VI. Осуществление федерального надзора

45. Федеральный надзор осуществляется посредством проведения следующих контрольных (надзорных) мероприятий во взаимодействии с контролируемым лицом:

а) инспекционный визит;

б) рейдовый осмотр;

в) документарная проверка;

г) выездная проверка.

46. Контрольные (надзорные) мероприятия, указанные в пункте 45 настоящего Положения, проводятся на плановой и внеплановой основе.

Инспекционный визит, рейдовый осмотр и выездная проверка могут проводиться с использованием средств дистанционного взаимодействия, в том числе посредством видео-конференц-связи, а также с использованием мобильного приложения "Инспектор".

47. Плановые контрольные (надзорные) мероприятия проводятся на основании плана проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий на очередной календарный год, согласованного с органами прокуратуры.

48. Внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия, за исключением контрольных (надзорных) мероприятий без взаимодействия с контролируемым лицом, проводятся по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 5 и 7 - 9 части 1 статьи 57 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".

49. Организация проведения внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 66 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".

50. В решении о проведении контрольного (надзорного) мероприятия указываются сведения, установленные частью 1 статьи 64 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".

51. Федеральная служба по надзору в сфере транспорта и территориальный орган при поступлении информации, предусмотренной частью 1 статьи 60 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", и в случае необходимости принятия неотложных мер по предотвращению и устранению нарушений обязательных требований приступает к проведению внепланового контрольного (надзорного) мероприятия незамедлительно (в течение 24 часов после поступления указанных сведений) с извещением об этом органа прокуратуры по месту нахождения объекта контроля посредством направления в тот же срок документов, предусмотренных частью 5 статьи 66 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации". В этом случае контролируемое лицо может не уведомляться о проведении внепланового контрольного (надзорного) мероприятия.

52. При поступлении от органов федеральной службы безопасности информации о возможном нарушении обязательных требований, содержащей сведения о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям в сфере обороны страны и безопасности государства, внеплановая выездная проверка или внеплановый рейдовый осмотр проводятся с извещением об этом (в течение 24 часов с момента получения соответствующих сведений) органа прокуратуры по месту нахождения объекта контроля посредством направления в тот же срок документов, предусмотренных частью 5 статьи 66 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".

53. Внеплановая выездная проверка или внеплановый рейдовый осмотр проводятся на основании решения о проведении внепланового контрольного (надзорного) мероприятия, указанного в части 5 статьи 66 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".

54. Для фиксации доказательств нарушений обязательных требований инспектор может использовать фотосъемку, аудио- и видеозапись, мобильное приложение "Инспектор", иные способы указанной фиксации, в том числе в случае проведения контрольных (надзорных) мероприятий по месту нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) либо объекта контроля.

Уполномоченные представители органов федеральной службы безопасности и (или) органов внутренних дел Российской Федерации или их уполномоченные подразделения (далее - уполномоченные представители) при участии в контрольных (надзорных) мероприятиях, предусмотренных частью 3 статьи 11.1 Федерального закона "О транспортной безопасности", могут использовать способы фиксации доказательств нарушений обязательных требований, указанные в абзаце первом настоящего пункта, в том числе в случае проведения контрольных (надзорных) мероприятий по месту нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) либо объекта контроля.

55. При проведении контрольных (надзорных) мероприятий фиксация доказательств нарушений обязательных требований может осуществляться с использованием беспилотных систем, пространственных данных, полученных с использованием пилотируемых воздушных судов и беспилотных авиационных систем, космических аппаратов (в том числе данных дистанционного зондирования Земли). Использование беспилотных авиационных систем для фиксации доказательств нарушений обязательных требований при проведении контрольных (надзорных) мероприятий осуществляется с учетом требований нормативных правовых актов, регулирующих использование воздушного пространства Российской Федерации, и законодательства Российской Федерации о государственной тайне.

56. Фотографии, аудио- и видеозаписи, используемые для фиксации доказательств нарушений обязательных требований, должны позволять однозначно идентифицировать объект фиксации, отражающий нарушение обязательных требований.

Для фиксации доказательств нарушений обязательных требований могут быть использованы любые имеющиеся в распоряжении должностного лица, проводящего контрольное (надзорное) мероприятие, технические средства фотосъемки, аудио- и видеозаписи.

Фиксация доказательств нарушений обязательных требований при помощи фотосъемки проводится не менее чем двумя снимками.

Требования к проведению фотосъемки, аудио- и видеозаписи, установленные пунктами 57 - 62 и 73 настоящего Положения, могут не применяться при проведении эксперимента в случае, если это повлияет на анонимность тест-субъекта либо приведет к преждевременному выявлению (обнаружению) тест-субъекта и (или) тест-предмета.

57. О проведении фотосъемки, аудио- и видеозаписи, в том числе с использованием мобильного приложения "Инспектор", инспектор уведомляет контролируемое лицо или его представителя.

58. В начале фиксации доказательств нарушений обязательных требований инспектор объявляет о том, кем осуществляется указанная фиксация, дату и место ее проведения, какое контрольное (надзорное) мероприятие проводится и какое контрольное (надзорное) действие выполняется. С целью фиксации информации техническими средствами аудио- и видеозаписи представители контролируемого лица называют фамилию, имя, отчество (при наличии), место работы и должность.

59. При проведении видеозаписи должностное лицо, проводящее контрольное (надзорное) мероприятие, устно поясняет фиксируемые действия участвующих лиц, поименовывает и описывает фиксируемые объекты, предметы, события. В ходе видеозаписи подробно фиксируются и указываются место и характер выявленного нарушения обязательных требований.

60. В случае приостановки видеозаписи в ходе контрольного (надзорного) действия должностным лицом, проводящим контрольное (надзорное) мероприятие, объявляются причина и время приостановки видеозаписи.

61. После возобновления видеозаписи объявляется о ее возобновлении и времени, в которое она возобновлена, участвующие лица опрашиваются о наличии возражений, замечаний относительно происходившего в момент приостановки видеозаписи.

62. В случае если в ходе контрольных (надзорных) мероприятий проводились фотосъемка, аудио- и видеозапись, об этом и использованных для этих целей технических средствах делается отметка в акте контрольных (надзорных) мероприятий. В этом случае фотографии, аудио- и видеозаписи прилагаются к материалам контрольного (надзорного) мероприятия.

63. Индивидуальный предприниматель или гражданин, не являющийся индивидуальным предпринимателем, являющиеся контролируемыми лицами, вправе представить в Федеральную службу по надзору в сфере транспорта и территориальный орган информацию о невозможности присутствия при проведении контрольного (надзорного) мероприятия в случае временной нетрудоспособности. В этом случае проведение контрольного (надзорного) мероприятия переносится Федеральной службой по надзору в сфере транспорта или территориальным органом на срок, необходимый для устранения обстоятельств, послуживших поводом для такого обращения индивидуального предпринимателя или гражданина, не являющегося индивидуальным предпринимателем.

64. Без взаимодействия с контролируемым лицом проводятся следующие контрольные (надзорные) мероприятия:

а) наблюдение за соблюдением обязательных требований;

б) выездное обследование.

65. Наблюдение за соблюдением обязательных требований (мониторинг безопасности) осуществляется в соответствии со статьей 74 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".

66. Если в ходе наблюдения за соблюдением обязательных требований (мониторинга безопасности) выявлены факты причинения вреда (ущерба) или возникновения угрозы причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, получены сведения о нарушениях обязательных требований, о готовящихся нарушениях обязательных требований или признаках нарушений обязательных требований, Федеральной службой по надзору в сфере транспорта и территориальным органом могут быть приняты следующие решения:

а) решение о проведении внепланового контрольного (надзорного) мероприятия в соответствии со статьей 60 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации";

б) решение об объявлении предостережения;

в) решение о выдаче предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований в порядке, предусмотренном пунктом 1 части 2 статьи 90 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".

67. Выездное обследование осуществляется в соответствии с частями 2, 4, 8 статьи 75 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".

В ходе выездного обследования могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:

а) осмотр;

б) инструментальное обследование (с применением видеозаписи).

68. В случае если в рамках выездного обследования выявлены признаки нарушений обязательных требований, может быть принято решение о выдаче предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований в порядке, предусмотренном пунктом 1 части 2 статьи 90 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".

69. В ходе проведения контрольных (надзорных) мероприятий могут осуществляться следующие контрольные (надзорные) действия в соответствии с главой 14 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации":

а) осмотр;

б) досмотр;

в) опрос;

г) получение письменных объяснений;

д) истребование документов;

е) эксперимент;

ж) испытание;

з) инструментальное обследование.

70. Осмотр и опрос могут осуществляться с использованием средств дистанционного взаимодействия, в том числе посредством видео-конференц-связи, а также с использованием мобильного приложения "Инспектор".

Фотосъемка и видеозапись при проведении осмотра осуществляются с использованием мобильного приложения "Инспектор".

71. Досмотр осуществляется инспектором в присутствии контролируемого лица или его представителя. В отсутствие контролируемого лица или его представителя досмотр не осуществляется.

Досмотр может осуществляться с использованием средств дистанционного взаимодействия, в том числе посредством видео-конференц-связи, а также с использованием мобильного приложения "Инспектор".

Фотосъемка и видеозапись при проведении досмотра осуществляются с использованием мобильного приложения "Инспектор".

72. Эксперимент проводится с учетом необходимости анонимности тест-субъекта, при этом тест-субъектом могут являться:

при использовании тест-предмета - уполномоченные представители;

без использования тест-предмета - должностные лица Федеральной службы по надзору в сфере транспорта и территориальных органов, уполномоченные на проведение контрольного (надзорного) мероприятия, в ходе которого проводится эксперимент, уполномоченные представители.

Срок проведения каждого эксперимента не превышает 24 часов.

73. Эксперимент проводится по месту нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) непосредственно в ходе проведения контрольного (надзорного) мероприятия с использованием средств дистанционного взаимодействия, в том числе посредством видео-конференц-связи, мобильного приложения "Инспектор".

74. Перед началом контрольного (надзорного) мероприятия с использованием тест-предметов и (или) тест-субъектов должностными лицами Федеральной службы по надзору в сфере транспорта и территориальных органов совместно с уполномоченными представителями вырабатываются и согласуются основные направления его проведения для выявления возможных нарушений обязательных требований.

75. Общая координация, осуществляемая в процессе проведения эксперимента с использованием тест-предметов и (или) тест-субъектов, выполняется инспектором.

76. Тест-предметы и тест-субъекты, необходимые для проведения эксперимента, непосредственно перед проведением эксперимента фиксируются с использованием технических средств фотосъемки и (или) видеозаписи, а также мобильного приложения "Инспектор".

77. На предоставленные уполномоченными представителями тест-предметы необходимо наличие документации, в том числе содержащей заключение специалиста, обладающего специальными знаниями в области взрывчатых веществ и взрывных устройств, об изготовлении макета взрывного устройства (для макета взрывного устройства).

78. Участие уполномоченных представителей отражается в акте проведенного эксперимента.

79. В целях обеспечения безопасного проведения контрольного (надзорного) мероприятия с использованием тест-предметов и (или) тест-субъектов лицо, выявившее (обнаружившее) тест-субъект и (или) тест-предмет, незамедлительно информируется инспекторами и уполномоченными представителями о проведении эксперимента с предъявлением служебных удостоверений.

80. Результаты эксперимента подлежат отражению в акте контрольного (надзорного) мероприятия.

81. Результаты эксперимента, указанные в пункте 80 настоящего Положения, должны содержать время и место проведения эксперимента, подписи инспекторов, подписи уполномоченных представителей, описание результата эксперимента, отметку об ознакомлении представителей контролируемого лица, присутствующих при проведении эксперимента (в случае такого присутствия), либо отметку об отказе от такого ознакомления.

82. В ходе инспекционного визита могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:

а) осмотр;

б) опрос;

в) получение письменных объяснений;

г) истребование документов, которые в соответствии с обязательными требованиями должны находиться в месте нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) либо объекта контроля;

д) инструментальное обследование.

83. Инспекционный визит проводится по месту нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) либо объекта контроля без предварительного уведомления контролируемого лица.

84. Инспекционный визит может проводиться с использованием средств дистанционного взаимодействия, в том числе посредством видео-конференц-связи, а также с использованием мобильного приложения "Инспектор".

Срок проведения инспекционного визита в одном месте осуществления деятельности либо на одном производственном объекте (территории) не может превышать один рабочий день.

85. В ходе рейдового осмотра могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:

а) осмотр;

б) досмотр;

в) опрос;

г) получение письменных объяснений;

д) истребование документов;

е) испытание;

ж) эксперимент;

з) инструментальное обследование.

86. Рейдовый осмотр проводится во взаимодействии с уполномоченными представителями.

87. Контрольные (надзорные) действия в ходе рейдового осмотра в отношении объектов контроля, отнесенных к категориям риска, указанным в пункте 9 настоящего Положения, могут совершаться в сокращенном объеме в целях избежания задержек отправления транспортных средств из мест посадки (высадки) пассажиров.

88. Перечень контрольных (надзорных) действий определяется решением о проведении рейдового осмотра исходя из особенностей транспортных средств различных видов транспорта и видов осуществляемых перевозок.

89. Срок проведения рейдового осмотра устанавливается в пределах 10 рабочих дней. Срок взаимодействия с одним контролируемым лицом в период проведения рейдового осмотра не может превышать один рабочий день.

90. Рейдовый осмотр может проводиться с использованием средств дистанционного взаимодействия, в том числе посредством видео-конференц-связи, а также с использованием мобильного приложения "Инспектор".

91. В ходе документарной проверки могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:

а) получение письменных объяснений;

б) истребование документов.

92. В ходе осуществления федерального надзора может проводиться документарная проверка, предметом которой являются имеющиеся по месту нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) сведения, составляющие государственную тайну.

93. Срок проведения документарной проверки устанавливается в пределах 10 рабочих дней. Исчисление срока приостанавливается в случаях, указанных в части 7 статьи 72 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".

94. В ходе выездной проверки могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:

а) осмотр;

б) досмотр;

в) опрос;

г) получение письменных объяснений;

д) истребование документов;

е) эксперимент;

ж) инструментальное обследование.

95. Выездная проверка с использованием тест-предметов и (или) тест-субъектов проводится во взаимодействии с уполномоченными представителями.

96. Объем контрольных (надзорных) действий в ходе выездной проверки определяется инспекторами в зависимости от основания проведения контрольного (надзорного) мероприятия и обязательных требований, подлежащих оценке.

97. Выездная проверка по исполнению предписаний об устранении нарушений обязательных требований, либо в отношении труднодоступных объектов транспортной инфраструктуры, либо в отношении объектов контроля с низкой категорией риска может проводиться с использованием средств дистанционного взаимодействия, в том числе посредством видео-конференц-связи, а также с использованием мобильного приложения "Инспектор".

98. Срок проведения выездной проверки устанавливается в следующих пределах:

в отношении малого предприятия - 50 часов;

в отношении микропредприятия - 15 часов;

в отношении иных контролируемых лиц - 10 рабочих дней.

Срок проведения выездной проверки в отношении контролируемого лица, осуществляющего свою деятельность на территориях нескольких субъектов Российской Федерации, устанавливается отдельно по каждому филиалу, представительству, обособленному структурному подразделению или производственному объекту.