V. Профилактика рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям

V. Профилактика рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым

законом ценностям

13. При осуществлении федерального надзора могут проводиться следующие виды профилактических мероприятий:

а) информирование;

б) обобщение правоприменительной практики;

в) объявление предостережения;

г) консультирование;

д) самообследование;

е) профилактический визит;

ж) меры стимулирования добросовестности.

14. Информирование контролируемых лиц по вопросам соблюдения обязательных требований осуществляется посредством размещения и поддержания в актуальном состоянии соответствующих сведений на официальных сайтах Федеральной службы по надзору в сфере транспорта и территориальных органов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет"), в средствах массовой информации и с использованием иных форм информирования.

15. Доклад, содержащий результаты обобщения правоприменительной практики Федеральной службы по надзору в сфере транспорта и территориальных органов, готовится один раз в год, утверждается приказом (распоряжением) руководителя Федеральной службы по надзору в сфере транспорта и размещается на официальных сайтах Федеральной службы по надзору в сфере транспорта и территориальных органов в сети "Интернет" в срок не позднее 1 марта года, следующего за отчетным.

16. При наличии у Федеральной службы по надзору в сфере транспорта и территориальных органов сведений о готовящихся нарушениях обязательных требований или признаках нарушений обязательных требований и (или) при отсутствии подтвержденных данных о том, что нарушение обязательных требований причинило вред (ущерб) охраняемым законом ценностям либо создало угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, Федеральная служба по надзору в сфере транспорта и территориальные органы объявляют контролируемому лицу предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований (далее - предостережение) и предлагают принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований.

Предостережение объявляется в соответствии со статьей 49 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".

17. Контролируемое лицо в течение 10 рабочих дней со дня получения предостережения вправе подать в Федеральную службу по надзору в сфере транспорта или территориальный орган, объявившие предостережение, возражение в отношении предостережения (далее - возражение).

18. Возражение направляется в форме документа на бумажном носителе почтовым отправлением или в электронной форме через личный кабинет контролируемого лица в федеральной государственной информационной системе "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (далее - единый портал).

Возражение, направляемое в электронной форме, подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью контролируемого лица.

19. В возражении указываются:

а) в отношении контролируемого лица:

полное и сокращенное (при наличии) наименование - для юридического лица, фамилия, имя, отчество (при наличии) - для физического лица, в том числе индивидуального предпринимателя;

идентификационный номер налогоплательщика;

б) дата и номер предостережения, направленного в адрес контролируемого лица;

в) обоснование позиции в отношении указанных в предостережении действий (бездействия) контролируемого лица, которые приводят или могут привести к нарушению обязательных требований.

20. Возражение рассматривается Федеральной службой по надзору в сфере транспорта или территориальным органом в течение 20 рабочих дней со дня регистрации возражения.

По результатам рассмотрения возражения Федеральная служба по надзору в сфере транспорта или территориальный орган принимает одно из следующих решений:

а) удовлетворяет возражение;

б) отказывает в удовлетворении возражения.

21. Не позднее дня, следующего за днем принятия решения, указанного в пункте 20 настоящего Положения, контролируемому лицу, подавшему возражение, в письменной форме или в электронной форме в зависимости от способа подачи возражения направляется мотивированный ответ о результатах рассмотрения возражения.

22. Результаты рассмотрения возражений используются Федеральной службой по надзору в сфере транспорта или территориальным органом для целей организации и проведения мероприятий по профилактике нарушения обязательных требований и для иных целей, не связанных с ограничением прав и свобод контролируемых лиц.

23. Должностными лицами Федеральной службы по надзору в сфере транспорта и территориальных органов по обращениям контролируемых лиц и их представителей осуществляется консультирование.

24. Консультирование может осуществляться должностными лицами Федеральной службы по надзору в сфере транспорта и территориальных органов по телефону, посредством видео-конференц-связи, на личном приеме либо в ходе проведения профилактического мероприятия или контрольного (надзорного) мероприятия по следующим вопросам:

а) порядок организации и осуществления федерального надзора;

б) порядок совершения контрольных (надзорных) действий должностными лицами;

в) положения обязательных требований, ограничений, порядков и правил, установленных законодательством Российской Федерации в области транспортной безопасности;

г) порядок исполнения постановлений о привлечении к административной ответственности по делам об административных правонарушениях, находящихся в производстве Федеральной службы по надзору в сфере транспорта и территориальных органов и связанных с нарушением обязательных требований.

25. В ходе консультирования не может предоставляться информация, содержащая оценку конкретного контрольного (надзорного) мероприятия, решений и (или) действий должностных лиц Федеральной службы по надзору в сфере транспорта или территориальных органов, иных участников контрольного (надзорного) мероприятия.

26. Время консультирования при личном обращении устанавливается руководителем или заместителем руководителя Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, руководителем территориального органа.

Время консультирования при личном обращении должно составлять не менее 4 часов в неделю. Информация о времени консультирования при личном обращении размещается на информационных стендах, расположенных в зданиях Федеральной службы по надзору в сфере транспорта или территориального органа в доступном для ознакомления граждан месте, на официальных сайтах Федеральной службы по надзору в сфере транспорта или территориального органа в сети "Интернет".

27. По итогам консультирования информация в письменной форме не предоставляется контролируемым лицам и их представителям, за исключением случаев направления письменного ответа на обращение, поданное в соответствии с Федеральным законом "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".

28. Консультирование по однотипным обращениям контролируемых лиц и их представителей посредством размещения Федеральной службой по надзору в сфере транспорта или территориальным органом на официальных сайтах в сети "Интернет" письменного разъяснения по изложенным в этих обращениях вопросам, подписанного уполномоченным должностным лицом Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, осуществляется в случае поступления в Федеральную службу по надзору в сфере транспорта или территориальный орган более 10 таких обращений за предшествующие консультированию 6 месяцев.

29. Федеральная служба по надзору в сфере транспорта и территориальные органы осуществляют учет консультирований.

30. В соответствии со статьей 51 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" контролируемые лица могут проводить самостоятельную оценку соблюдения обязательных требований (самообследование) в целях добровольного определения уровня соблюдения ими обязательных требований.

Контролируемые лица, получившие высокую оценку соблюдения ими обязательных требований, по итогам самообследования вправе принять декларацию соблюдения обязательных требований.

Декларация соблюдения обязательных требований направляется контролируемым лицом в Федеральную службу по надзору в сфере транспорта, которая осуществляет ее регистрацию и размещает на своем официальном сайте в сети "Интернет".

Срок действия декларации соблюдения обязательных требований составляет один год со дня регистрации указанной декларации Федеральной службой по надзору в сфере транспорта.

31. В случае если при проведении обязательного профилактического визита или контрольного (надзорного) мероприятия выявлены нарушения обязательных требований, факты представления контролируемым лицом недостоверных сведений при самообследовании, декларация соблюдения обязательных требований аннулируется решением, принимаемым по результатам контрольного (надзорного) мероприятия. По истечении года со дня принятия такого решения контролируемое лицо может вновь принять декларацию соблюдения обязательных требований по результатам самообследования.

32. Профилактический визит проводится в форме профилактической беседы инспекторами по месту осуществления деятельности контролируемого лица либо путем использования видео-конференц-связи или мобильного приложения "Инспектор".

Профилактический визит проводится по инициативе Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, территориального органа или по инициативе контролируемого лица.

В ходе профилактического визита инспектор осуществляет ознакомление с объектом контроля, сбор сведений, необходимых для отнесения объекта контроля к категориям риска, проводит оценку уровня соблюдения контролируемым лицом обязательных требований, информирует контролируемое лицо об обязательных требованиях, предъявляемых к его деятельности либо к принадлежащим ему объектам контроля, их соответствии критериям отнесения объектов контроля к категориям риска, о рекомендуемых способах снижения категории риска, видах, содержании и интенсивности мероприятий, проводимых в отношении объекта контроля исходя из его отнесения к соответствующей категории риска.

33. Обязательный профилактический визит проводится в соответствии со статьей 52.1 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".

В отношении контролируемых лиц, принадлежащих им объектов контроля, отнесенных к категориям высокого или среднего риска, обязательные профилактические визиты проводятся с учетом периодичности, установленной пунктом 12 настоящего Положения.

34. Обязательный профилактический визит не предусматривает отказ контролируемого лица от его проведения.

35. В рамках обязательного профилактического визита инспектор при необходимости проводит осмотр, истребование необходимых документов, инструментальное обследование.

Осмотр в рамках обязательного профилактического визита может осуществляться с использованием средств дистанционного взаимодействия, в том числе посредством видео-конференц-связи, а также с использованием мобильного приложения "Инспектор".

Фотосъемка и видеозапись при проведении осмотра в рамках обязательного профилактического визита осуществляются с использованием мобильного приложения "Инспектор".

Срок проведения обязательного профилактического визита не может превышать 10 рабочих дней.

36. Оформление акта о проведении обязательного профилактического визита, акта о невозможности проведения обязательного профилактического визита, выдача предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований по итогам обязательного профилактического визита проводятся в соответствии с частями 9 - 13 статьи 52.1 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".

37. Профилактический визит по инициативе контролируемого лица проводится в порядке, предусмотренном статьей 52.2 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".

38. В целях мотивации контролируемых лиц к соблюдению обязательных требований Федеральная служба по надзору в сфере транспорта и территориальные органы проводят мероприятия, направленные на нематериальное поощрение добросовестных контролируемых лиц (меры стимулирования добросовестности).

Мерами стимулирования добросовестности могут являться:

присвоение контролируемому лицу репутационного статуса, обозначающего добросовестное соблюдение контролируемым лицом обязательных требований;

предоставление контролируемому лицу права публично размещать информацию о присвоенном репутационном статусе в открытых источниках;

снижение категории риска объекта контроля.

39. Оценка добросовестности контролируемого лица (далее - оценка добросовестности) проводится по заявлению контролируемого лица, которое может быть направлено в Федеральную службу по надзору в сфере транспорта и территориальный орган в форме документа на бумажном носителе почтовым отправлением или в электронной форме через личный кабинет контролируемого лица на едином портале.

Контролируемое лицо вместе с заявлением о проведении оценки добросовестности направляет в Федеральную службу по надзору в сфере транспорта или территориальный орган документы и информацию, подтверждающие соблюдение требований, предусмотренных пунктом 40 настоящего Положения.

40. При оценке добросовестности осуществляется установление соответствия контролируемого лица одновременно следующим критериям (далее - критерии добросовестности):

а) отсутствие в течение 2 лет до даты проведения оценки добросовестности на объекте транспортной инфраструктуры (транспортном средстве), эксплуатируемом контролируемым лицом, совершенных актов незаконного вмешательства;

б) добровольное участие контролируемого лица в проведении в отношении его деятельности мониторинга и заключение соглашения о мониторинге между Федеральной службой по надзору в сфере транспорта или территориальным органом и контролируемым лицом с предоставлением контролируемым лицом доступа к своим информационным ресурсам в рамках указанного соглашения;

в) отсутствие нарушений обязательных требований, выявленных по результатам проведения обязательных профилактических визитов или контрольных (надзорных) мероприятий, в течение 2 лет до даты проведения оценки добросовестности;

г) принятие контролируемым лицом декларации соблюдения обязательных требований, основанной на проведенной оценке добросовестности соблюдения обязательных требований, и ее представление в Федеральную службу по надзору в сфере транспорта.

41. Оценка добросовестности осуществляется при рассмотрении Федеральной службой по надзору в сфере транспорта и территориальными органами документов, подтверждающих выполнение условий, указанных в пункте 40 настоящего Положения.

Инспектор рассматривает имеющиеся в распоряжении Федеральной службы по надзору в сфере транспорта и территориального органа документы и направляет должностному лицу, указанному в пункте 5 настоящего Положения, мотивированное решение о соответствии либо несоответствии контролируемого лица критериям добросовестности.

42. В случае соответствия контролируемого лица критериям добросовестности присвоенная категория риска понижается на одну категорию.

43. Понижение или отказ в понижении категории риска оформляется распоряжением должностного лица, указанного в пункте 5 настоящего Положения, в течение 10 рабочих дней со дня регистрации заявления, указанного в пункте 39 настоящего Положения.

Распоряжение направляется контролируемому лицу в течение 5 рабочих дней со дня регистрации распоряжения.

44. Публичная оценка уровня соблюдения обязательных требований по результатам проведения профилактического и (или) контрольного (надзорного) мероприятия не присваивается.