Подготовлена редакция документа с изменениями, не вступившими в силу

3. Основные функции Управления

Управление в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет следующие основные функции:

3.1. Координирует работу налоговых органов по вопросам, отнесенным к компетенции Управления, в том числе участвует в установлении единых подходов к методам, контрольным процедурам и параметрам оценки надежности внутреннего контроля по соответствующим технологическим процессам.

3.2. Принимает участие в подготовке заключений на проекты нормативных правовых актов и международных договоров (соглашений) Российской Федерации в части вопросов, относящихся к компетенции Управления.

3.3. Осуществляет методологическое обеспечение формирования налоговыми органами документов, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации по вопросам налогообложения имущества и используемых при реализации полномочий налоговых органов в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, в том числе сообщений об исчисленных налоговыми органами суммах транспортного налога, налога на имущество организаций, земельного налога, налоговых уведомлений в части исчисления налогов в отношении транспортных средств и объектов недвижимости.

(п. 3.3 в ред. Приказа ФНС России от 16.12.2021 N ЕД-7-21/1098@)

(см. текст в предыдущей редакции)

3.4. Осуществляет методологическое обеспечение формирования налоговых деклараций, статистической налоговой отчетности и анализ сведений о налоговой базе, структуре начислений, суммах, не поступивших в бюджет в связи с предоставлением налоговых льгот по налогам, указанным в пункте 2.1 настоящего Положения.

3.5. Анализирует и обобщает поступившие в Управление предложения и запросы налоговых органов, налогоплательщиков по вопросам, относящимся к компетенции Управления.

3.6. Дает в установленном порядке разъяснения, рассматривает обращения и информирует по вопросам, относящимся к компетенции Управления, в том числе о действующих налогах, законодательстве о налогах и сборах, принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов, порядке заполнения форм налоговых деклараций.

(в ред. Приказов ФНС России от 09.08.2024 N ЕД-7-21/633@, от 03.09.2025 N ЕД-7-21/765@)

(см. текст в предыдущей редакции)

3.7. Участвует в подготовке отзывов на исковые заявления по вопросам, относящимся к компетенции Управления.

(в ред. Приказа ФНС России от 03.09.2025 N ЕД-7-21/765@)

(см. текст в предыдущей редакции)

3.8. Утратил силу с 3 сентября 2025 года. - Приказ ФНС России от 03.09.2025 N ЕД-7-21/765@.

(см. текст в предыдущей редакции)

3.9. Участвует в разработке и совершенствовании методологии проведения работ по анализу и планированию поступлений от взимания налогов, указанных в пункте 2.1 настоящего Положения, в установленном порядке.

3.10. Участвует в проведении анализа, в подготовке и выпуске аналитических материалов, характеризующих состояние налоговой базы и поступление доходов от взимания налогов, указанных в пункте 2.1 настоящего Положения.

3.11. Изучает, обобщает и подготавливает предложения о распространении положительного опыта деятельности налоговых органов, касающейся налогообложения имущества.

(п. 3.11 в ред. Приказа ФНС России от 03.09.2025 N ЕД-7-21/765@)

(см. текст в предыдущей редакции)

3.12. Осуществляет мониторинг и анализ функционирования налоговой системы по налогам, указанным в пункте 2.1 настоящего Положения, в том числе изменений законодательства о налогах и сборах.

3.13. Осуществляет:

подготовку заключений на проекты международных договоров (соглашений), содержащих вопросы, относящиеся к компетенции Управления;

абзац утратил силу. - Приказ ФНС России от 09.08.2024 N ЕД-7-21/633@;

(см. текст в предыдущей редакции)

взаимодействие Службы с Министерством финансов Российской Федерации в части, относящейся к компетенции Управления;

(в ред. Приказа ФНС России от 09.08.2024 N ЕД-7-21/633@)

(см. текст в предыдущей редакции)

взаимодействие Службы с Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) по вопросам, относящимся к компетенции Управления;

взаимодействие Службы с Главным управлением по обеспечению безопасности дорожного движения МВД России по вопросам, относящимся к компетенции Управления;

(в ред. Приказов ФНС России от 14.02.2020 N ЕД-7-21/101@, от 09.08.2024 N ЕД-7-21/633@)

(см. текст в предыдущей редакции)

взаимодействие Службы с Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и органами, исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного контроля (надзора) в области технического состояния и эксплуатации самоходных машин и других видов техники, по вопросам, относящимся к компетенции Управления;

(в ред. Приказа ФНС России от 09.08.2024 N ЕД-7-21/633@)

(см. текст в предыдущей редакции)

взаимодействие Службы с Федеральным агентством воздушного транспорта (Росавиация) по вопросам, относящимся к компетенции Управления;

взаимодействие Службы с Федеральным агентством морского и речного транспорта (Росморречфлот) по вопросам, относящимся к компетенции Управления;

взаимодействие Службы с Государственной инспекцией по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (ГИМС МЧС России) по вопросам, относящимся к компетенции Управления;

(в ред. Приказа ФНС России от 14.02.2020 N ЕД-7-21/101@)

(см. текст в предыдущей редакции)

взаимодействие Службы с Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации по вопросам, относящимся к компетенции Управления;

(в ред. Приказов ФНС России от 14.02.2020 N ЕД-7-21/101@, от 04.08.2023 N СД-7-21/521@)

(см. текст в предыдущей редакции)

взаимодействие Службы с Минпромторгом России по представлению и применению Перечня легковых автомобилей средней стоимостью от 10 миллионов рублей, в отношении которых исчисление суммы транспортного налога производится с учетом повышающего коэффициента;

(в ред. Приказов ФНС России от 09.08.2024 N ЕД-7-21/633@, от 03.09.2025 N ЕД-7-21/765@)

(см. текст в предыдущей редакции)

взаимодействие Службы с Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор) по вопросам, относящимся к компетенции Управления;

(абзац введен Приказом ФНС России от 14.02.2020 N ЕД-7-21/101@)

взаимодействие Службы с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или находящимися в их ведении учреждениями, которые в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации осуществляют функции в сфере социальной защиты населения, по вопросам, относящимся к компетенции Управления;

(абзац введен Приказом ФНС России от 14.02.2020 N ЕД-7-21/101@)

взаимодействие Службы с федеральными органами исполнительной власти, федеральными государственными органами, в которых федеральными законами предусмотрена военная служба (приравненная к ней служба), федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области таможенного дела, по вопросам, относящимся к компетенции Управления;

(абзац введен Приказом ФНС России от 25.11.2020 N СД-7-21/851@; в ред. Приказа ФНС России от 09.08.2024 N ЕД-7-21/633@)

(см. текст в предыдущей редакции)

взаимодействие Службы с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными определять перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, по вопросам, относящимся к компетенции Управления;

(абзац введен Приказом ФНС России от 25.11.2020 N СД-7-21/851@)

взаимодействие Службы с потребительскими кооперативами в части предоставления в налоговые органы сведений о полном внесении паевых взносов за недвижимое имущество, предоставленное членам потребительских кооперативов и иным лицам, имеющим право на паенакопления;

(абзац введен Приказом ФНС России от 25.11.2020 N СД-7-21/851@)

взаимодействие Службы с Федеральной службой по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по вопросам, относящимся к компетенции Управления (в части администрирования земельного налога);

(абзац введен Приказом ФНС России от 16.12.2021 N ЕД-7-21/1098@)

взаимодействие Службы с Федеральным агентством по государственным резервам (Росрезерв) по вопросам, относящимся к компетенции Управления (в части администрирования земельного налога);

(абзац введен Приказом ФНС России от 16.12.2021 N ЕД-7-21/1098@)

взаимодействие Службы с органом или иным лицом, уполномоченными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, обязанными представлять в Службу сведения о транспортных средствах, находившихся в розыске в связи с угоном (хищением) (в части администрирования транспортного налога);

(абзац введен Приказом ФНС России от 04.08.2023 N СД-7-21/521@)

взаимодействие Службы с Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) по вопросам, относящимся к компетенции Управления (в части администрирования земельного налога);

(абзац введен Приказом ФНС России от 04.08.2023 N СД-7-21/521@)

взаимодействие Службы с органами, осуществляющими муниципальный земельный контроль, по вопросам, относящимся к компетенции Управления (в части администрирования земельного налога);

(абзац введен Приказом ФНС России от 04.08.2023 N СД-7-21/521@)

взаимодействие Службы с органом или ином лицом, уполномоченными на выдачу разрешения на строительство жилых домов (многоквартирных домов) на земельных участках, приобретенных (предоставленных) в собственность физическими и юридическими лицами для осуществления жилищного строительства на основании договора о комплексном развитии территории, заключенного в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности, по вопросам, относящимся к компетенции Управления (в части администрирования земельного налога);

(абзац введен Приказом ФНС России от 04.08.2023 N СД-7-21/521@)

взаимодействие Службы с органом или иным лицом, уполномоченными органами исполнительной власти Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области, Херсонской области, установившими нормативную цену земли (в части администрирования земельного налога);

(абзац введен Приказом ФНС России от 04.08.2023 N СД-7-21/521@)

взаимодействие Службы с федеральным органом исполнительной власти, являющимся оператором Единой федеральной государственной информационной системы о землях сельскохозяйственного назначения и землях, используемых или предоставленных для ведения сельского хозяйства в составе земель иных категорий (в части администрирования земельного налога).

(абзац введен Приказом ФНС России от 03.09.2025 N ЕД-7-21/765@)

3.14. Разрабатывает предложения по совершенствованию механизма исчисления и уплаты налогов, указанных в пункте 2.1 настоящего Положения, на основе анализа отчетных и статистических данных, выявляемых налоговыми органами нарушений, а также поступивших в Управление предложений и запросов налоговых органов, налогоплательщиков, имеющегося зарубежного опыта взимания аналогичных налогов.

3.15. Контролирует в установленном порядке качество работы в территориальных налоговых органах по вопросам, относящимся к компетенции Управления.

3.16. Участвует в подготовке заключений по жалобам налогоплательщиков на акты налоговых органов, действия или бездействие их должностных лиц, связанным с вопросами исчисления и уплаты налогов, указанных в пункте 2.1 настоящего Положения.

3.17. Участвует в обучении работников налоговых органов, проводит совещания, семинары, оказывает практическую помощь территориальным налоговым органам по вопросам, входящим в компетенцию Управления.

3.18. Осуществляет методическую деятельность по вопросам, относящимся к компетенции Управления.

3.19. Представляет интересы Службы в федеральных органах государственной власти по вопросам, отнесенным к компетенции Управления.

3.20. Обеспечивает методологическое сопровождение технологических процессов в автоматизированной информационной системе Федеральной налоговой службы, отнесенных к ведению Управления.

(п. 3.20 в ред. Приказа ФНС России от 03.09.2025 N ЕД-7-21/765@)

(см. текст в предыдущей редакции)

3.21. Обеспечивает базовый, расширенный и специальный уровни профессиональных знаний и навыков государственных гражданских служащих в области информационно-коммуникационных технологий в части деятельности Управления.

3.22. Обеспечивает в пределах своей компетенции защиту сведений, составляющих государственную тайну.

3.23. Обеспечивает контроль исполнения законодательства и нормативных правовых актов по противодействию коррупции, соблюдению государственными гражданскими служащими запретов, ограничений, обязательств и правил служебного поведения в части деятельности Управления.

3.24. Ведет в установленном порядке делопроизводство и хранение документов Управления, осуществляет их передачу на архивное хранение.

3.25. Участвует в обеспечении мобилизационной подготовки центрального аппарата и территориальных налоговых органов к деятельности в военное время и в условиях военного и чрезвычайного положения.

3.26. Организует и выполняет мероприятия по мобилизационной подготовке Управления к деятельности в военное время и в условиях военного и чрезвычайного положения.

3.27. Участвует в организации и обеспечении выполнения предусмотренных законодательством Российской Федерации мероприятий по поддержанию готовности налоговых органов к ведению гражданской обороны.

3.28. Организует и выполняет предусмотренные законодательством Российской Федерации мероприятия по вопросам поддержания готовности Управления к ведению гражданской обороны.

3.29. Участвует в планировании и организации обучения государственных гражданских служащих в рамках своей компетенции.

3.30. Осуществляет иные функции по поручению руководства Службы в соответствии с действующим законодательством.