2. Порядок и особенности заключения договора по обращению с ТКО

2. Порядок и особенности заключения договора по обращению с ТКО.

В соответствии с пунктом 4 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ собственники ТКО обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся места их накопления.

При этом для регионального оператора договор на оказание этих услуг является публичным, следовательно, он не вправе отказать в его заключении потребителю - собственнику ТКО, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности.

Договор об оказании услуг по обращению с ТКО заключается в соответствии с формой типового договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, утвержденной постановлением N 1156 (с 01.09.2025 - постановлением N 293) (далее - типовой договор).

Согласно пункту 5 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ договор на оказание услуг по обращению с ТКО может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями.

Положениями статей 154 и 155 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что в структуру платы за коммунальные услуги входит обращение с ТКО.

При этом обязанность оплаты услуг по обращению с ТКО наступает при наличии соглашения между органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации и региональным оператором и предельного единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с ТКО.

Таким образом, само по себе включение региональным оператором в договор условий, которые не предусмотрены типовым договором, но относятся к целям и предмету договора, и по которым стороны достигли согласия, не является нарушением антимонопольного законодательства.

Вместе с тем согласно пункту 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 04.03.2021 N 2 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства" (далее - Постановление Пленума ВС РФ N 2) само по себе заключение договора с доминирующим на рынке субъектом без возражений, высказанных контрагентом на стадии заключения договора (например, без составления протокола разногласий по спорным условиям), и (или) исполнение договора не являются обстоятельствами, исключающими возможность квалификации поведения доминирующего субъекта как злоупотребления.

Таким образом, пресечение нарушения запрета, установленного пунктом 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, допускается как до, так и после заключения договора, в который включается спорное условие.

Также согласно пункту 14 Постановления Пленума ВС РФ N 2 навязанными невыгодными условиями могут быть признаны условия, которые иной участник рынка не принял бы, исходя из своих разумно понимаемых экономических (коммерческих) интересов, и которые позволяют доминирующему на рынке субъекту извлекать выгоду посредством ограничения свободы ведения экономической деятельности его контрагентов.

Таким образом, оценка действий регионального оператора по включению условий договора, не предусмотренных типовым договором, на предмет наличия признаков нарушения антимонопольного законодательства осуществляется с учетом всех обстоятельств, установленных антимонопольным органом в каждом конкретном случае.

Учитывая изложенное, ФАС России обращает внимание, что действия регионального оператора, выразившиеся в несоблюдении при заключении договора, формы типового договора (например, исключение или изменение существенных условий договора без согласия потребителя), могут содержать признаки нарушения антимонопольного законодательства (пункт 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции).

Например, ФАС России были выданы предупреждения о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, региональным операторам, включившим в типовые договоры следующие положения:

- региональный оператор имеет право не осуществлять вывоз ТКО в случае, если потребителем не обеспечен свободный подъезд к местам нахождения контейнеров (бункеров), при этом услуга в данном случае считается надлежащим образом оказанной региональным оператором и подлежит оплате потребителем (предупреждение ФАС России от 27.11.2024 N МШ/108786/24);

- при наличии у потребителя задолженности за оказанные услуги по обращению с ТКО по настоящему договору региональный оператор вправе в одностороннем порядке изменить очередность распределения денежных средств, поступивших от потребителя, независимо от назначения платежа, указанного в платежном документе (предупреждение ФАС России от 27.11.2024 N МШ/108781/24);

- региональный оператор имеет право приостановить оказание услуг при обнаружении отходов, не являющихся предметом договора (предупреждение ФАС России от 27.11.2024 N МШ/108772/24);

- региональный оператор имеет право ограничивать и (или) приостанавливать в установленном порядке оказание услуг в случае нарушения потребителем своих обязанностей, установленных пунктом 3.3 договора, в том числе в случае нарушения потребителем установленных сроков и (или) порядка оплаты услуг (прим. - в пункте 3.3 договора указаны обязанности потребителя не только о сроках и порядке оплаты услуг, но и перечислены обязанности о недопущении повреждения контейнеров, об обеспечении беспрепятственного доступа к месту накопления ТКО и т.д.) (предупреждение ФАС России от 27.11.2024 N МШ/108769/24);

- в случае просрочки оплаты услуг потребителем региональный оператор вправе приостановить оказание услуг по договору, предварительно уведомив об этом потребителя за три рабочих дня (предупреждение ФАС России от 03.12.2024 N МШ/111060/24);

- региональный оператор имеет право не оказывать услуги в рамках настоящего договора в случае неисправности контейнера(-ов) потребителя, при этом региональный оператор не несет ответственности за невывоз ТКО, находящихся в таком(-их) контейнере(-ах) и услуга считается оказанной и размер платы за услугу по обращению с ТКО не подлежит перерасчету (предупреждение от 06.02.2025 N МШ/9641/25);

- региональный оператор освобождается от ответственности за полное или частичное неисполнение обязательств по договору при наличии обстоятельств, делающих исполнение невозможным, в частности, в случае отсутствия беспрепятственного доступа мусоровоза к месту накопления отходов (в том числе из-за парковки автомобилей, не очищенных от снега подъездных путей и т.п.), перемещения потребителем контейнеров с места накопления отходов, возгорания отходов в контейнерах и др., при этом потребитель в данном случае не освобождается от обязанности оплаты по договору (предупреждение ФАС России от 18.04.2025 N МШ/36733/25);

- региональный оператор имеет право не осуществлять вывоз ТКО в случае, если потребителем не обеспечен свободный подъезд к местам (площадкам) накопления и нахождения контейнеров (бункеров), при этом потребитель обязан по требованию регионального оператора компенсировать потери, в том числе, но не ограничиваясь, связанные с простоем спецтехники, расходами по подаче спецтехники (предупреждение ФАС России от 22.05.2025 N МШ/47592/25).

В данных действиях региональных операторов содержатся признаки нарушения пункта 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившиеся в навязывании неопределенному кругу потребителей условий договора, невыгодных для них или не относящихся к предмету договора, которые могут привести к ущемлению интересов неопределенного круга потребителей услуги по обращению с ТКО.