Экскурсии на предприятие

Посещения предприятий (организаций-работодателей) и образовательных организаций высшего и среднего профессионального образования сопровождаются рядом требований:

1. соблюдение правил безопасности пребывания обучающихся в принимающей организации и в процессе перемещения обучающихся;

2. соблюдение принципа добровольности посещения организации (со стороны обучающегося и его родителей);

3. соответствие целям воспитательной работы направляющей образовательной организации (включая духовный, нравственный и этический компоненты).

Посещения информационного характера. Данное мероприятие предполагает получение информации о профессиях, представленных в организации, и (или) о самой организации, ее месте на рынке. Посещения информационного характера могут быть представлены встречей со специалистами (представителями профессий) или преподавателями; встречей с руководящим составом (менеджментом) организации. Встреча предполагает заранее подготовленный ведущим (организатором) текстовый и мультимедийный материал. Встреча может носить свободный характер, может включать в себя элементы монолога и интерактивного взаимодействия.

Посещение экскурсионного типа. Посещение экскурсионного типа (экскурсия) - форма совместной деятельности, предполагающая прямое общение экскурсовода с экскурсантами-участниками (посетителями) с целью получения ими комплексной информации об объекте по месту его нахождения. В рамках ЕМП рассматриваются только посещения (экскурсии) профориентационного содержания.

Предполагает наличие трех взаимодействующих компонентов - ведущего (экскурсовода), экскурсионных объектов и экскурсантов. Экскурсия характеризуется отсутствием строгих форм и наглядностью. В процессе экскурсии ее участники могут непосредственно контактировать с объектом, общаться с экскурсоводом и между собой, обсуждать полученные впечатления и знания. Экскурсия может быть адаптирована для разных целевых групп участников.

В рамках реализации ЕМП объектом экскурсии является профессия (ее элементы) или организация-работодатель (организация ВО или СПО).

В большинстве случаев объектами профориентационной экскурсии являются:

- общий профессиональный контекст предприятия, корпоративная культура и т.п.;

- новые профессии, передовые технологии, наиболее современное производственное оборудование, инновационные продукты, производимые предприятием, высокая производительность труда;

- отдельные, наиболее впечатляющие, стадии технологического цикла предприятия;

- конкретные производственные ситуации, которые могут представлять интерес, демонстрируя будни работников или, наоборот, необычные случаи;

- условия труда (обеспечение техники безопасности, эргономические характеристики рабочих мест, характер работы, питание и медицинское обслуживание работников предприятия, организации их развивающего досуга и т.п.).

Информация в сочетании с демонстрацией объектов должна быть заранее подготовлена и структурирована.

Экскурсия предполагает заранее запланированный маршрут следования экскурсантов. Важным аспектом пребывания экскурсантов в организации является соблюдение правил безопасности. Экскурсанты должны быть ознакомлены с данными правилами и неукоснительно их соблюдать. Посещение экскурсионного типа - это:

1. Посещение производства.

2. Посещение научно-производственных подразделений (лабораторий и других).

3. Посещение подразделений, не связанных с основным производством (экономических, юридических и др.).

4. Посещение музеев организаций (история и достижения организации).

Посещения первых трех видов предполагают непосредственное знакомство с процессом производства, дают наиболее полное представление о большинстве аспектов профессиональной деятельности. Посещения предъявляют повышенные требования к безопасности обучающихся.

Посещение музеев организаций позволяет через представленные музейные экспонаты познакомиться с профессиональной деятельностью, в т.ч. в опасных условиях (шахты, электростанции), а также с историей и российскими достижениями в отрасли, профессии. Экскурсионные посещения могут содержать игровые элементы (игровое задание, элементы состязательности). Однако развлекательный компонент не должен быть преобладающим.

При подготовке и проведении посещения (экскурсии) необходимо учесть следующие аспекты:

- тему (название и содержание посещения);

- цель (предполагаемый результат посещения для ее участников);

- объект (знакомство с объектом, о котором предполагается получить комплексную информацию);

- время (дата и время проведения);

- рефлексию (соотнесение полученных результатов с поставленными целями; оценка результатов) - может носить характер как устного обсуждения, так и текстовой или иной фиксации.

Посещение требует определенных компетенций от организатора и ведущего (экскурсовода). Часто подготовка посещения - это партнерская (совместная) деятельность. Рекомендуется согласовывать содержание и ход посещения с образовательной организацией, которая приводит обучающихся. Работа профессиональных экскурсоводов и наличие утвержденных программ (маршрутов) облегчает организацию экскурсий, однако не отменяет возможности вносить коррективы под конкретную группу.

Ресурсное обеспечение экскурсионного посещения (экскурсии):

- кадры, включающие организатора (одного или нескольких), ведущих (экскурсоводов);

- принимающая организация (предприятие, вуз или СПО);

- транспорт;

- средства фиксирования информации (фото, видео, записи и т.д.);

- решение вопросов безопасности (перемещение и пребывание на объекте);

- решение правовых вопросов.

Посещения образовательных организаций высшего и среднего профессионального образования также возможны в рамках экскурсий. Они предполагают знакомство обучающихся с профессиями и образовательными программами и опираются на различные ресурсы принимающих организаций.

При выборе экскурсий на промышленные предприятия рекомендуется ориентироваться в первую очередь на посещения ведущих предприятий субъектов Российской Федерации, являющихся участниками Инициативы по продвижению кадрового и технологического потенциала "Открытая промышленность", реализуемой АНО "Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов" совместно с Минпромторгом России. Обучение сотрудников предприятий основам промышленного туризма и сертификация экскурсий, учитывающая как их методологическую проработанность, так и наличие мероприятий по управлению рисками, обеспечивает качество и безопасность для обучающихся и сопровождающих педагогов. Подробная информация об инициативе размещена по ссылке: https://promtourism.online/.