Приложение 3

УЧАСТИЕ
ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ И ИНВАЛИДНОСТЬЮ
В ПРОФОРИЕНТАЦИОННЫХ МЕРОПРИЯТИЯХ

ЕМП предусматривает создание специальных условий для участия отдельных групп и категорий обучающихся с ОВЗ и инвалидностью.

Мероприятия по профессиональной ориентации осуществляются после установления оптимальных для конкретного инвалида видов трудовой и профессиональной деятельности, а также рекомендуемых и не рекомендуемых инвалиду видов и условий труда.

С позиции медико-социальных факторов основным условием определения оптимальных для инвалида видов трудовой и профессиональной деятельности и создания соответствующих условий труда является анализ имеющихся у инвалида стойких нарушений функций организма и ограничений жизнедеятельности, приводящих к инвалидности.

Образовательным организациям, реализующим в том числе адаптированные основные общеобразовательные программы основного общего и среднего общего образования, а также адаптированные основные общеобразовательные программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), рекомендуется предусмотреть отдельные направления профориентационной работы с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии, индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида (ребенка-инвалида), а также на основе организации межведомственного взаимодействия.

В рамках ЕМП работы всем участникам доступен диагностический инструментарий, адаптированный по содержанию для трех возрастных категорий (6 - 7, 8 - 9, 10 - 12 классы) и следующих нозологических групп (возможно объединение некоторых групп):

- обучающиеся с нарушением зрения - это категория лиц, имеющих нарушения зрения (слепые, слабовидящие), которые получают основное и среднее общее образование, в том числе по вариантам 3.1, 3.2, 4.1, 4.2 федеральной адаптированной образовательной программы;

- обучающиеся с нарушением слуха - это категория лиц, имеющих стойкое нарушение слуховой функции (слабослышащие, позднооглохшие), которые получают основное и среднее общее образование, в том числе по вариантам 1.1, 1.2, 2.2.1, 2.2.2 федеральной адаптированной образовательной программы;

- обучающиеся с нарушениями опорно-двигательного аппарата - это обучающиеся частично или полностью ограничены в произвольных движениях (мобильные, маломобильные), которые получают основное и среднее общее образование, в том числе по вариантам 6.1, 6.2 федеральной адаптированной образовательной программы;

- обучающиеся с задержкой психического развития - это обучающиеся, у которых наблюдается замедление темпов развития познавательный функций (памяти, внимания, мышления, речи) и общего интеллектуального развития по сравнению с возрастной нормой, которые получают основное общее образование, в том числе по варианту 7 федеральной адаптированной образовательной программы;

- обучающиеся с расстройствами аутистического спектра - это обучающиеся, имеющие особенности в развитии социального взаимодействия, общения и поведения, обусловленные расстройствами аутистического спектра, которые получают основное и среднее общее образование, в том числе по вариантам 8.1, 8.2 федеральной адаптированной образовательной программы;

- обучающиеся с интеллектуальными нарушениями - это обучающиеся, у которых наблюдается стойкое снижение познавательной деятельности, вызванное органическими или функциональными нарушениями центральной нервной системы, и которые получают образование по первому варианту федеральной адаптированной образовательной программы общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);

- обучающиеся с инвалидностью без нарушений психофизического развития - это обучающиеся, имеющие инвалидность и ОВЗ, связанные с соматическими нарушениями (нарушения дыхательной, пищеварительной, эндокринной, сердечно-сосудистой системы и другими заболеваниями), которые получают основное и среднее общее образование;

- обучающиеся с тяжелым недоразвитием речи - это особая категория обучающихся с отклонениями в развитии (сохранен слух, первично не нарушен интеллект, но есть значительные речевые дефекты), которые получают основное и среднее общее образование, в том числе по вариантам 5.1, 5.2 федеральной адаптированной образовательной программы.

Для организации мероприятий по профессиональному ориентированию обучающихся с ОВЗ и инвалидностью необходимо опираться на обобщенные характеристики видов трудовой деятельности, наиболее подходящих для инвалидов с различными нарушениями функций организма, и учитывать виды деятельности, выполнение которых может вызывать затруднения при определенных нарушениях (Приложение N 2 к приказу Минтруда России от 1 октября 2024 г. N 518 "Об утверждении методических рекомендаций по подбору рекомендуемых видов трудовой и профессиональной деятельности инвалидам с учетом нарушенных функций организма и ограничений их жизнедеятельности"), а также применять опыт движения "Абилимпикс", направленного на развитие профессиональных навыков и содействие трудоустройству людей с инвалидностью Для более эффективного осуществления профориентационной работы с обучающимися с ОВЗ и инвалидностью рекомендуется привлекать базовые профессиональные образовательные организации, обеспечивающие поддержку функционирования региональных систем инклюзивного профессионального образования обучающихся с ОВЗ и инвалидностью в субъектах Российской Федерации. Ресурсы данных организаций позволяют организовывать и осуществлять мероприятия по профессиональному выбору с учетом специфических особенностей развития и возможностей этих категорий обучающихся. Участие в мероприятиях профессионального выбора обучающихся с ОВЗ и инвалидностью возможно как совместно с обучающимися без ОВЗ, если это не создает трудностей при проведении мероприятий, так и отдельно. При этом возможно объединение обучающихся с ОВЗ и инвалидностью в группы по 5 - 6 человек по нозологиям.