Приложение

РАЗЪЯСНЕНИЯ
ПО ВОПРОСУ ОРГАНИЗАЦИИ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ, С ИНВАЛИДНОСТЬЮ
ПО ИНДИВИДУАЛЬНОМУ УЧЕБНОМУ ПЛАНУ НА ДОМУ ИЛИ
В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Законодательством Российской Федерации в сфере образования предусмотрено право обучающегося, в том числе обучающегося с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ), с инвалидностью, на получение общего образования по индивидуальному учебному плану (далее - ИУП), то есть учебному плану, обеспечивающему освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося <1>.

--------------------------------

<1> Пункт 23 статьи 2, пункт 3 части 1 статьи 34 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 273-ФЗ).

Основанием для перевода обучающегося с ОВЗ, с инвалидностью на ИУП является заявление родителей (законных представителей) несовершеннолетнего обучающегося.

ИУП разрабатывается общеобразовательной организацией (как инклюзивной, так и отдельной общеобразовательной организацией (коррекционной школой) с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов общего образования и соответствующих федеральных адаптированных основных общеобразовательных программ:

федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ОВЗ <2>;

--------------------------------

<2> Утвержден приказом Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. N 1598.

федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования <3>;

--------------------------------

<3> Утвержден приказом Минпросвещения России от 31 мая 2021 г. N 287.

федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования <4>;

--------------------------------

<4> Утвержден приказом Минобрнауки России от 17.05.2012 N 413.

федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) <5>;

--------------------------------

<5> Утверждена приказом Минпросвещения России от 19 декабря 2014 г. N 1599.

федеральной адаптированной образовательной программы начального общего образования для обучающихся с ОВЗ <6>;

--------------------------------

<6> Утверждена приказом Минпросвещения России от 24 ноября 2022 г. N 1023.

федеральной адаптированной образовательной программы основного общего образования для обучающихся с ОВЗ <7>;

--------------------------------

<7> Утверждена приказом Минпросвещения России от 24 ноября 2022 г. N 1025.

федеральной образовательной программы среднего общего образования <8>;

--------------------------------

<8> Утверждена приказом Минпросвещения России от 18 мая 2023 г. N 371.

федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) <9>.

--------------------------------

<9> Утверждена приказом Минпросвещения России от 24 ноября 2022 г. N 1026.

К разработке ИУП целесообразно привлекать педагогов, осуществляющих обучение обучающегося по учебным предметам, курсам, модулям, изучение которых модифицируется в рамках ИУП.

В случае, если родители (законные представители) не согласны с разработанным ИУП, они имеют право предложить изменения к ИУП, которые рассматривает общеобразовательная организация.

ИУП реализуется в пределах осваиваемой адаптированной основной общеобразовательной программы и определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения (если ИУП рассчитан на более чем один год) учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных видов учебной деятельности и формы промежуточной аттестации обучающихся. При этом допускается изменять перечень и трудоемкость учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, иных видов учебной деятельности в случае, если это не приведет к несоответствию образовательных результатов разработанной образовательной программы.

ИУП содержит часы, отведенные на обязательные занятия педагогических работников с обучающимся, на обучение с использованием дистанционных и/или электронных образовательных технологий (при организации такого формата образования) и самоподготовку обучающихся.

Обучение по ИУП не означает снижение учебной нагрузки или уменьшение количества учебных предметов для изучения.

ИУП составляется, как правило, на один учебный год, либо на иной срок, указанный в заявлении.

Досрочное прекращение обучения по ИУП возможно по инициативе родителей (законных представителей) обучающегося на основании соответствующего заявления.

Организация обучения по ИУП осуществляется общеобразовательной организацией, в которой обучается данный обучающийся, в реализуемых этой общеобразовательной организацией формах, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий, электронного обучения.

Расписание занятий по ИУП составляется общеобразовательной организацией с учетом мнения родителей (законных представителей) обучающегося. Расписание занятий утверждается руководителем общеобразовательной организации.

Обучение по ИУП финансируется в порядке, установленном для финансирования освоения образовательной программы соответствующего уровня, в пределах предусмотренных средств. Не допускается взимание платы с обучающихся, их родителей (законных представителей) за разработку и утверждение ИУП, обучение по ИУП, дополнительное оборудование в пределах ИУП.

Перевод обучающегося на ИУП не влечет потерю права на предоставление мер социальной поддержки для обучающегося.

Порядок обучения по ИУП (далее - Порядок) устанавливается локальными нормативными актами общеобразовательной организации <10>.

--------------------------------

<10> Статья 30 Федерального закона N 273-ФЗ.

В Порядке целесообразно установить следующее:

основание перевода на ИУП;

сроки разработки, согласования с родителями (законными представителями) несовершеннолетнего обучающегося и утверждения ИУП руководителем общеобразовательной организации;

порядок внесения изменений в ИУП;

порядок проведения текущего контроля и промежуточной аттестации обучающегося по ИУП.

Обучение по ИУП может осуществляться как непосредственно в общеобразовательной организации, так и на дому при наличии соответствующих оснований.

Основанием для организации обучения на дому обучающихся с ОВЗ, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации, являются заключение медицинской организации, выданное в соответствии с приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 30 июня 2016 г. N 436н, и в письменной форме обращение родителей (законных представителей) <11>.

--------------------------------

<11> Статья 41 Федерального закона N 273-ФЗ.