Приложение

к Положению о федеральном

государственном контроле (надзоре)

в области транспортной безопасности

КРИТЕРИИ
ОТНЕСЕНИЯ ОБЪЕКТОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ
(НАДЗОРА) В ОБЛАСТИ ТРАНСПОРТНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ К КАТЕГОРИЯМ
РИСКА ПРИЧИНЕНИЯ ВРЕДА (УЩЕРБА) ОХРАНЯЕМЫМ ЗАКОНОМ ЦЕННОСТЯМ

1. Объекты федерального государственного контроля (надзора) в области транспортной безопасности (далее - объекты контроля) относятся к категориям риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям (далее - категории риска) в зависимости от показателя тяжести (потенциального риска) причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.

В настоящем документе понятие "контролируемые лица" используется в значении, определенном пунктом 2 Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) в области транспортной безопасности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 5 сентября 2025 г. N 1380 "Об утверждении Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) в области транспортной безопасности".

2. Деятельность контролируемых лиц, использующих объекты транспортной инфраструктуры и (или) транспортные средства, результаты деятельности, подлежащие федеральному государственному контролю (надзору) в области транспортной безопасности, разделяются на группы тяжести "А", "Б", "В" и "Г".

3. К группе тяжести "А" относится деятельность контролируемых лиц по обеспечению транспортной безопасности в отношении следующих объектов транспортной инфраструктуры:

а) объекты транспортной инфраструктуры железнодорожного, воздушного, автомобильного, морского и внутреннего водного транспорта первой категории, установленной в соответствии с частью 1 статьи 6 Федерального закона "О транспортной безопасности";

б) объекты, включенные в перечень объектов инфраструктуры внеуличного транспорта (в части метрополитенов), утвержденный Правительством Российской Федерации в соответствии с подпунктом "б" пункта 5 статьи 1 Федерального закона "О транспортной безопасности";

в) определенные Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 8.1 статьи 12.3 Федерального закона "О транспортной безопасности" объекты транспортной инфраструктуры и (или) группы объектов транспортной инфраструктуры, вокруг которых устанавливаются зоны безопасности.

4. К группе тяжести "Б" относится деятельность контролируемых лиц по обеспечению транспортной безопасности в отношении следующих объектов транспортной инфраструктуры:

а) объекты дорожного хозяйства, расположенные на автомобильных дорогах общего пользования федерального значения;

б) аэропорты, которым присвоена вторая категория, установленная в соответствии с частью 1 статьи 6 Федерального закона "О транспортной безопасности";

в) объекты транспортной инфраструктуры чрезвычайно высокой или высокой категории риска, определенные подпунктом "г" пункта 5 перечня участков автомобильных дорог, железнодорожных и внутренних водных путей, вертодромов, посадочных площадок, а также обеспечивающих функционирование транспортного комплекса зданий, сооружений и помещений для обслуживания пассажиров и транспортных средств, погрузки, разгрузки и хранения опасных грузов, на перевозку которых требуется специальное разрешение, и (или) грузов повышенной опасности, являющихся объектами транспортной инфраструктуры, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 15 сентября 2020 г. N 1442 "Об определении участков автомобильных дорог, железнодорожных и внутренних водных путей, вертодромов, посадочных площадок, а также обеспечивающих функционирование транспортного комплекса зданий, сооружений и помещений для обслуживания пассажиров и транспортных средств, погрузки, разгрузки и хранения опасных грузов, на перевозку которых требуется специальное разрешение, и (или) грузов повышенной опасности, являющихся объектами транспортной инфраструктуры, и признании утратившими силу актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации".

5. К группе тяжести "В" относится деятельность контролируемых лиц по обеспечению транспортной безопасности в отношении следующих объектов транспортной инфраструктуры:

а) объекты, включенные в реестр остановочных пунктов по межрегиональным маршрутам регулярных перевозок (в части перевозок автомобильным транспортом);

б) аэропорты, которым присвоены третья, четвертая или пятая категории, установленные в соответствии с частью 1 статьи 6 Федерального закона "О транспортной безопасности";

в) аэродромы гражданской авиации, которым присвоены категории, установленные в соответствии с частью 1 статьи 6 Федерального закона "О транспортной безопасности";

г) объекты железнодорожного, воздушного (кроме аэропортов), автомобильного, морского, внутреннего водного транспорта и дорожного хозяйства, которым присвоена вторая категория, установленная в соответствии с частью 1 статьи 6 Федерального закона "О транспортной безопасности";

д) вертодромы и посадочные площадки;

е) объекты транспортной инфраструктуры средней категории риска, определенные подпунктом "г" пункта 5 перечня участков автомобильных дорог, железнодорожных и внутренних водных путей, вертодромов, посадочных площадок, а также обеспечивающих функционирование транспортного комплекса зданий, сооружений и помещений для обслуживания пассажиров и транспортных средств, погрузки, разгрузки и хранения опасных грузов, на перевозку которых требуется специальное разрешение, и (или) грузов повышенной опасности, являющихся объектами транспортной инфраструктуры, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 15 сентября 2020 г. N 1442 "Об определении участков автомобильных дорог, железнодорожных и внутренних водных путей, вертодромов, посадочных площадок, а также обеспечивающих функционирование транспортного комплекса зданий, сооружений и помещений для обслуживания пассажиров и транспортных средств, погрузки, разгрузки и хранения опасных грузов, на перевозку которых требуется специальное разрешение, и (или) грузов повышенной опасности, являющихся объектами транспортной инфраструктуры, и признании утратившими силу актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации";

ж) объекты систем связи, навигации и управления движением транспортных средств воздушного транспорта, определенные в соответствии с подпунктом "и" пункта 5 статьи 1 Федерального закона "О транспортной безопасности".

6. К группе тяжести "Г" относится деятельность контролируемых лиц по обеспечению транспортной безопасности в отношении следующих объектов транспортной инфраструктуры:

а) объекты транспортной инфраструктуры железнодорожного, воздушного (кроме аэропортов), автомобильного, морского, внутреннего водного транспорта и дорожного хозяйства, которым присвоена третья или четвертая категории, установленные в соответствии с частью 1 статьи 6 Федерального закона "О транспортной безопасности";

б) объекты транспортной инфраструктуры, не подлежащие категорированию.

7. К группе тяжести "А" относится деятельность контролируемых лиц по обеспечению транспортной безопасности в отношении определенных Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 8.1 статьи 12.3 Федерального закона "О транспортной безопасности" отдельных судов и (или) иных плавучих средств с ядерным реактором, судов и (или) иных плавучих средств, транспортирующих ядерные материалы, вокруг которых устанавливаются зоны безопасности.

8. К группе тяжести "Б" относится деятельность контролируемых лиц по обеспечению транспортной безопасности в отношении следующих транспортных средств:

а) транспортные средства, принадлежащие на праве собственности или ином законном основании контролируемым лицам, имеющим лицензию на осуществление перевозок морским и (или) внутренним водным транспортом опасных грузов;

б) транспортные средства, принадлежащие на праве собственности или ином законном основании контролируемым лицам, представившим уведомление на осуществление перевозок железнодорожным транспортом опасных грузов;

в) транспортные средства, принадлежащие на праве собственности или ином законном основании контролируемым лицам, находящимся в реестре российских перевозчиков, допущенных к осуществлению международных автомобильных перевозок;

г) транспортные средства, принадлежащие на праве собственности или ином законном основании контролируемым лицам, имеющим специальное разрешение на осуществление международных автомобильных перевозок опасных грузов.

9. К группе тяжести "В" относится деятельность контролируемых лиц по обеспечению транспортной безопасности в отношении следующих транспортных средств:

а) транспортные средства, принадлежащие на праве собственности или ином законном основании контролируемым лицам, представившим уведомление на осуществление перевозок железнодорожным транспортом пассажиров;

б) транспортные средства, принадлежащие на праве собственности или ином законном основании контролируемым лицам, имеющим лицензию на осуществление перевозок морским и (или) внутренним водным транспортом пассажиров;

в) транспортные средства, принадлежащие на праве собственности или ином законном основании контролируемым лицам, находящимся в реестре межрегиональных маршрутов регулярных перевозок (в части автомобильных перевозок);

г) транспортные средства, принадлежащие на праве собственности или ином законном основании контролируемым лицам, имеющим допуск (разрешение) к выполнению международных воздушных перевозок.

10. К группе тяжести "Г" относится деятельность контролируемых лиц по обеспечению транспортной безопасности в отношении следующих транспортных средств:

а) воздушные суда авиации общего назначения, воздушные суда, на которых осуществляются коммерческие воздушные перевозки, авиационные работы;

б) транспортные средства, не вошедшие в группы тяжести "А", "Б" и "В".

11. К группе тяжести "А" относятся следующие работы и услуги, непосредственно связанные с обеспечением транспортной безопасности:

а) работы и услуги по защите от актов незаконного вмешательства объектов транспортной инфраструктуры, определенных подпунктом "з" пункта 5 статьи 1 Федерального закона "О транспортной безопасности";

б) работы и услуги по защите от актов незаконного вмешательства объектов транспортной инфраструктуры, включенных в перечень объектов инфраструктуры внеуличного транспорта (в части метрополитенов).

12. К группе тяжести "Б" относятся следующие работы и услуги, непосредственно связанные с обеспечением транспортной безопасности:

а) работы и услуги по защите объектов транспортной инфраструктуры, которым присвоена первая или вторая категории, установленные в соответствии с частью 1 статьи 6 Федерального закона "О транспортной безопасности", и (или) транспортных средств железнодорожного, автомобильного, воздушного, морского и внутреннего водного транспорта (кроме метрополитенов) от актов незаконного вмешательства;

б) работы и услуги, осуществляемые контролируемыми лицами, находящимися в реестре российских перевозчиков, допущенных к осуществлению международных автомобильных перевозок.

13. К группе тяжести "В" относятся следующие работы и услуги, непосредственно связанные с обеспечением транспортной безопасности:

а) работы и услуги по защите объектов транспортной инфраструктуры, которым присвоены третья, четвертая или пятая категории, установленные в соответствии с частью 1 статьи 6 Федерального закона "О транспортной безопасности", и (или) транспортных средств железнодорожного, автомобильного, воздушного, морского и внутреннего водного транспорта (кроме метрополитенов) от актов незаконного вмешательства;

б) работы и услуги, осуществляемые контролируемыми лицами, находящимися в реестре межрегиональных маршрутов регулярных перевозок (в части перевозок автомобильным транспортом).

14. К группе тяжести "Г" относятся работы и услуги, непосредственно связанные с обеспечением транспортной безопасности, выполняемые (предоставляемые) учебными центрами, органами аттестации, специализированными организациями, аттестующими организациями, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, уполномоченными субъектами транспортной инфраструктуры или перевозчиками на бронирование и (или) оформление проездных документов (билетов) и передачу персональных данных о пассажирах в автоматизированные централизованные базы персональных данных о пассажирах и персонале (экипаже) транспортных средств от имени субъектов транспортной инфраструктуры или перевозчиков.

15. При наличии критериев, позволяющих отнести объект контроля к различным группам тяжести, подлежит применению критерий, позволяющий отнести объект контроля к более высокой группе тяжести.

16. Объекты контроля относятся к категориям риска в зависимости от показателя вероятности наступления негативных событий, которые могут повлечь причинение вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям (далее - группы вероятности).

17. С учетом оценки вероятности нарушения контролируемыми лицами обязательных требований в области транспортной безопасности деятельность (работы, услуги), подлежащая федеральному государственному контролю (надзору) в области транспортной безопасности, разделяется на группы вероятности "1", "2", "3" и "4".

18. К группе вероятности "1" относятся:

а) деятельность (работы, услуги) контролируемых лиц, на объектах транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средствах которых за год, предшествующий дате принятия решения об отнесении объекта контроля к категории риска, произошел один и более случай совершения актов незаконного вмешательства;

б) деятельность контролируемых лиц, объекты транспортной инфраструктуры и (или) транспортные средства которых задействованы в подготовке к проведению важных общественно значимых международных мероприятий, организация и проведение которых предусмотрены законодательными актами Российской Федерации в течение 2 календарных лет до их проведения, или деятельность подразделения транспортной безопасности на указанных объектах (работы и услуги по защите от актов незаконного вмешательства указанных объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств);

в) деятельность (работы, услуги) контролируемых лиц, в отношении которых в течение 3 календарных лет, предшествующих дате принятия решения об отнесении объекта контроля к категории риска, вступили в законную силу более 10 решений (постановлений) о назначении административного наказания контролируемому лицу, работнику контролируемого лица за совершение правонарушения при осуществлении деятельности в области транспортной безопасности, выполнении работ и услуг, непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности;

г) деятельность (работы, услуги) контролируемых лиц, в отношении которых за год, предшествующий дате принятия решения об отнесении объекта контроля к категории риска, проведено контрольное (надзорное) мероприятие с экспериментом, в ходе которого тест-объект (тест-субъект) не обнаружен.

19. К группе вероятности "2" относятся:

а) деятельность (работы, услуги) контролируемых лиц, в отношении которых в течение 3 календарных лет, предшествующих дате принятия решения об отнесении объекта контроля к категории риска, вступили в законную силу от 6 до 10 решений (постановлений) о назначении административного наказания контролируемому лицу, работнику контролируемого лица за совершение правонарушения при осуществлении деятельности в области транспортной безопасности, выполнении работ и услуг, непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности;

б) деятельность контролируемых лиц, на объектах транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средствах которых за год, предшествующий дате принятия решения об отнесении объекта контроля к категории риска, выявлены 5 и более угроз совершения актов незаконного вмешательства на основании информации, поступившей в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 12 Федерального закона "О транспортной безопасности" (за исключением анонимных звонков).

20. К группе вероятности "3" относятся:

а) деятельность (работы, услуги) контролируемых лиц, в отношении которых в течение 3 календарных лет, предшествующих дате принятия решения об отнесении объекта контроля к категории риска, вступили в законную силу от 1 до 5 решений (постановлений) о назначении административного наказания контролируемому лицу, работнику контролируемого лица за совершение правонарушения при осуществлении деятельности в области транспортной безопасности, выполнении работ и услуг, непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности;

б) деятельность контролируемых лиц, на объектах транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средствах которых за год, предшествующий дате принятия решения об отнесении объекта контроля к категории риска, выявлены менее 5 угроз совершения актов незаконного вмешательства на основании информации, поступившей в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 12 Федерального закона "О транспортной безопасности" (за исключением анонимных звонков).

21. К группе вероятности "4" относятся:

а) деятельность (работы, услуги), не отнесенная к группам вероятности "1", "2" и "3";

б) деятельность контролируемых лиц по обеспечению транспортной безопасности в отношении объектов транспортной инфраструктуры, не подлежащих категорированию.

22. При наличии критериев, позволяющих отнести объект контроля к различным группам вероятности, подлежит применению критерий вероятности, позволяющий отнести объект контроля к более высокой группе вероятности.

23. Объекты контроля, не соответствующие ни одному критерию отнесения объектов контроля к категории риска, относятся к низкой категории риска.

24. Категория риска объекта контроля в отношении объекта транспортной инфраструктуры воздушного транспорта, находящегося на ином объекте транспортной инфраструктуры воздушного транспорта, но не отнесенного к такому объекту, определяется категорией риска объекта контроля в отношении объекта транспортной инфраструктуры, на котором находится такой объект транспортной инфраструктуры.

25. Оценка добросовестности контролируемых лиц для отнесения объектов контроля к категории риска применяется в порядке, установленном пунктами 39 - 43 Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) в области транспортной безопасности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 5 сентября 2025 г. N 1380 "Об утверждении Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) в области транспортной безопасности".

26. Отнесение объектов контроля к определенной категории риска основывается на соотнесении группы тяжести и группы вероятности согласно приложению.