к Положению о федеральном
государственном контроле (надзоре)
в области транспортной безопасности
1. Объекты федерального государственного контроля (надзора) в области транспортной безопасности (далее - объекты контроля) относятся к категориям риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям (далее - категории риска) в зависимости от показателя тяжести (потенциального риска) причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.
В настоящем документе понятие "контролируемые лица" используется в значении, определенном пунктом 2 Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) в области транспортной безопасности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 5 сентября 2025 г. N 1380 "Об утверждении Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) в области транспортной безопасности".
2. Деятельность контролируемых лиц, использующих объекты транспортной инфраструктуры и (или) транспортные средства, результаты деятельности, подлежащие федеральному государственному контролю (надзору) в области транспортной безопасности, разделяются на группы тяжести "А", "Б", "В" и "Г".
3. К группе тяжести "А" относится деятельность контролируемых лиц по обеспечению транспортной безопасности в отношении следующих объектов транспортной инфраструктуры:
а) объекты транспортной инфраструктуры железнодорожного, воздушного, автомобильного, морского и внутреннего водного транспорта первой категории, установленной в соответствии с частью 1 статьи 6 Федерального закона "О транспортной безопасности";
б) объекты, включенные в перечень объектов инфраструктуры внеуличного транспорта (в части метрополитенов), утвержденный Правительством Российской Федерации в соответствии с подпунктом "б" пункта 5 статьи 1 Федерального закона "О транспортной безопасности";
в) определенные Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 8.1 статьи 12.3 Федерального закона "О транспортной безопасности" объекты транспортной инфраструктуры и (или) группы объектов транспортной инфраструктуры, вокруг которых устанавливаются зоны безопасности.
4. К группе тяжести "Б" относится деятельность контролируемых лиц по обеспечению транспортной безопасности в отношении следующих объектов транспортной инфраструктуры:
а) объекты дорожного хозяйства, расположенные на автомобильных дорогах общего пользования федерального значения;
б) аэропорты, которым присвоена вторая категория, установленная в соответствии с частью 1 статьи 6 Федерального закона "О транспортной безопасности";
в) объекты транспортной инфраструктуры чрезвычайно высокой или высокой категории риска, определенные подпунктом "г" пункта 5 перечня участков автомобильных дорог, железнодорожных и внутренних водных путей, вертодромов, посадочных площадок, а также обеспечивающих функционирование транспортного комплекса зданий, сооружений и помещений для обслуживания пассажиров и транспортных средств, погрузки, разгрузки и хранения опасных грузов, на перевозку которых требуется специальное разрешение, и (или) грузов повышенной опасности, являющихся объектами транспортной инфраструктуры, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 15 сентября 2020 г. N 1442 "Об определении участков автомобильных дорог, железнодорожных и внутренних водных путей, вертодромов, посадочных площадок, а также обеспечивающих функционирование транспортного комплекса зданий, сооружений и помещений для обслуживания пассажиров и транспортных средств, погрузки, разгрузки и хранения опасных грузов, на перевозку которых требуется специальное разрешение, и (или) грузов повышенной опасности, являющихся объектами транспортной инфраструктуры, и признании утратившими силу актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации".
5. К группе тяжести "В" относится деятельность контролируемых лиц по обеспечению транспортной безопасности в отношении следующих объектов транспортной инфраструктуры:
а) объекты, включенные в реестр остановочных пунктов по межрегиональным маршрутам регулярных перевозок (в части перевозок автомобильным транспортом);
б) аэропорты, которым присвоены третья, четвертая или пятая категории, установленные в соответствии с частью 1 статьи 6 Федерального закона "О транспортной безопасности";
в) аэродромы гражданской авиации, которым присвоены категории, установленные в соответствии с частью 1 статьи 6 Федерального закона "О транспортной безопасности";
г) объекты железнодорожного, воздушного (кроме аэропортов), автомобильного, морского, внутреннего водного транспорта и дорожного хозяйства, которым присвоена вторая категория, установленная в соответствии с частью 1 статьи 6 Федерального закона "О транспортной безопасности";
д) вертодромы и посадочные площадки;
е) объекты транспортной инфраструктуры средней категории риска, определенные подпунктом "г" пункта 5 перечня участков автомобильных дорог, железнодорожных и внутренних водных путей, вертодромов, посадочных площадок, а также обеспечивающих функционирование транспортного комплекса зданий, сооружений и помещений для обслуживания пассажиров и транспортных средств, погрузки, разгрузки и хранения опасных грузов, на перевозку которых требуется специальное разрешение, и (или) грузов повышенной опасности, являющихся объектами транспортной инфраструктуры, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 15 сентября 2020 г. N 1442 "Об определении участков автомобильных дорог, железнодорожных и внутренних водных путей, вертодромов, посадочных площадок, а также обеспечивающих функционирование транспортного комплекса зданий, сооружений и помещений для обслуживания пассажиров и транспортных средств, погрузки, разгрузки и хранения опасных грузов, на перевозку которых требуется специальное разрешение, и (или) грузов повышенной опасности, являющихся объектами транспортной инфраструктуры, и признании утратившими силу актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации";
ж) объекты систем связи, навигации и управления движением транспортных средств воздушного транспорта, определенные в соответствии с подпунктом "и" пункта 5 статьи 1 Федерального закона "О транспортной безопасности".
6. К группе тяжести "Г" относится деятельность контролируемых лиц по обеспечению транспортной безопасности в отношении следующих объектов транспортной инфраструктуры:
а) объекты транспортной инфраструктуры железнодорожного, воздушного (кроме аэропортов), автомобильного, морского, внутреннего водного транспорта и дорожного хозяйства, которым присвоена третья или четвертая категории, установленные в соответствии с частью 1 статьи 6 Федерального закона "О транспортной безопасности";
б) объекты транспортной инфраструктуры, не подлежащие категорированию.
7. К группе тяжести "А" относится деятельность контролируемых лиц по обеспечению транспортной безопасности в отношении определенных Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 8.1 статьи 12.3 Федерального закона "О транспортной безопасности" отдельных судов и (или) иных плавучих средств с ядерным реактором, судов и (или) иных плавучих средств, транспортирующих ядерные материалы, вокруг которых устанавливаются зоны безопасности.
8. К группе тяжести "Б" относится деятельность контролируемых лиц по обеспечению транспортной безопасности в отношении следующих транспортных средств:
а) транспортные средства, принадлежащие на праве собственности или ином законном основании контролируемым лицам, имеющим лицензию на осуществление перевозок морским и (или) внутренним водным транспортом опасных грузов;
б) транспортные средства, принадлежащие на праве собственности или ином законном основании контролируемым лицам, представившим уведомление на осуществление перевозок железнодорожным транспортом опасных грузов;
в) транспортные средства, принадлежащие на праве собственности или ином законном основании контролируемым лицам, находящимся в реестре российских перевозчиков, допущенных к осуществлению международных автомобильных перевозок;
г) транспортные средства, принадлежащие на праве собственности или ином законном основании контролируемым лицам, имеющим специальное разрешение на осуществление международных автомобильных перевозок опасных грузов.
9. К группе тяжести "В" относится деятельность контролируемых лиц по обеспечению транспортной безопасности в отношении следующих транспортных средств:
а) транспортные средства, принадлежащие на праве собственности или ином законном основании контролируемым лицам, представившим уведомление на осуществление перевозок железнодорожным транспортом пассажиров;
б) транспортные средства, принадлежащие на праве собственности или ином законном основании контролируемым лицам, имеющим лицензию на осуществление перевозок морским и (или) внутренним водным транспортом пассажиров;
в) транспортные средства, принадлежащие на праве собственности или ином законном основании контролируемым лицам, находящимся в реестре межрегиональных маршрутов регулярных перевозок (в части автомобильных перевозок);
г) транспортные средства, принадлежащие на праве собственности или ином законном основании контролируемым лицам, имеющим допуск (разрешение) к выполнению международных воздушных перевозок.
10. К группе тяжести "Г" относится деятельность контролируемых лиц по обеспечению транспортной безопасности в отношении следующих транспортных средств:
а) воздушные суда авиации общего назначения, воздушные суда, на которых осуществляются коммерческие воздушные перевозки, авиационные работы;
б) транспортные средства, не вошедшие в группы тяжести "А", "Б" и "В".
11. К группе тяжести "А" относятся следующие работы и услуги, непосредственно связанные с обеспечением транспортной безопасности:
а) работы и услуги по защите от актов незаконного вмешательства объектов транспортной инфраструктуры, определенных подпунктом "з" пункта 5 статьи 1 Федерального закона "О транспортной безопасности";
б) работы и услуги по защите от актов незаконного вмешательства объектов транспортной инфраструктуры, включенных в перечень объектов инфраструктуры внеуличного транспорта (в части метрополитенов).
12. К группе тяжести "Б" относятся следующие работы и услуги, непосредственно связанные с обеспечением транспортной безопасности:
а) работы и услуги по защите объектов транспортной инфраструктуры, которым присвоена первая или вторая категории, установленные в соответствии с частью 1 статьи 6 Федерального закона "О транспортной безопасности", и (или) транспортных средств железнодорожного, автомобильного, воздушного, морского и внутреннего водного транспорта (кроме метрополитенов) от актов незаконного вмешательства;
б) работы и услуги, осуществляемые контролируемыми лицами, находящимися в реестре российских перевозчиков, допущенных к осуществлению международных автомобильных перевозок.
13. К группе тяжести "В" относятся следующие работы и услуги, непосредственно связанные с обеспечением транспортной безопасности:
а) работы и услуги по защите объектов транспортной инфраструктуры, которым присвоены третья, четвертая или пятая категории, установленные в соответствии с частью 1 статьи 6 Федерального закона "О транспортной безопасности", и (или) транспортных средств железнодорожного, автомобильного, воздушного, морского и внутреннего водного транспорта (кроме метрополитенов) от актов незаконного вмешательства;
б) работы и услуги, осуществляемые контролируемыми лицами, находящимися в реестре межрегиональных маршрутов регулярных перевозок (в части перевозок автомобильным транспортом).
14. К группе тяжести "Г" относятся работы и услуги, непосредственно связанные с обеспечением транспортной безопасности, выполняемые (предоставляемые) учебными центрами, органами аттестации, специализированными организациями, аттестующими организациями, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, уполномоченными субъектами транспортной инфраструктуры или перевозчиками на бронирование и (или) оформление проездных документов (билетов) и передачу персональных данных о пассажирах в автоматизированные централизованные базы персональных данных о пассажирах и персонале (экипаже) транспортных средств от имени субъектов транспортной инфраструктуры или перевозчиков.
15. При наличии критериев, позволяющих отнести объект контроля к различным группам тяжести, подлежит применению критерий, позволяющий отнести объект контроля к более высокой группе тяжести.
16. Объекты контроля относятся к категориям риска в зависимости от показателя вероятности наступления негативных событий, которые могут повлечь причинение вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям (далее - группы вероятности).
17. С учетом оценки вероятности нарушения контролируемыми лицами обязательных требований в области транспортной безопасности деятельность (работы, услуги), подлежащая федеральному государственному контролю (надзору) в области транспортной безопасности, разделяется на группы вероятности "1", "2", "3" и "4".
18. К группе вероятности "1" относятся:
а) деятельность (работы, услуги) контролируемых лиц, на объектах транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средствах которых за год, предшествующий дате принятия решения об отнесении объекта контроля к категории риска, произошел один и более случай совершения актов незаконного вмешательства;
б) деятельность контролируемых лиц, объекты транспортной инфраструктуры и (или) транспортные средства которых задействованы в подготовке к проведению важных общественно значимых международных мероприятий, организация и проведение которых предусмотрены законодательными актами Российской Федерации в течение 2 календарных лет до их проведения, или деятельность подразделения транспортной безопасности на указанных объектах (работы и услуги по защите от актов незаконного вмешательства указанных объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств);
в) деятельность (работы, услуги) контролируемых лиц, в отношении которых в течение 3 календарных лет, предшествующих дате принятия решения об отнесении объекта контроля к категории риска, вступили в законную силу более 10 решений (постановлений) о назначении административного наказания контролируемому лицу, работнику контролируемого лица за совершение правонарушения при осуществлении деятельности в области транспортной безопасности, выполнении работ и услуг, непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности;
г) деятельность (работы, услуги) контролируемых лиц, в отношении которых за год, предшествующий дате принятия решения об отнесении объекта контроля к категории риска, проведено контрольное (надзорное) мероприятие с экспериментом, в ходе которого тест-объект (тест-субъект) не обнаружен.
19. К группе вероятности "2" относятся:
а) деятельность (работы, услуги) контролируемых лиц, в отношении которых в течение 3 календарных лет, предшествующих дате принятия решения об отнесении объекта контроля к категории риска, вступили в законную силу от 6 до 10 решений (постановлений) о назначении административного наказания контролируемому лицу, работнику контролируемого лица за совершение правонарушения при осуществлении деятельности в области транспортной безопасности, выполнении работ и услуг, непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности;
б) деятельность контролируемых лиц, на объектах транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средствах которых за год, предшествующий дате принятия решения об отнесении объекта контроля к категории риска, выявлены 5 и более угроз совершения актов незаконного вмешательства на основании информации, поступившей в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 12 Федерального закона "О транспортной безопасности" (за исключением анонимных звонков).
20. К группе вероятности "3" относятся:
а) деятельность (работы, услуги) контролируемых лиц, в отношении которых в течение 3 календарных лет, предшествующих дате принятия решения об отнесении объекта контроля к категории риска, вступили в законную силу от 1 до 5 решений (постановлений) о назначении административного наказания контролируемому лицу, работнику контролируемого лица за совершение правонарушения при осуществлении деятельности в области транспортной безопасности, выполнении работ и услуг, непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности;
б) деятельность контролируемых лиц, на объектах транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средствах которых за год, предшествующий дате принятия решения об отнесении объекта контроля к категории риска, выявлены менее 5 угроз совершения актов незаконного вмешательства на основании информации, поступившей в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 12 Федерального закона "О транспортной безопасности" (за исключением анонимных звонков).
21. К группе вероятности "4" относятся:
а) деятельность (работы, услуги), не отнесенная к группам вероятности "1", "2" и "3";
б) деятельность контролируемых лиц по обеспечению транспортной безопасности в отношении объектов транспортной инфраструктуры, не подлежащих категорированию.
22. При наличии критериев, позволяющих отнести объект контроля к различным группам вероятности, подлежит применению критерий вероятности, позволяющий отнести объект контроля к более высокой группе вероятности.
23. Объекты контроля, не соответствующие ни одному критерию отнесения объектов контроля к категории риска, относятся к низкой категории риска.
24. Категория риска объекта контроля в отношении объекта транспортной инфраструктуры воздушного транспорта, находящегося на ином объекте транспортной инфраструктуры воздушного транспорта, но не отнесенного к такому объекту, определяется категорией риска объекта контроля в отношении объекта транспортной инфраструктуры, на котором находится такой объект транспортной инфраструктуры.
25. Оценка добросовестности контролируемых лиц для отнесения объектов контроля к категории риска применяется в порядке, установленном пунктами 39 - 43 Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) в области транспортной безопасности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 5 сентября 2025 г. N 1380 "Об утверждении Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) в области транспортной безопасности".
26. Отнесение объектов контроля к определенной категории риска основывается на соотнесении группы тяжести и группы вероятности согласно приложению.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2025
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2026 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2025 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей
- Постановление Правительства РФ N 1875