Технический регламент, утв. данным документом, вступает в силу с 28.02.2026.

IV. Требования к безопасности объектов инфраструктуры морского транспорта

IV. Требования к безопасности объектов инфраструктуры

морского транспорта

74. Объекты инфраструктуры морского транспорта, являющиеся опасными производственными объектами (в значении, определенном Федеральным законом "О промышленной безопасности опасных производственных объектов"), должны соответствовать требованиям, установленным Международным кодексом морской перевозки опасных грузов (с поправками), Международной конвенцией по предотвращению загрязнения с судов 1973 года (с изменениями, внесенными Протоколом 1978 года к ней), Международной конвенцией по охране человеческой жизни на море 1974 года (с поправками), Международным кодексом постройки и оборудования судов, перевозящих опасные химические грузы наливом (с поправками), Градостроительным кодексом Российской Федерации, федеральными законами "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" и "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", а также постановлениями Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" и от 16 сентября 2020 г. N 1479 "Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации".

75. При проектировании, строительстве, эксплуатации, техническом обслуживании и утилизации объектов инфраструктуры морского транспорта проектировщики, строители и эксплуатирующие организации должны соблюдать требования Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", а также следующие требования пожарной безопасности объектов инфраструктуры морского транспорта:

а) перевалка опасных грузов (нефть, нефтепродукты, сжиженный природный газ и химические грузы), перевозимых наливом, и бункеровка судов с автомашины-топливозаправщика должны осуществляться на терминалах и (или) причалах для перевалки опасных грузов в соответствии с требованиями Международного кодекса морской перевозки опасных грузов (с поправками);

б) места погрузки (выгрузки) взрывоопасных веществ должны располагаться на расстоянии не менее 250 метров от жилых строений, служебных зданий и сооружений, а также от других мест перевалки и хранения грузов, не являющихся взрывоопасными. Допускается располагать указанные места погрузки (выгрузки) на меньшем расстоянии, чем указанное, при условии выполнения санитарных норм и требований пожаробезопасности и взрывобезопасности с обеспечением величины пожарного риска в пределах его допустимых значений, установленных Федеральным законом "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности";

в) территория перегрузочных причалов должна содержаться в чистоте и систематически очищаться от горючих отходов производства и потребления. Освобождающаяся тара, упаковочный материал, металлическая стружка, промасленные обтирочные материалы и другие отходы должны быть удалены в специально отведенные для этого места и своевременно утилизированы;

г) курение и использование открытого огня, за исключением производства огневых работ, осуществляемых в соответствии с федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности, утвержденными Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору, на причалах запрещены, о чем на видных местах причалов должны быть вывешены соответствующие объявления и запрещающие знаки;

д) выполнение организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности, включающих:

обеспечение мер для эффективной и быстрой работы пожарных подразделений на объектах инфраструктуры морского транспорта;

организацию мероприятий по спасанию людей во время пожаров и при ликвидации аварий на объектах инфраструктуры морского транспорта;

разработку планов эвакуации людей с использованием водяных завес, систем аварийной вентиляции и индивидуальных средств спасания.

76. В отношении объектов инфраструктуры морского транспорта проектировщиками, строителями и эксплуатирующими организациями должны выполняться следующие требования экологической безопасности объектов инфраструктуры морского транспорта:

а) морские терминалы, на которых осуществляется перевалка нефти, нефтепродуктов и вредных жидких веществ, перевозимых наливом, должны быть оснащены:

устройствами, предотвращающими разлив нефти, нефтепродуктов и вредных жидких веществ и попадание их в воду;

оборудованием и средствами локализации и ликвидации разливов грузов;

устройствами автоматического прекращения передачи груза с судна на объект инфраструктуры морского транспорта и обратно в аварийной ситуации;

устройствами молниезащиты, удаления статического электричества и устройствами заземления;

б) установки и системы для передачи жидких грузов, сопровождаемой выделением летучих органических соединений и сжиженных газов, для которых имеется повышенный риск аварийного выброса паров в атмосферу, а также токсичных жидких грузов должны быть оборудованы средствами возврата паров груза с целью последующей их обработки либо повторного сжижения или утилизации. Морские терминалы, оборудованные для перевалки легковоспламеняющихся жидкостей, должны иметь береговой трубопровод отвода паров этих жидкостей из грузовых танков в специальные береговые емкости, оснащенные устройством для соединения с газоотводными трубами нефтеналивных судов;

в) в морских терминалах, на которых осуществляется перевалка нефти и нефтепродуктов, в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях должны выполняться мероприятия, предусмотренные планами предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, разработанными и утвержденными в соответствии с федеральными законами "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации" и "О континентальном шельфе Российской Федерации", а также постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2020 г. N 2366 "Об организации предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации". Все средства, предусмотренные этими планами для ограничения площади разливов, должны быть готовы к использованию;

г) эксплуатирующая организация должна обеспечить уборку территории объекта инфраструктуры морского транспорта и очистку прилегающей акватории от собственных отходов производства и потребления, очистку прилегающей акватории от нефти и нефтепродуктов, а также от вредных жидких веществ, перевозимых наливом, если загрязнение акватории произошло по вине эксплуатирующей организации. Эксплуатирующая организация должна быть обеспечена техническими средствами и специализированными судами в количестве, необходимом для очистки акватории от собственных отходов производства и потребления, нефти и нефтепродуктов, вредных жидких веществ, а также для приема с судов нефтесодержащих вод, судовых хозяйственно-бытовых вод, судовых сточных вод и судовых отходов производства и потребления с их последующей утилизацией;

д) дренажные системы, колодцы и отстойники, системы оборотного водоснабжения объектов инфраструктуры морского транспорта должны содержаться в исправном состоянии;

е) в случаях, указанных в статье 5 Международной конвенции о контроле судовых балластных вод и осадков и управлении ими 2004 года, в правиле 38 приложения I, правиле 18 приложения II, правиле 12 приложения IV, правиле 8 приложения V и правилах 12 и 17 приложения VI к Международной конвенции по предотвращению загрязнения с судов 1973 года (с изменениями, внесенными Протоколом 1978 года к ней), объекты инфраструктуры морского транспорта должны быть оборудованы приемными сооружениями для приема веществ и вод с судов, указанных в этих документах, вместимость которых отвечает потребностям заходящих в морские порты судов;

ж) объекты инфраструктуры морского транспорта, используемые для перевалки угля, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством в области охраны окружающей среды, законодательством в области охраны атмосферного воздуха и настоящим техническим регламентом, а также технологиям, техническим способам и методам, предусмотренным информационно-техническим справочником по наилучшим доступным технологиям, направленным на сокращение выбросов загрязняющих веществ при перевалке угля, в части подходов и методов, применяемых при оснащении и эксплуатации объектов инфраструктуры морского транспорта, используемых для перевалки угля. Применение конкретных технологий, направленных на выполнение указанных требований, при строительстве (реконструкции) объектов инфраструктуры морского транспорта, используемых для перевалки угля, предусматривается проектной документацией объекта инфраструктуры морского транспорта, а для функционирующих объектов инфраструктуры морского транспорта, которые используются для перевалки угля, - документацией, обосновывающей деятельность по перевалке угля в морском порту, на которые получены положительные заключения государственной экологической экспертизы. Технологии, технические способы и методы, применяемые при оснащении и эксплуатации объекта инфраструктуры морского транспорта, определяются исходя из расположения объекта инфраструктуры морского транспорта, используемого для перевалки угля, удаленностью от населенного пункта или земельных участков особо охраняемых территорий и объектов, грузооборота этого объекта инфраструктуры морского транспорта, площади его территории и складов, используемым при перевалке угля оборудованием и применяемыми мерами пылеподавления, а также климатическими особенностями и рельефом местности с учетом выполненных расчетов рассеивания пыли в атмосферном воздухе в двухметровом слое над поверхностью земли на основании действующих расчетных методик и утвержденных методов расчетов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе.