5. Порядок сбора и вывоза ТКО

5. Порядок сбора и вывоза ТКО.

Пунктом 1 типового договора, утвержденного постановлением N 293, предусмотрено, что региональный оператор обязуется принимать ТКО в объеме и (или) массе и в месте, которые определены в договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, энергетическую утилизацию, утилизацию ТКО путем производства из их органической части искусственных грунтов, обезвреживание и захоронение ТКО в соответствии с законодательством Российской Федерации, а потребитель (уполномоченная организация) обязуется оплачивать услуги регионального оператора по обращению с ТКО по цене, определенной в пределах утвержденного единого тарифа на услугу регионального оператора.

Согласно пункту 41 Правил N 293 в случае если в реестре мест (площадок) накопления ТКО отсутствует информация о местах (площадках) накопления ТКО, региональный оператор направляет информацию о выявленных местах (площадках) накопления ТКО в исполнительный орган субъекта Российской Федерации, с которым региональным оператором заключено соглашение об организации обращения с ТКО, а также в орган местного самоуправления, уполномоченный на ведение реестра мест (площадок) накопления ТКО, для включения сведений о таких местах (площадках) накопления ТКО в реестр мест (площадок) накопления ТКО.

В соответствии с пунктом 2 типового договора, утвержденного постановлением N 293, объем и (или) масса ТКО, места (площадки) накопления ТКО, в том числе крупногабаритных отходов, способ складирования и периодичность вывоза, а также информация о размещении мест (площадок) накопления ТКО определяются согласно приложению.

Пунктом 30 Правил N 293 определено, что складирование ТКО осуществляется потребителями в соответствии с договором на оказание услуг по обращению с ТКО следующими способами и в следующих местах (площадках) накопления ТКО:

а) в контейнеры, расположенные в мусороприемных камерах (при наличии соответствующей внутридомовой инженерной системы);

б) в контейнеры и (или) бункеры, расположенные на контейнерной площадке;

в) в контейнеры, расположенные на территории домовладений;

г) в контейнеры, расположенные в техническом помещении (за исключением МКД);

д) в контейнеры и (или) бункеры, расположенные в системах подземного накопления ТКО;

е) иным способом, установленным порядком накопления (в том числе раздельного накопления) ТКО, утвержденным исполнительным органом субъекта Российской Федерации.

При этом потребитель обязан осуществлять складирование ТКО в местах (площадках) накопления ТКО, определенных договором на оказание услуг по обращению с ТКО, в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами и обеспечивать складирование ТКО в контейнеры или иные места в соответствии с приложением к типовому договору.

Необходимо отметить, что действующим законодательством в сфере обращения с ТКО не предусмотрено случаев, при наступлении которых региональный оператор вправе прекратить предоставление услуги по обращению с ТКО. Если договор на оказание услуг по обращению с ТКО не расторгнут и не признан судом недействительным, региональный оператор обязан продолжать оказывать соответствующую услугу потребителям. Например, оспаривание региональным оператором в судебном порядке нормативов накопления ТКО не может рассматриваться как основание для прекращения вывоза ТКО при наличии действующего договора.

Так, действия регионального оператора, занимающего доминирующее положение на соответствующем товарном рынке, выразившиеся в неправомерном прекращении поставки ресурса (услуги по обращению с ТКО), должны рассматриваться антимонопольными органами на предмет нарушения Закона о защите конкуренции.

Согласно пункту 13 Постановления Пленума ВС РФ N 2 прекращение реализации товара определенному покупателю, всем покупателям или их определенной группе, в том числе в связи с прекращением производства, и (или) уклонение от заключения договора с ними могут быть признаны злоупотреблением доминирующим положением со стороны хозяйствующего субъекта-продавца по основаниям, предусмотренным пунктами 4, 5 и 8 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, и тогда, когда эти действия (бездействие) влекут за собой устранение конкуренции на том смежном рынке, на котором с использованием данного товара осуществляет свою деятельность покупатель (покупатели), что предвидел или должен был предвидеть доминирующий субъект на момент совершения им названных действий.

Таким образом, действия регионального оператора, выразившиеся в неправомерном отказе от вывоза ТКО, могут рассматриваться на предмет нарушения запрета, установленного пунктом 4 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.