно предусмотреть выделение необходимых ресурсов.

При планировании важно определить возможные формы и содержание антикоррупционных мероприятий на плановый период, а также сроки (периодичность) их проведения.

При этом время проведения антикоррупционных мероприятий следует определять с таким расчетом, чтобы участие в них не препятствовало осуществлению адресатом основной деятельности.

При планировании антикоррупционных мероприятий возможно руководствоваться в применимой части Методическими рекомендациями по вопросам формирования и оценки реализации плана по противодействию коррупции федерального органа исполнительной власти <15>.

--------------------------------

<15> Размещены и доступны для ознакомления и скачивания в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по ссылке: https://mintrud.gov.ru/ministry/programms/anticorruption/9/25.

44. При выборе содержания антикоррупционных мероприятий важно осуществить анализ текущей ситуации.

Так, при определении содержания антикоррупционного мероприятия для внутренних адресатов (сотрудников органов (организаций) целесообразно обратить внимание на соблюдение сотрудниками процедуры представления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, на ошибки, неточности, несоответствия, выявленные по результатам декларационной кампании; на иные выявленные факты несоблюдения антикоррупционных стандартов; на информацию о коррупционных правонарушениях, поступившую в том числе из других органов (организаций), от граждан и т.д.

Также следует учитывать отсутствие в органе (организации) практики функционирования конкретных антикоррупционных стандартов, поскольку это может свидетельствовать об отсутствии у сотрудников знаний о соответствующем антикоррупционном стандарте. Например, в рамках соответствующего анализа может быть установлено, что зачастую не подаются уведомления об иной оплачиваемой работе, в связи с чем потребуется запланировать мероприятие, посвященное детальному рассмотрению именно этого антикоррупционного стандарта.

45. Антикоррупционная структура посредством тестирования (опроса) сотрудников, в том числе анонимного, может выявить проблемы, которые нуждаются в дополнительном обсуждении.

Также с учетом выявленных проблем антикоррупционная структура может приоритизировать те или иные антикоррупционные мероприятия.

46. Кроме того, рекомендуется предусмотреть мероприятия, проводимые на периодической основе, среди которых одним из наиболее важных является совещание в рамках предстоящей декларационной кампании. Совещание целесообразно проводить ежегодно в начале такой кампании.

47. Одновременно с этим следует принимать во внимание, что некоторые мероприятия могут носить внеплановый, ситуативный характер. Так, в случае изменения нормативно-правового регулирования может возникнуть необходимость ознакомления с соответствующими новациями.

Такие мероприятия следует проводить по мере необходимости и в разумный срок с учетом значимости и срочности информации. Целесообразно заблаговременно продумать ответы на вопросы, которые могут возникнуть у сотрудников в связи с изменениями в регулировании, а также при необходимости подготовить примеры применения на практике тех или иных норм.

При наличии иерархической системы целесообразно организовать работу таким образом, чтобы в первую очередь центральный аппарат федерального государственного органа (региональный антикоррупционный орган) проинформировал об изменениях в нормативно-правовом регулировании (например, в рамках совещания) антикоррупционные структуры, в отношении которых ими осуществляется контролирующая (координирующая) функция и которые затем доведут эту информацию непосредственно до сведения сотрудников.

48. В качестве контроля за осуществлением антикоррупционного просвещения и популяризации целесообразно осуществить оценку эффективности проведенных мероприятий, которая также предусматривается при планировании.

Так, по итогам реализации, например, ряда тематических антикоррупционных мероприятий (совещания, семинары, круглые столы), информационных рассылок, дистанционного обучения и дополнительного профессионального образования целесообразно осуществить оценку посредством проведения тестирования (опроса), в том числе анонимного. В тестирование стоит включать не только вопросы на знание нормативных правовых актов Российской Федерации в области противодействия коррупции, но и вопросы, связанные с конкретными ситуациями и выбором корректных вариантов их разрешения. Отдельные вопросы могут быть открытыми, то есть предполагать самостоятельное указание сотрудником ответа, а не выбор одного из вариантов ответа.

Итоги тестирования (опроса) следует сопоставить с измеримыми показателями, достижение которых предполагалось на этапе планирования мероприятий, и при необходимости скорректировать планы (программы) антикоррупционного просвещения и популяризации на дальнейший период (периоды).

49. При подготовке и проведении антикоррупционных мероприятий для внешней широкой группы могут быть использованы данные социологических исследований в целях оценки уровня коррупции в субъектах Российской Федерации или применены иные технологии, направленные на выявление тенденций в вопросах антикоррупционного просвещения и популяризации, в том числе посредством коротких тестов (опросов) на официальных сайтах органов (организаций) в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". В рамках оценки эффективности подобного рода проведенных антикоррупционных мероприятий, как правило, оценивается готовность к правомерному (антикоррупционному) поведению, степень нетерпимости к коррупционному поведению.

50. Результаты осуществления антикоррупционных мероприятий за год рекомендуется рассматривать на заседании комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов <16> (комиссии по координации работы по противодействию коррупции в субъекте Российской Федерации) и учитывать их при последующем планировании.

--------------------------------

<16> Например, по основанию, предусмотренному подпунктом "в" пункта 16 Положения о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 1 июля 2010 г. N 821 "О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов".