Приложение N 2
к Положению о федеральном
государственном пожарном надзоре
1. При отнесении поднадзорных зданий, сооружений и помещений, а также наружных установок (далее - объекты защиты) к определенной категории риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям в результате пожаров используются сведения из автоматизированной аналитической системы поддержки и управления контрольно-надзорными органами Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, а также сведения статистической отчетности Федеральной службы государственной статистики.
Критерии отнесения объектов защиты к определенной категории риска основываются на определении величин причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям в результате пожаров с использованием оценок социальных и материальных негативных последствий пожаров.
(п. 1 в ред. Постановления Правительства РФ от 14.09.2023 N 1502)
(см. текст в предыдущей редакции)
2. На основании сведений, содержащихся в автоматизированной аналитической системе поддержки и управления контрольно-надзорными органами Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, и сведений статистической отчетности Федеральной службы государственной статистики в отношении объектов защиты определяются:
(в ред. Постановления Правительства РФ от 14.09.2023 N 1502)
(см. текст в предыдущей редакции)
а) допустимый риск причинения вреда жизни или здоровью граждан в результате пожаров на объектах защиты в целом по Российской Федерации (далее - допустимый риск социальных негативных последствий пожаров);
(в ред. Постановления Правительства РФ от 14.09.2023 N 1502)
(см. текст в предыдущей редакции)
б) ожидаемый риск причинения вреда жизни или здоровью граждан в результате пожаров по группе объектов защиты, однородных по видам экономической деятельности и классам функциональной пожарной опасности (далее - ожидаемый риск социальных негативных последствий пожаров по группе объектов защиты);
(в ред. Постановления Правительства РФ от 14.09.2023 N 1502)
(см. текст в предыдущей редакции)
в) допустимый риск причинения материального ущерба от пожара на объекте защиты (далее - допустимый риск материальных негативных последствий пожара);
(пп. "в" введен Постановлением Правительства РФ от 14.09.2023 N 1502)
г) ожидаемый риск причинения материального ущерба от пожара на объекте защиты (далее - ожидаемый риск материальных негативных последствий пожара).
(пп. "г" введен Постановлением Правительства РФ от 14.09.2023 N 1502)
2(1). Расчеты допустимого и ожидаемого рисков материальных негативных последствий пожаров осуществляются при выполнении одного из следующих условий:
а) объект защиты находится в государственной или муниципальной собственности;
б) на объекте защиты осуществляют экономическую деятельность более одного контролируемого лица.
(п. 2(1) введен Постановлением Правительства РФ от 14.09.2023 N 1502)
3. Допустимый риск социальных негативных последствий пожаров (QСдоп) определяется по формуле:
(в ред. Постановления Правительства РФ от 14.09.2023 N 1502)
(см. текст в предыдущей редакции)
Dдоп - величина индивидуального пожарного риска воздействия критических значений опасных факторов пожара на человека на объекте защиты. В соответствии со статьей 79 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" такая величина принимается равной одной миллионной в год;
Nнас - численность постоянного населения Российской Федерации в период проведения ежегодного мониторинга;
Nоб - общее количество объектов защиты в Российской Федерации в период проведения ежегодного мониторинга;
NГ - общее количество погибших людей при пожарах на объектах защиты в Российской Федерации в период проведения ежегодного мониторинга;
NТ - общее количество травмированных людей при пожарах на объектах защиты в Российской Федерации в период проведения ежегодного мониторинга.
3(1). Допустимый риск материальных негативных последствий пожара рассчитывается на основании сведений о средней стоимости основных фондов организаций, содержащихся в формах статистической отчетности Федеральной службы государственной статистики.
Величина допустимого риска материальных негативных последствий пожара (QМ(доп)n) для каждого условия, указанного в пункте 2(1) настоящего документа, определяется по формуле:
n - индекс условия определения материальных негативных последствий пожаров. Принимается в зависимости от выбранного условия, указанного в пункте 2(1) настоящего документа;
e - основание натурального логарифма, принимается равным 2,72;
m - количество категорий риска, принимается равным 6.
Величина недопустимого материального ущерба от пожара (UМ(недоп)n) составляет 20 процентов средней стоимости основных фондов в расчете на один объект защиты и определяется по формуле:
Gос.ф.n - стоимость основных фондов в расчете на один объект защиты для каждого условия, указанного в пункте 2(1) настоящего документа.
(п. 3(1) введен Постановлением Правительства РФ от 14.09.2023 N 1502)
4. Ожидаемый риск социальных негативных последствий пожаров по группе объектов защиты (QС) определяется по формуле:
(в ред. Постановления Правительства РФ от 14.09.2023 N 1502)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Постановления Правительства РФ от 14.09.2023 N 1502)
(см. текст в предыдущей редакции)
PС - вероятность возникновения пожаров с социальными последствиями в период проведения ежегодного мониторинга по группе объектов защиты, однородных по видам экономической деятельности и классам функциональной пожарной опасности;
(в ред. Постановления Правительства РФ от 14.09.2023 N 1502)
(см. текст в предыдущей редакции)
UС - социальный ущерб по группе объектов защиты, однородных по видам экономической деятельности и классам функциональной пожарной опасности, возникший в период проведения ежегодного мониторинга.
4(1). Величина ожидаемого риска материальных негативных последствий пожара на объектах защиты (QМ.n) определяется по формуле:
PМ.n - вероятность возникновения пожаров с материальными последствиями на объектах защиты для каждого условия, указанного в пункте 2(1) настоящего документа, в период проведения ежегодного мониторинга;
UМ.n - материальный ущерб на объектах защиты для каждого условия, указанного в пункте 2(1) настоящего документа, в период проведения ежегодного мониторинга.
(п. 4(1) введен Постановлением Правительства РФ от 14.09.2023 N 1502)
5. Вероятность возникновения пожаров с социальными последствиями в период проведения ежегодного мониторинга по группе объектов защиты, однородных по видам экономической деятельности и классам функциональной пожарной опасности (PС), определяется по формуле:
MПС - количество пожаров с социальными последствиями, происшедших на объектах защиты в соответствующей группе в период проведения ежегодного мониторинга;
N - период проведения ежегодного мониторинга, равный одному году;
MОБ.С. - количество объектов защиты в соответствующей группе в период проведения ежегодного мониторинга.
(п. 5 в ред. Постановления Правительства РФ от 14.09.2023 N 1502)
(см. текст в предыдущей редакции)
5(1). Вероятность возникновения пожаров с материальными последствиями (PМ.n) в период проведения ежегодного мониторинга на объектах защиты для каждого условия, указанного в пункте 2(1) настоящего документа, рассчитывается по формуле:
МП.М.n - количество пожаров с материальными последствиями на объектах защиты для каждого условия, указанного в пункте 2(1) настоящего документа, в период проведения ежегодного мониторинга;
МОБ.М.n - количество объектов защиты для каждого условия, указанного в пункте 2(1) настоящего документа, в период проведения ежегодного мониторинга, единиц.
(п. 5(1) введен Постановлением Правительства РФ от 14.09.2023 N 1502)
6. Социальный ущерб по группе объектов защиты, однородных по видам экономической деятельности и классам функциональной пожарной опасности, возникший в период проведения ежегодного мониторинга (UС), определяется по формуле:
(в ред. Постановления Правительства РФ от 14.09.2023 N 1502)
(см. текст в предыдущей редакции)
MГ - количество погибших при пожарах людей на объектах защиты, однородных по видам экономической деятельности и классам функциональной пожарной опасности, в период проведения ежегодного мониторинга;
(в ред. Постановления Правительства РФ от 14.09.2023 N 1502)
(см. текст в предыдущей редакции)
MТ - количество травмированных при пожарах людей на объектах защиты, однородных по видам экономической деятельности и классам функциональной пожарной опасности, в период проведения ежегодного мониторинга.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 14.09.2023 N 1502)
(см. текст в предыдущей редакции)
6(1). Материальный ущерб (UМ.n) на объектах защиты для каждого условия, указанного в пункте 2(1) настоящего документа, в период проведения ежегодного мониторинга определяется по формуле:
МУ.n - расчетный материальный ущерб от пожаров на объектах защиты для каждого условия, указанного в пункте 2(1) настоящего документа, в период проведения ежегодного мониторинга.
Расчетный материальный ущерб от пожаров на объектах защиты определяется на основе методик, утверждаемых федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности, посредством автоматизированной аналитической системы поддержки и управления контрольно-надзорными органами Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
(п. 6(1) введен Постановлением Правительства РФ от 14.09.2023 N 1502)
7. Критерием отнесения объекта защиты к определенной категории риска является уровень превышения величины ожидаемого риска социальных и материальных негативных последствий пожаров по группе объектов защиты над величиной допустимого риска социальных и материальных негативных последствий пожаров.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 14.09.2023 N 1502)
(см. текст в предыдущей редакции)
Для определения уровня превышения величины ожидаемого риска социальных и материальных негативных последствий пожаров по группе объектов защиты над величиной допустимого риска социальных и материальных негативных последствий пожаров определяется показатель тяжести потенциальных социальных и материальных негативных последствий пожаров для рассматриваемых объектов защиты, однородных по виду экономической деятельности и классам функциональной пожарной опасности (далее - показатель тяжести потенциальных социальных и материальных негативных последствий пожаров).
(в ред. Постановления Правительства РФ от 14.09.2023 N 1502)
(см. текст в предыдущей редакции)
Показатель тяжести потенциальных социальных негативных последствий пожаров (Кг.т.) определяется по формуле:
(в ред. Постановления Правительства РФ от 14.09.2023 N 1502)
(см. текст в предыдущей редакции)
QС - ожидаемый риск социальных негативных последствий пожаров по группе объектов защиты;
(в ред. Постановления Правительства РФ от 14.09.2023 N 1502)
(см. текст в предыдущей редакции)
QСдоп - допустимый риск социальных негативных последствий пожаров.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 14.09.2023 N 1502)
(см. текст в предыдущей редакции)
Показатель тяжести потенциальных материальных негативных последствий пожаров (КМ.n) определяется по формуле:
(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 14.09.2023 N 1502)
(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 14.09.2023 N 1502)
7(1). Интегральный показатель тяжести потенциальных негативных последствий пожаров (КГ.Т.М.n) определяется по формуле:
Расчет интегрального показателя тяжести потенциальных негативных последствий пожаров (КГ.Т.М.n) осуществляется с учетом показателя тяжести потенциальных материальных негативных последствий пожаров (КМ.n) в соответствии с условиями, указанными в пункте 2(1) настоящего документа. В случае если объект защиты не удовлетворяет условиям, указанным в пункте 2(1) настоящего документа, при определении значения интегрального показателя тяжести потенциальных негативных последствий пожаров (КГ.Т.М.n) значение показателя тяжести потенциальных материальных негативных последствий пожаров (КМ.n) принимается равным нулю.
(п. 7(1) введен Постановлением Правительства РФ от 14.09.2023 N 1502)
8. В зависимости от значения интегрального показателя тяжести потенциальных негативных последствий пожаров выделяются следующие уровни тяжести потенциальных негативных последствий пожара:
(в ред. Постановления Правительства РФ от 14.09.2023 N 1502)
(см. текст в предыдущей редакции)
при значении КГ.Т.М.n, равном или превышающем 100, уровень тяжести потенциальных негативных последствий пожара является чрезвычайно высоким;
(в ред. Постановления Правительства РФ от 14.09.2023 N 1502)
(см. текст в предыдущей редакции)
при значении КГ.Т.М.n, находящемся в диапазоне от 45 до 100, уровень тяжести потенциальных негативных последствий пожара является высоким;
(в ред. Постановления Правительства РФ от 14.09.2023 N 1502)
(см. текст в предыдущей редакции)
при значении КГ.Т.М.n, находящемся в диапазоне от 20 до 45, уровень тяжести потенциальных негативных последствий пожара является значительным;
(в ред. Постановления Правительства РФ от 14.09.2023 N 1502)
(см. текст в предыдущей редакции)
при значении КГ.Т.М.n, находящемся в диапазоне от 9 до 20, уровень тяжести потенциальных негативных последствий пожара является средним;
(в ред. Постановления Правительства РФ от 14.09.2023 N 1502)
(см. текст в предыдущей редакции)
при значении КГ.Т.М.n, находящемся в диапазоне от 4 до 9, уровень тяжести потенциальных негативных последствий пожара является умеренным;
(в ред. Постановления Правительства РФ от 14.09.2023 N 1502)
(см. текст в предыдущей редакции)
при значении КГ.Т.М.n, находящемся в диапазоне от 0 до 4, уровень тяжести потенциальных негативных последствий пожара является низким.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 14.09.2023 N 1502)
(см. текст в предыдущей редакции)
Уровень тяжести потенциальных негативных последствий пожара принимается за соответствующую категорию риска для группы объектов защиты, однородных по виду экономической деятельности и классам функциональной пожарной опасности, без учета индивидуальных социально-экономических особенностей и характеристик объекта защиты.
Уровень тяжести потенциальных негативных последствий пожара является базовым показателем для определения категории риска для каждого объекта защиты из соответствующей им группы.
9. В целях осуществления планирования контрольных (надзорных) мероприятий федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности, проводятся ежегодные расчеты показателей тяжести потенциальных социальных и материальных негативных последствий пожаров. На основе указанных расчетов за 5-летний период определяются среднепятилетние значения показателей тяжести потенциальных социальных и материальных негативных последствий пожаров, которые используются для планирования контрольных (надзорных) мероприятий в течение 5 лет начиная с 1 января 2025 г. По истечении указанного периода производится актуальный расчет среднепятилетних значений показателей тяжести потенциальных социальных и материальных негативных последствий пожаров.
Среднепятилетние значения показателей тяжести потенциальных социальных и материальных негативных последствий пожаров публикуются на официальном сайте федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности, в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
(п. 9 в ред. Постановления Правительства РФ от 14.09.2023 N 1502)
(см. текст в предыдущей редакции)
10. В целях определения категории риска для каждого объекта защиты из группы объектов защиты, отнесенных к определенной категории риска, либо для принятия решения об изменении ранее присвоенной объекту защиты категории риска определяется индекс индивидуализации подконтрольного лица.
11. Индекс индивидуализации подконтрольного лица определяется органом государственного пожарного надзора, к компетенции которого отнесено принятие решения о присвоении объекту защиты определенной категории риска. Исходные данные для расчета индекса индивидуализации подконтрольного лица определяются на основе информации об объекте защиты, имеющейся в распоряжении органа государственного пожарного надзора.
При наличии оснований, позволяющих отнести объект защиты к различным категориям риска, подлежат применению критерии, относящие объект защиты к более высокой категории риска.
12. Индекс индивидуализации подконтрольного лица представляет собой показатель, получаемый в результате обработки данных об индивидуальных социально-экономических характеристиках объекта защиты - индикаторов риска причинения вреда (ущерба), оказывающих влияние на уровень обеспечения его пожарной безопасности, и критериев добросовестности подконтрольного лица.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 27.08.2025 N 1288)
(см. текст в предыдущей редакции)
13. Индекс индивидуализации подконтрольного лица (Uинд) для каждого объекта защиты, за исключением объектов защиты, указанных в пункте 13(1) настоящего документа, определяется по формуле:
M - общее количество учтенных индикаторов риска причинения вреда (ущерба);
Iрпв j - j-й индикатор риска причинения вреда (ущерба), отражающий индивидуальные характеристики объекта защиты, а также характеризующий вероятность несоблюдения на объекте защиты обязательных требований пожарной безопасности;
N - общее количество критериев добросовестности;
Iкрд i - i-й критерий добросовестности.
(п. 13 в ред. Постановления Правительства РФ от 27.08.2025 N 1288)
(см. текст в предыдущей редакции)
13(1). Индекс индивидуализации подконтрольного лица (Uинд) для объекта защиты, отнесенного к различным классам функциональной пожарной опасности, на котором осуществляются различные виды экономической деятельности, определяется по формуле:
где Iкрд max i - i-й критерий добросовестности, имеющий наибольшее значение по группам объектов защиты, неоднородных по виду экономической деятельности и классу функциональной пожарной опасности.
(п. 13(1) введен Постановлением Правительства РФ от 27.08.2025 N 1288)
14. В зависимости от значения индекса индивидуализации подконтрольного лица органом государственного пожарного надзора категория риска конкретного объекта защиты может быть изменена на более высокую или более низкую категорию риска с учетом уровней тяжести потенциальных негативных последствий пожара, предусмотренных пунктом 8 настоящего приложения.
15. Основанием для принятия решения об изменении присвоенной объекту защиты категории риска является значение показателя тяжести потенциальных негативных последствий, полученное с учетом индекса индивидуализации подконтрольного лица.
16. Интегральный показатель тяжести потенциальных негативных последствий пожаров (КГ.Т.М.инд) определяется по формуле:
КГ.Т.М.n - интегральный показатель тяжести потенциальных негативных последствий пожаров;
Uинд - индекс индивидуализации подконтрольного лица.
(п. 16 в ред. Постановления Правительства РФ от 14.09.2023 N 1502)
(см. текст в предыдущей редакции)
17. Значения индикаторов риска причинения вреда (ущерба) для объектов общественного и жилого назначения, объектов транспортной инфраструктуры приведены в приложении N 1.
Значения индикаторов риска причинения вреда (ущерба) для производственных объектов и наружных установок приведены в приложении N 2.
18. Значения критериев добросовестности для объектов общественного и жилого назначения, объектов транспортной инфраструктуры приведены в приложении N 3.
Значения критериев добросовестности для производственных объектов и наружных установок приведены в приложении N 4.
19. Утратил силу. - Постановление Правительства РФ от 17.04.2024 N 485.
(см. текст в предыдущей редакции)
- Приложение N 1. Значения индикаторов риска причинения вреда (ущерба) для объектов общественного и жилого назначения, объектов транспортной инфраструктуры
- Приложение N 2. Значения индикаторов риска причинения вреда (ущерба) для производственных объектов и наружных установок
- Приложение N 3. Значения критериев добросовестности для объектов общественного и жилого назначения, объектов транспортной инфраструктуры
- Приложение N 4. Значения критериев добросовестности для производственных объектов и наружных установок
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2025
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2026 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2025 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей
- Постановление Правительства РФ N 1875










