Технический регламент, утв. данным документом, вступает в силу с 28.02.2026.

V. Требования к безопасности процессов проектирования, строительства, реконструкции, эксплуатации, вывода из эксплуатации, ликвидации и ремонта объектов инфраструктуры морского транспорта

V. Требования к безопасности процессов

проектирования, строительства, реконструкции, эксплуатации,

вывода из эксплуатации, ликвидации и ремонта объектов

инфраструктуры морского транспорта

77. В отношении объектов инфраструктуры морского транспорта проектировщиками и строителями должны быть выполнены следующие требования:

а) обеспечение устойчивости объектов инфраструктуры морского транспорта при воздействии нагрузок от ветра и волн, течений, льдов и при сейсмических воздействиях;

б) минимизация экологического ущерба в результате строительства и эксплуатации объектов инфраструктуры морского транспорта;

в) проведение систематического мониторинга навигационно-гидрографической, гидрометеорологической и экологической обстановки в ходе строительства объектов инфраструктуры морского транспорта в районах производства работ;

г) использование для строительства объектов инфраструктуры морского транспорта компонентов, не наносящих ущерба окружающей среде, санитарно-эпидемиологическому благополучию населения и здоровью работников, учитывающее последующую утилизацию таких компонентов;

д) учет особенностей навигационно-гидрографического, гидрометеорологического и экологического характера района размещения объектов инфраструктуры морского транспорта.

78. В отношении объектов инфраструктуры морского транспорта собственниками или эксплуатирующими организациями должны быть обеспечены следующие меры по осуществлению безопасной эксплуатации этих объектов:

а) осуществление в течение всего периода эксплуатации технического надзора за объектом инфраструктуры морского транспорта в виде эксплуатационного контроля (периодические технические осмотры зданий и сооружений), осуществляемого эксплуатирующей организацией, и технического контроля (очередные и внеочередные обследования объектов инфраструктуры морского транспорта), осуществляемого аккредитованным лицом либо организацией, являющейся членом саморегулируемой организации, которая в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности осуществляет подготовку проектной документации объектов инфраструктуры морского транспорта. При этом:

периодические технические осмотры зданий и сооружений в составе объекта инфраструктуры морского транспорта проводятся с целью контроля режима эксплуатации, фиксации изменения технического состояния здания или сооружения (как правило, по внешним признакам), выявления необходимости ремонтных работ;

очередное обследование объекта инфраструктуры морского транспорта проводится для выявления фактического технического состояния, установления режима эксплуатации и необходимости выполнения ремонтных работ не реже одного раза в 5 лет. Результаты очередного обследования совместно с материалами эксплуатационного контроля являются доказательной базой при оценке соответствия объектов регулирования, указанных в подпункте "б" пункта 4 настоящего технического регламента;

внеочередное обследование объекта инфраструктуры морского транспорта проводится в случаях, когда он подвергся воздействиям, превышающим проектные нагрузки, при обнаружении значительных повреждений или деформаций, а также при возникновении необходимости изменения назначения или режима эксплуатации, отличающегося от установленного паспортом (техническим паспортом). Результаты внеочередного обследования в обязательном порядке вносятся в паспорт (технический паспорт) или формуляр объекта инфраструктуры морского транспорта;

контроль технического состояния портового гидротехнического сооружения в составе объекта инфраструктуры морского транспорта проводится с целью обеспечения его безопасности не реже одного раза в 5 лет аккредитованным лицом либо организацией, являющейся членом саморегулируемой организации, которая в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности осуществляет подготовку проектной документации в отношении особо опасных, технически сложных объектов капитального строительства. Контроль технического состояния гидротехнических сооружений порта осуществляется в форме очередного обследования;

б) разработка, корректировка и ведение паспорта (технического паспорта) с привлечением проектировщика или аккредитованного лица либо организации, являющейся членом саморегулируемой организации, которая в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности осуществляет подготовку проектной документации в отношении особо опасных, технически сложных объектов капитального строительства, с учетом минимальных требований к составу сведений паспорта (технического паспорта), указанных в подпункте "в" настоящего пункта;

в) состав сведений паспорта (технического паспорта) должен соответствовать национальному стандарту Российской Федерации ГОСТ Р 54523-2011 "Портовые гидротехнические сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния" (утвержден приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 25 ноября 2011 г. N 600-ст, введен в действие 1 марта 2012 г.) и включать:

текстовые сведения:

общие данные (местоположение, назначение, дата ввода в эксплуатацию, информация о генеральном подрядчике и генеральном проектировщике, дата реконструкции, балансовая стоимость, конструктивный тип сооружения, класс сооружения, сейсмостойкость сооружения, основные размеры и высотные отметки сооружения, параметры расчетного судна, допускаемые нормативные эксплуатационные нагрузки, в том числе от средств механизации);

данные о естественных условиях района расположения;

описание конструкции сооружения и его основных элементов;

данные об оборудовании сооружения;

данные о системе контроля технического состояния;

данные об источниках заполнения паспорта (технического паспорта);

заключение о техническом состоянии сооружения и об условиях его эксплуатации;

указания по эксплуатации:

допускаемая интенсивность загрузки прикордонной полосы;

типы и марки средств механизации, разрешенных к эксплуатации;

особые требования к эксплуатации (необходимость выполнения ремонтных работ, при необходимости другие требования, возможность изменения допускаемой нагрузки прикордонной полосы, типов и марок средств механизации, указанных в паспорте (техническом паспорте), возможность изменения отметки дна у сооружения, возможность эксплуатации судна с параметрами, превышающими параметры расчетного судна);

пополняемая часть паспорта (технического паспорта):

данные о результатах контроля технического состояния, полученных в ходе очередного обследования или внеочередного обследования, выполненного юридическим лицом (индивидуальным предпринимателем);

данные о результатах контроля технического состояния, выполняемого работниками эксплуатирующей организации (дата контроля, вид контроля, номер и дата документа, в котором зафиксированы результаты контроля);

приложения (графические материалы):

ситуационный план;

фасад;

поперечный (поперечные) разрез (разрезы);

схема допускаемых нагрузок;

схема (схемы) размещения марочной сети и контрольно-измерительной аппаратуры;

г) снабжение объектов инфраструктуры морского транспорта, относящихся к потенциально опасным объектам, паспортом безопасности потенциально опасного объекта, разработанным в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2022 г. N 1265 "Об утверждении Правил разработки и формы паспорта безопасности потенциально опасного объекта";

д) соблюдение эксплуатирующей организацией и взаимодействующими с ней лицами требований инструкций и регламентов, обеспечивающих безопасную эксплуатацию объекта инфраструктуры морского транспорта, в том числе разработанных собственником и (или) эксплуатирующей организацией, обязательных для исполнения документов (инструкций и регламентов), регулирующих порядок осуществления производственных процессов на объектах инфраструктуры морского транспорта;

е) разработка для морского терминала или причала для перевалки опасных грузов эксплуатирующей организацией инструкции по перевалке опасных грузов. Организация и производство погрузочно-разгрузочных работ должны осуществляться под руководством лица, назначенного этой эксплуатирующей организацией;

ж) реализация эксплуатирующей организацией мер по поддержанию работоспособного состояния используемых на объектах инфраструктуры морского транспорта технических средств и оборудования, обеспечивающих экологическую безопасность, а также мер по совершенствованию энергосберегающих и экологически безопасных технологий при эксплуатации объектов инфраструктуры морского транспорта.

79. В отношении объектов инфраструктуры морского транспорта эксплуатирующие организации обязаны самостоятельно либо с привлечением компетентных организаций обеспечить:

а) осуществление технического мониторинга. Периодичность и состав технического мониторинга определяются в соответствии с проектной документацией объектов инфраструктуры морского транспорта, результатами контроля за техническим состоянием зданий, сооружений индивидуально для каждого здания, сооружения исходя из условий их строительства, реконструкции, капитального ремонта и эксплуатации;

б) безопасные условия для подхода, швартовки, стоянки и обработки судов;

в) безопасность, сохранность и долговечность объектов инфраструктуры морского транспорта при их взаимодействии с судами;

г) безопасность перегрузочного оборудования и портовых транспортных средств;

д) безопасные условия складирования и хранения грузов при любых гидрометеорологических условиях;

е) непрерывность технологического процесса по перевалке грузов;

ж) проведение ремонтно-восстановительных и регламентных работ для обеспечения работоспособного состояния объектов инфраструктуры морского транспорта.

80. В отношении объектов инфраструктуры морского транспорта эксплуатирующие организации должны обеспечить выполнение следующих требований:

а) нагрузки, испытываемые в процессе эксплуатации портового гидротехнического сооружения, не должны превышать допустимых значений, указанных в паспорте (техническом паспорте). Допустимые значения таких нагрузок должны быть указаны на видных местах гидротехнического сооружения;

б) объект инфраструктуры морского транспорта не должен иметь повреждений, препятствующих его нормальным условиям эксплуатации и (или) нарушающих целостность конструкций такого объекта. Деформации объекта инфраструктуры морского транспорта, имеющие место в ходе его эксплуатации, не должны превышать допустимых значений, устанавливаемых проектной документацией объекта инфраструктуры морского транспорта. Допустимые значения деформаций при отсутствии их в проектной документации объекта инфраструктуры морского транспорта устанавливаются аккредитованным лицом либо организацией, являющейся членом саморегулируемой организации, которая в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности осуществляет подготовку проектной документации в отношении особо опасных, технически сложных объектов капитального строительства, с внесением допустимых значений деформаций в паспорт (технический паспорт);

в) швартовные и отбойные устройства должны быть в работоспособном состоянии на всем протяжении причала и соответствовать по своим характеристикам швартующимся судам;

г) длина причала должна обеспечивать безопасность судна при его подходе и швартовке к причалу;

д) швартовка судна за отбойные устройства, а также за части сооружения, не предназначенные для швартовки, запрещена;

е) не допускается швартовка к портовому гидротехническому сооружению судна, параметры которого превосходят параметры расчетного судна, указанного в паспорте (техническом паспорте) этого сооружения. Расчетное судно должно быть безопасным образом пришвартовано в пределах границ смежных причалов, образующих прямолинейную причальную линию, при условии соответствия паспортных характеристик каждого из таких смежных причалов параметрам расчетного судна и наличия на них соответствующих расчетному судну отбойных устройств и швартовных тумб;

ж) при подходе судов к причалам должны быть соблюдены ограничения на скорость подхода, установленные с учетом водоизмещения судов и схемы швартовки, имеющие целью удержать горизонтальные нагрузки на портовые гидротехнические сооружения в пределах, предусмотренных в их проектной документации и паспорте (техническом паспорте);

з) режим эксплуатации портового гидротехнического сооружения должен соответствовать режиму, указанному в паспорте (техническом паспорте) этого сооружения;

и) причал для обработки грузов должен быть оборудован по кордону окрашенным в сигнальный цвет колесоотбойным брусом высотой не менее 0,2 метра, который необходимо содержать в работоспособном состоянии, а пассажирский причал - перильным (леерным) ограждением высотой не менее 1,1 метра;

к) для безопасного прохода людей на территории объекта инфраструктуры морского транспорта должны устанавливаться переходные мостики через трубопроводы и другие коммуникации, проложенные над поверхностью земли;

л) на каждую швартовую тумбу должны быть нанесены цифровые обозначения, читаемые со стороны берега сверху (порядковый номер швартовной тумбы), а ниже, под горизонтальной чертой, - расстояния в метрах до ближайших швартовных тумб слева и справа, разделенные между собой вертикальной чертой. Телефонные и электрические колонки должны быть пронумерованы в пределах одного причала;

м) режим эксплуатации объекта инфраструктуры морского транспорта должен соответствовать его назначению, проектным характеристикам и (или) фактическому техническому состоянию. Необходимость изменения режима эксплуатации объекта инфраструктуры морского транспорта устанавливает аккредитованное лицо либо организация, являющаяся членом саморегулируемой организации, которая в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности осуществляет подготовку проектной документации в отношении особо опасных, технически сложных объектов капитального строительства, после проведения обследования объекта инфраструктуры морского транспорта. Если в результате обследования объекта инфраструктуры морского транспорта установлено, что в нем отсутствуют значительные и критические дефекты несущих конструкций (дефекты, затрудняющие эксплуатацию объекта инфраструктуры морского транспорта, физический износ, повреждения, деформации несущих конструкций) и сооружение эксплуатируется без нарушений установленного режима, руководитель работ по обследованию оформляет свидетельство о годности сооружения к эксплуатации с установленным сроком его действия и заключением о его техническом состоянии. При наличии указанных дефектов определяется возможность эксплуатировать сооружение в условиях изменения режима его эксплуатации до выполнения ремонтных работ. В этом случае свидетельство о годности сооружения к эксплуатации сопровождается извещением, ограничивающим режим эксплуатации и (или) предлагающим устранить дефекты. Отрицательные результаты обследования сооружения, не позволяющие подтвердить его годность к эксплуатации, оформляются в виде извещения о выводе сооружения из эксплуатации с перечислением дефектов, подлежащих устранению. На основании результатов обследования объекта инфраструктуры морского транспорта его эксплуатирующей организацией составляется декларация соответствия объекта инфраструктуры морского транспорта установленным требованиям. Сведения об изменении режима эксплуатации объекта инфраструктуры морского транспорта регистрируются его эксплуатирующей организацией в паспорте (техническом паспорте) портового гидротехнического сооружения или формуляре технического средства, конструкции или устройства;

н) для обеспечения безопасной эксплуатации объекта инфраструктуры морского транспорта, предназначенного для осуществления погрузочно-разгрузочных работ, складирования и временного размещения грузов, эксплуатирующая организация с участием аккредитованного лица либо организации, являющейся членом саморегулируемой организации, которая в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности осуществляет подготовку проектной документации в отношении особо опасных, технически сложных объектов капитального строительства, должна разработать по форме, установленной национальным стандартом Российской Федерации ГОСТ Р 54523-2011 "Портовые гидротехнические сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния" (утвержден приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 25 ноября 2011 г. N 600-ст, введен в действие 1 марта 2012 г.), справочник допускаемых нагрузок, в котором для фактически перегружаемой номенклатуры грузов приводятся схемы загрузки и таблицы с высотой складирования различных грузов, а также отражается основная номенклатура грузов. Эксплуатация объекта инфраструктуры морского транспорта с превышением допускаемых нагрузок запрещена;

о) объекты инфраструктуры морского транспорта, на которых осуществляется перевалка опасных грузов, в том числе нефти и нефтепродуктов, должны быть оснащены техническими средствами мониторинга и документирования швартовных и грузовых операций;

п) силы и средства для швартовки и отшвартовки судна к причалу должны определяться с учетом требований проектной документации этого объекта инфраструктуры морского транспорта (причала).

81. Границы всех портовых гидротехнических сооружений должны быть обозначены там, где это технически возможно, собственником портового гидротехнического сооружения или эксплуатирующей организацией с учетом конструктивных особенностей и технических возможностей этого сооружения.

82. В отношении морского терминала или причала для перевалки наливных грузов (нефть и нефтепродукты, сжиженные газы, опасные химические вещества, жидкие пищевые грузы) эксплуатирующими организациями должны быть выполнены следующие требования их безопасной эксплуатации:

а) количество специализированных устройств погрузки-разгрузки (грузовые шланги, стендеры, соединительные элементы), их взаимное расположение и назначение должны соответствовать ассортименту наливных грузов, а также типам и конструкциям обслуживаемых наливных судов;

б) системы передачи жидких грузов, кроме неопасных грузов, должны быть оборудованы устройствами автоматической остановки передачи груза при смещении судна относительно причала и устройств погрузки-разгрузки либо в случае достижения действующими на шланги усилиями значений сверх допустимых пределов;

в) загрузка наливных судов и судов-бункеровщиков у причалов для перевалки наливных грузов (нефть и нефтепродукты, сжиженные газы, опасные химические вещества, жидкие пищевые грузы) осуществляется с использованием отгрузочного оборудования этих терминалов и с назначением ответственных лиц за перевалку со стороны наливного судна и судна-бункеровщика;

г) для обеспечения бункеровки судов сжиженным природным газом и другими видами топлива с низкой температурой вспышки также должно быть обеспечено соблюдение требований Международного кодекса по безопасности для судов, использующих газы или иные виды топлива с низкой температурой вспышки (с поправками);

д) оборудование плавучими боновыми заграждениями и иными средствами локализации разливов и сбора нефтепродуктов с водной поверхности акватории морского порта;

е) оборудование устройствами заземления трубопроводов, шлангов и корпуса судна;

ж) оборудование системой противопожарной защиты в соответствии с пожарной опасностью наливных грузов судна и хранилища на морском терминале или причале. Устройство морского терминала или причала должно предусматривать возможность использования мобильных средств пожаротушения;

з) оборудование технологической площадки морского терминала или причала твердым покрытием и ограждением по контуру высотой не менее 0,4 метра, а также оборудование специальным устройством для отвода нефтесодержащих стоков. Прямой сброс нефтесодержащих стоков в водоемы или общую систему канализации запрещен;

и) в морском терминале и на причалах, не оснащенных технологическим оборудованием, обеспечивающим безопасность перевалки нефти, нефтепродуктов, опасных химических или вредных жидких веществ, перевозимых наливом, перевалка таких грузов запрещена;

к) морской терминал или причал, на котором осуществляется перевалка нефти, нефтепродуктов, опасных химических или вредных жидких веществ, представляющих опасность для жизни и здоровья людей и окружающей среды, должен соответствовать предъявляемым к таким объектам требованиям Международного кодекса морской перевозки опасных грузов (с поправками), Международного руководства по безопасности для нефтяных танкеров и терминалов, законодательства Российской Федерации о промышленной безопасности опасных производственных объектов, законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

83. В отношении рейдового перегрузочного комплекса эксплуатирующими организациями должны быть выполнены следующие требования его безопасной эксплуатации:

а) безопасность судоходства и экологическая безопасность акватории рейдового перегрузочного комплекса обеспечиваются посредством реализации технологической схемы эксплуатации рейдового перегрузочного комплекса, разработка, согласование и содержание которой предусмотрены утвержденными Министерством транспорта Российской Федерации в соответствии с пунктом 3 части 3 статьи 17 Федерального закона "О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" правилами;

б) для обеспечения нормальных условий эксплуатации рейдового перегрузочного комплекса обеспечиваются выполнение требований, указанных в подпунктах "а", "в" и "ж" пункта 76, пунктах 77 и 78, подпунктах "а" - "г", "е" и "ж" пункта 79, подпунктах "б", "м" и "о" пункта 80 и подпунктах "а" - "д", "ж" и "к" пункта 82 настоящего технического регламента, а также поддержание проектной глубины и выполнение работ по очистке дна на обозначенной акватории рейдового перегрузочного комплекса и на подходах к нему;

в) до начала производства работ по перегрузке грузов с судна на судно эксплуатирующая организация должна проинформировать членов экипажа и других лиц на борту судов, участвующих в перегрузке, о требованиях эксплуатационного регламента рейдового перегрузочного комплекса, разработка которого предусмотрена утвержденными Министерством транспорта Российской Федерации в соответствии с пунктом 3 части 3 статьи 17 Федерального закона "О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" правилами;

г) обеспечить выполнение требований законодательства в области охраны окружающей среды, законодательства в области охраны атмосферного воздуха и настоящего технического регламента.

84. В целях охраны жизни и здоровья пассажиров и сохранности судов, перевозящих пассажиров, на стадиях проектирования и строительства морских терминалов по обслуживанию пассажиров проектировщиками, строителями должны быть выполнены следующие требования:

а) обеспечены безопасная посадка и высадка пассажиров, погрузка и выгрузка багажа при любых расчетных уровнях воды - от минимального уровня до максимального уровня, принятых в проекте или паспорте (техническом паспорте) морского терминала или причала;

б) расположение швартовных устройств на каждом причале должно обеспечивать безопасную для людей и судов швартовку расчетных типов пассажирских судов при любом уровне воды;

в) размещение причалов должно позволять судоводителям выполнить маневры, необходимые для безопасного подхода и отхода пассажирских судов;

г) при расположении морских терминалов и причалов для обслуживания пассажиров на одной площадке с перегрузочными комплексами морские терминалы и причалы для обслуживания пассажиров должны быть изолированы от перегрузочных комплексов и не должны размещаться рядом с перегрузочными комплексами вредных, пылящих, наливных или других грузов, отрицательно влияющих на санитарно-гигиенический режим пассажирского терминала;

д) количество, ширина лестниц и пандусов, ведущих к причалам, должны обеспечивать безопасное движение максимально возможного количества пассажиров к причалам и обратно;

е) при пребывании пассажиров в помещениях морских терминалов для обслуживания пассажиров не должно возникать вредного воздействия на человека в результате физических, биологических, химических, радиационных и иных воздействий с учетом требований пункта 2 настоящего технического регламента;

ж) устройство системы вентиляции морского терминала для обслуживания пассажиров должно исключать поступление воздуха из встроенно-пристроенных помещений и из одного помещения в другое.

85. При оборудовании терминала для обслуживания пассажиров оборудованием, предназначенным для продажи билетов, оказания справочно-информационных услуг, хранения ручной клади и выполнения уборочных работ, его собственник должен удостовериться, что указанное оборудование и процессы его эксплуатации соответствуют требованиям безопасности соответствующих видов оборудования, установленным законодательством Российской Федерации.

86. На этапах проектирования, строительства и эксплуатации морского терминала для обслуживания пассажиров должно быть предусмотрено его оснащение санитарно-бытовыми помещениями и помещением для медицинского кабинета.

87. С целью обеспечения безопасности морского порта его проектировщиком должны быть предусмотрены:

а) оградительные портовые гидротехнические сооружения морского порта (насыпи, дамбы, волноломы, молы), защищающие суда, причалы, незавершенные и временные сооружения морского порта или их части от штормов и шквалов, волнового и ледового воздействия, навалов и ударов судов, плавучих средств и плавающих в воде предметов, а также уменьшающие заносимость акватории морского порта наносным грунтом;

б) берегоукрепительные сооружения морского порта, обеспечивающие защиту территории морского порта от размыва и обрушения;

в) следующие сооружения в границах водоохранных зон, обеспечивающие охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды (выбор типа сооружения, обеспечивающего охрану водного объекта от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод, осуществляется с учетом необходимости соблюдения установленных в соответствии со статьей 35 Водного кодекса Российской Федерации и статьями 22 и 23.1 Федерального закона "Об охране окружающей среды" нормативов):

централизованные системы водоотведения (канализации), централизованные ливневые системы водоотведения;

сооружения и системы для отведения (сброса) сточных вод (в том числе дождевых, талых, инфильтрационных, поливомоечных и дренажных вод) в централизованные системы водоотведения, если они предназначены для приема таких вод;

локальные очистные сооружения, обеспечивающие очистку сточных вод (в том числе дождевых, талых, инфильтрационных, поливомоечных и дренажных вод) от загрязняющих веществ до нормативов допустимого воздействия на водные объекты;

сооружения для сбора отходов производства и потребления, а также сооружения и системы для отведения (сброса) сточных вод (в том числе дождевых, талых, инфильтрационных, поливомоечных и дренажных вод) в приемники, изготовленные из водонепроницаемых материалов;

сооружения, обеспечивающие защиту водных объектов и прилегающих к ним территорий от разливов нефти и нефтепродуктов и иного негативного воздействия на окружающую среду.

88. В отношении объектов инфраструктуры морского транспорта собственниками, эксплуатирующими организациями и организациями, осуществляющими ликвидацию (утилизацию) объектов инфраструктуры морского транспорта, должны быть выполнены следующие мероприятия:

а) принимается решение о выводе из эксплуатации или об утилизации (о сносе) объекта инфраструктуры морского транспорта в случае, если его дальнейшее использование невозможно или нецелесообразно. Утилизация (снос) осуществляется в соответствии с проектом организации работ по утилизации (сносу) объекта капитального строительства в соответствии с требованиями законодательства о градостроительной деятельности;

б) обеспечение безопасности объекта инфраструктуры морского транспорта, который выведен из эксплуатации или подлежит утилизации (сносу), должно осуществляться его собственником (подрядной организацией по договору с его собственником). Вывод из эксплуатации объекта инфраструктуры морского транспорта и его утилизация (снос) не должны приводить к снижению навигационной безопасности;

в) при временном выводе из эксплуатации объекта инфраструктуры морского транспорта его собственником и (или) эксплуатирующей организацией должны быть предусмотрены меры, сводящие к минимуму риск возникновения чрезвычайных ситуаций. С этой целью необходимо предусмотреть и обеспечить выполнение следующих требований, обеспечивающих недопущение причинения вреда жизни, здоровью людей, имуществу физических и юридических лиц и ущерба окружающей среде:

запрет на швартовку судов у объекта инфраструктуры морского транспорта, производство погрузочно-разгрузочных работ на объекте инфраструктуры морского транспорта;

запрет на проход людей, движение автотранспортных средств и крановой техники в пределах границ объекта инфраструктуры морского транспорта, кроме случаев проведения ремонта объекта инфраструктуры морского транспорта;

ограждение аварийного или ремонтируемого участка объекта инфраструктуры морского транспорта или всего объекта инфраструктуры морского транспорта с вывешиванием соответствующих информационных табличек (если выставление ограждения невозможно, допустимо визуальное обозначение такого участка или объекта инфраструктуры морского транспорта);

осуществление регулярных наблюдений в составе технического мониторинга, включая замеры, за состоянием объекта инфраструктуры морского транспорта, состоянием его защиты, износа и коррозии;

выполнение ремонтно-восстановительных работ для приведения временно выводимого из эксплуатации объекта инфраструктуры морского транспорта в работоспособное состояние.

89. Организациями, производящими ремонт объектов инфраструктуры морского транспорта, должны быть выполнены следующие требования к безопасности выполнения ремонтных работ:

а) для сохранения и восстановления технических и эксплуатационных характеристик объекта инфраструктуры морского транспорта, подвергшегося износу в процессе эксплуатации, необходимы планирование и выполнение ремонтных работ (текущий и капитальный ремонт);

б) планирование ремонтных работ осуществляется по результатам технических осмотров, обследований, осуществляемых эксплуатирующей организацией и аккредитованным лицом либо организацией, являющейся членом саморегулируемой организации, которая в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности осуществляет подготовку проектной документации в отношении особо опасных, технически сложных объектов капитального строительства. На основании результатов технического мониторинга состояния и режима эксплуатации объектов инфраструктуры морского транспорта, включающего технические осмотры и обследования, эксплуатирующей организацией определяется перечень ремонтных работ и ежегодно составляется план текущего ремонта и (или) капитального ремонта объектов инфраструктуры морского транспорта. Для капитального ремонта объекта инфраструктуры морского транспорта осуществляется разработка проектной документации объекта инфраструктуры морского транспорта, которая выполняется организацией, являющейся членом саморегулируемой организации, которая в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности осуществляет подготовку проектной документации в отношении особо опасных, технически сложных объектов капитального строительства. В план текущего ремонта и (или) капитального ремонта в обязательном порядке включаются работы, указанные в извещении о необходимости выполнения ремонтных работ, а также работы, отмеченные в актах периодического технического осмотра. Извещение о необходимости выполнения ремонтных работ оформляется по результатам обследования объекта инфраструктуры морского транспорта аккредитованным лицом либо организацией, являющейся членом саморегулируемой организации, которая в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности осуществляет подготовку проектной документации в отношении особо опасных, технически сложных объектов капитального строительства. Очередные обследования проводятся не реже одного раза в 5 лет, внеочередные обследования проводятся при нарушениях нормативных условий эксплуатации, а также после реконструкции или капитального ремонта. Материалы обследования и заключение о техническом состоянии гидротехнического сооружения включаются в качестве исходных данных в состав задания на разработку проекта ремонта объекта инфраструктуры морского транспорта;

в) при подготовке проектной документации на капитальный ремонт объекта инфраструктуры морского транспорта должны анализироваться следующие виды рисков:

снижение несущей способности гидротехнического сооружения в целом и отдельных конструкций в связи с износом, коррозией и повреждениями;

опасность, связанная с разборкой конструкций;

повышенная опасность подводно-технических работ в стесненных условиях при ремонте объекта инфраструктуры морского транспорта;

повышенная опасность загрязнения окружающей среды при очистке или разборке существующих конструкций, загрязненных в процессе эксплуатации объекта инфраструктуры морского транспорта, и при дноуглублении, требуемом при производстве ремонтных работ;

г) в случае если в ходе осуществления ремонта объекта инфраструктуры морского транспорта происходит разрушение или повреждение знаков опорной и (или) наблюдательной сети инструментальных наблюдений за техническим состоянием здания или сооружения, такие знаки должны быть восстановлены;

д) сведения о выполненных ремонтных работах на объекте инфраструктуры морского транспорта должны быть занесены в пополняемую часть его паспорта (технического паспорта) или формуляр технического средства, конструкции или устройства (по принадлежности);

е) после капитального ремонта и (или) реконструкции, изменяющих режим эксплуатации объекта инфраструктуры морского транспорта (при смене типа грузов, перегружаемых на терминале или причале, либо при изменении функций или назначения сооружения), должно быть проведено обследование сооружения аккредитованным лицом либо организацией, являющейся членом саморегулируемой организации, которая в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности осуществляет подготовку проектной документации в отношении особо опасных, технически сложных объектов капитального строительства;

ж) ремонтные работы на объекте инфраструктуры морского транспорта должны обеспечить восстановление технических и эксплуатационных характеристик, необходимую долговечность конструкции и безопасную эксплуатацию этого объекта. В случае если исходя из технического состояния сооружения его дальнейшая эксплуатация невозможна, необходимо проведение капитального ремонта или реконструкции сооружения. Основанием для выполнения указанных работ являются результаты обследования, выполненные аккредитованным лицом либо организацией, являющейся членом саморегулируемой организации, которая в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности осуществляет подготовку проектной документации в отношении особо опасных, технически сложных объектов капитального строительства (для портовых гидротехнических сооружений - выполненные с учетом требований национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 54523-2011 "Портовые гидротехнические сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния" (утвержден приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 25 ноября 2011 г. N 600-ст, введен в действие 1 марта 2012 г.);

з) в случаях, не указанных в настоящем техническом регламенте, при осуществлении капитального ремонта объектов инфраструктуры морского транспорта меры безопасности должны соответствовать требованиям, установленным законодательством в области градостроительной деятельности.

90. К основным видам оборудования причалов, на которых осуществляется перевалка сжиженного природного газа, относятся:

а) стендеры с гидравлической станцией управления;

б) подводящие трубопроводы сжиженного природного газа;

в) трубопроводы и шланги (возврата паров сжиженного природного газа);

г) системы сжатого воздуха;

д) устройства подачи инертного газа;

е) рециркуляционные трубопроводы;

ж) технологическое оборудование;

з) запорная, предохранительная и регулирующая арматура;

и) органы управления перевалкой, контрольно-измерительная аппаратура;

к) системы безопасности оборудования грузового причала (аварийная остановка (emergency shut down (ESD), система аварийного разъединения (emergency release system (ERS), муфта аварийного разъединения (emergency release coupling (ERC), сухое разъединение, системы аварийно-предупредительной сигнализации, электрическая изоляция, заземление, молниезащита);

л) противопожарное оборудование, размеры, количество и тип которого определяются на основе оценки рисков с учетом национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р ИСО 28460-2018 "Нефтяная и газовая промышленность. Сооружения и оборудование для сжиженного природного газа. Порядок взаимодействия судно - берег и портовые операции" (утвержден приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 6 апреля 2018 г. N 181-ст, введен в действие 1 июля 2019 г.);

м) устройства защиты от гидроудара;

н) швартовные и отбойные устройства;

о) устройства связи между погрузочной станцией и причалом;

п) гибкие шланги;

р) грузовое соединение;

с) поддоны и иные средства сбора утечек сжиженного природного газа;

т) инженерно-технические сети причала;

у) средства коллективной защиты работников, занятых в перевалке.

91. К процессам перегрузки (перевалки) сжиженного природного газа предъявляются следующие меры снижения рисков:

а) включение остановки перекачки груза во время маневрирования другого судна у соседнего причала, при увеличении количества и мощности буксиров, а также при изменении нормальных погодных условий, при которых возможно выполнение перегрузочных операций;

б) управление передачей сжиженного природного газа должно осуществляться дистанционно с поста управления стендерами;

в) поворот стендеров и движение их наружных и внутренних плеч должны осуществляться с помощью гидравлических приводов. Любые движения стендеров должны исключать возможность контакта с загружаемым судном и оборудованием причала с учетом движения судна при волнении, изменения осадки судна;

г) стендеры должны быть оборудованы муфтами аварийного разъединения, позволяющими производить разобщение стендеров с приемными устройствами судов на линии погрузки топлива, а также на линии приема паровой фазы, с целью сведения к минимуму утечек сжиженного природного газа в условиях нештатной или аварийной ситуации;

д) разъединение (разобщение) муфт должно осуществляться вручную или автоматически. Конструкция муфт должна не допускать разъединения из-за действия продольных и поперечных сил, возникающих вследствие течения, волн, ветра и изменений осадки судна. Средство разъединения вручную, если оно предусмотрено, должно быть расположено в безопасном месте;

е) конструкция муфт аварийного разъединения должна обеспечивать отсутствие утечек жидкой и газообразной фаз сжиженного природного газа. Конструкцией указанных муфт должна предусматриваться возможность обледенения, которое не должно влиять на непроницаемость соединения и выполнение такими муфтами своих функций;

ж) материалы для линий передачи сжиженного природного газа и возврата паров и их изоляции должны соответствовать характеристикам передаваемого продукта (криогенным свойствам). Прочность линий сжиженного природного газа и возврата паров стендеров должна обеспечивать их работоспособность и отсутствие утечек во всем диапазоне значений эксплуатационного давления и температуры;

з) стендеры должны быть оборудованы изолирующими фланцами, а также должны быть электрически непрерывны, заземлены и защищены от электромагнитной индукции;

и) для стендеров должны быть предусмотрены трапы или иные средства безопасного доступа на уровень верхнего шарнира стендера;

к) электрические компоненты гидравлической станции должны иметь степень защиты, отвечающую установленному проектировщиком риску пожаробезопасности и взрывобезопасности;

л) конструкция всей запорной, предохранительной и регулирующей трубопроводной арматуры системы перекачки сжиженного природного газа и материалы для изготовления должны отвечать предъявляемым к запорной, предохранительной и регулирующей трубопроводной арматуре и материалам для изготовления требованиям нормативной документации для соответствующих областей применения (нефтегазовая, химическая и др.). Количество клапанов должно быть сведено к минимуму, совместимому с нормальной эксплуатацией системы, с целью снижения риска утечек сжиженного природного газа;

м) грузовой комплекс причала должен быть оборудован системами контроля, противоаварийной защиты, противопожарной защиты, связи и оповещения о нештатных и аварийных ситуациях;

н) устройства аварийной остановки стационарного перевалочного комплекса и бункеруемого судна должны быть совместимыми между собой с целью их безотказной скоординированной работы в ходе процесса передачи сжиженного природного газа и (или) перевалки груза, в том числе для поддержания связи между судном и берегом;

о) конструкция и материалы, из которых изготавливают гибкие шланги (металлорукава, шланги из композитных материалов), являющиеся частью линии передачи сжиженного природного газа на судно и линии возврата паровой фазы, должны соответствовать характеристикам передаваемого продукта;

п) конструкцией грузового соединения должно быть обеспечено отсутствие утечек газа при разобщении грузового комплекса и приемной системы судна (быстроразъемное соединение ("сухой" разъем). Грузовое соединение может быть конструктивно оформлено в виде сухой муфты, сборки на болтах или шпильках из 2 фланцев, соединительного ручного либо гидравлического устройства со стандартным фланцем или соединительного элемента, который должен быть осушен и продут до разобщения. Поддоны и иные емкости для сбора утечек сжиженного природного газа устанавливают под потенциальными источниками утечки (под фланцевыми соединениями трубопроводов сжиженного природного газа) для защиты конструкций, изготовленных из материалов, подверженных разрушению при действии криогенных температур, и в других местах комплекса, если это требуется по результатам оценки рисков.

92. Безопасная эксплуатация морского терминала наливных грузов (нефть и нефтепродукты, сжиженный газ, опасные химические вещества, жидкие пищевые грузы) обеспечивается эксплуатирующей организацией в соответствии с требованиями Международного кодекса морской перевозки опасных грузов (с поправками) и Международного руководства по безопасности для нефтяных танкеров и терминалов.