Профессиональная проба (далее - профпроба) является средством актуализации профессионального самоопределения обучающегося и ориентирована на расширение границ понимания профессиональных функций и приобретение обучающимися специфического опыта реализации элементов профессиональной деятельности. Одной из основных характеристик профпробы является преобладание познавательного эффекта, в то время как формирование профессиональных знаний, умений и навыков играет вспомогательную роль и служит средством выявления индивидуальных качеств, инструментарием к познанию профессиональной деятельности.
Особенностями профпробы являются:
1. Диагностический характер - в ходе профессиональной пробы осуществляется выявление общих и специальных профессионально-значимых качеств обучающихся;
2. Получение завершенного продукта деятельности (изделия, узла, анализа кейса и/или предложения альтернативных способов решения отраженной в нем проблемы, программы или ее элемента, чертежа, реализации коммуникативного взаимодействия (для непроизводственной сферы), оформленного документа и так далее), выполнение функциональных обязанностей профессионала как результат каждого этапа и профессиональной пробы в целом;
3. Формирование у обучающегося в процессе выполнения профпробы представления о конкретной профессии и реальных условиях трудовой деятельности, группе родственных профессий, области профессиональной деятельности, их включающей;
4. Развивающий характер профпробы, направленный на развитие интересов, склонностей, способностей, профессионально важных качеств личности обучающегося, достигаемый за счет постепенного усложнения выполнения практических заданий профпробы в соответствии с уровнем подготовленности обучающегося к ее выполнению, внесения в содержание профпробы элементов творчества и самостоятельности (если это предполагает профессия);
5. Системообразующая функция при формировании готовности обучающегося к выбору профессии: она интегрирует его знания о мире профессий в рамках данной области профессиональной деятельности и создает условия для практической проверки собственных индивидуально-психологических качеств, отношения к области профессиональной деятельности.
Для проведения профпроб возможны следующие формы реализации:
1. Организация площадки для приема обучающихся по программам основного общего и среднего общего образования (очная форма) в профессиональных образовательных организациях, образовательных организациях высшего образования и образовательных организациях дополнительного образования, центрах опережающей профессиональной подготовки и так далее;
2. Организация выездной площадки (очная форма) - организационно-техническое и методическое обеспечение размещения площадки профпробы в общеобразовательной организации, либо в ином установленном организатором месте;
3. Организация онлайн-профпробы для обучающихся общеобразовательной организации, в случаях, если особенности профессиональной деятельности, в том числе условия профессиональной деятельности, не имеют ярко выраженной специфики (работа служащего, программиста, тестировщика компьютерных программ, графического дизайнера и так далее). Не рекомендуется организовывать профпробы в онлайн формате по сферам деятельности, предполагающим специфические условия труда, влияющие на формирование общего представления о профессии (производственные линии, цеха, мастерские, работа в условиях естественной природы или агроэкосистемах, в том числе связанная с длительным передвижением и так далее).
Профпроба может быть реализована на двух уровнях:
1. Моделирующем, когда для организации деятельности обучающихся используется модель. Модель может быть виртуальной (компьютерной), игровой (деловая игра и так далее), имитационной (тренажер). При разработке программы моделирующей профпробы учитываются возрастные особенности обучающихся.
2. Практическом, который предполагает реальную деятельность с использованием средств труда и в условиях, характерных для данной профессии. По итогам выполнения профпроб обучающиеся должны:
- понимать технологию выполнения профпробы;
- знать инструменты, материалы, оборудование, программное обеспечение и правила их использования в рамках практической задачи;
- иметь представление о содержании, характере и условиях труда в конкретной области профессиональной деятельности, требованиях, предъявляемых к личности и профессиональным качествам;
- понимать необходимость применения предметных знаний в деятельности, связанной с выполняемой профпробой;
- уметь соотносить свои индивидуальные особенности с профессиональными требованиями.
Решение реальных профессиональных задач работодателей - это форма реализации профессиональных проб, при которой работодатели создают для обучающихся проектные задачи или кейсы, актуальные для своей отрасли. Обучающиеся выбирают проектную задачу или кейс и готовят по нему решение или анализ, которое в дальнейшем могут рассматриваться в конкурсном формате.
Рефлексия - обязательная часть профпробы. По окончании профпробы необходимо провести обсуждение (рефлексию) полученного опыта профессиональной деятельности. В рамках данного обсуждения (индивидуально или в группе) оценить результаты профессиональной пробы, возможность выбора участником представленной профессиональной деятельности и путей ее получения.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2025
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2026 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2025 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей
- Постановление Правительства РФ N 1875