Глава 3. Программа идентификации кредитной организацией, филиалом иностранного банка клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя, бенефициарного владельца
3.1. Кредитная организация, филиал иностранного банка разрабатывают программу идентификации клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя, бенефициарного владельца, в том числе с учетом требований, установленных Положением Банка России от 15 октября 2015 года N 499-П "Об идентификации кредитными организациями клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" <3> (далее - Положение Банка России N 499-П).
--------------------------------
<3> Зарегистрировано Минюстом России 4 декабря 2015 года, регистрационный N 39962, с изменениями, внесенными Указаниями Банка России от 20 июля 2016 года N 4079-У (зарегистрировано Минюстом России 10 августа 2016 года, регистрационный N 43196), от 6 июля 2020 года N 5495-У (зарегистрировано Минюстом России 5 августа 2020 года, регистрационный N 59179), от 5 октября 2021 года N 5965-У (зарегистрировано Минюстом России 9 ноября 2021 года, регистрационный N 65737), от 4 апреля 2023 года N 6397-У (зарегистрировано Минюстом России 15 мая 2023 года, регистрационный N 73303), от 28 июня 2024 года N 6792-У (зарегистрировано Минюстом России 5 августа 2024 года, регистрационный N 79011).
Кредитная организация, филиал иностранного банка могут разработать самостоятельные программы идентификации для каждой категории лиц: клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя, бенефициарного владельца.
3.2. В программу идентификации клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя, бенефициарного владельца в том числе включаются:
порядок идентификации клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя, бенефициарного владельца, в том числе особенности процедуры упрощенной идентификации, а также порядок организации работы по отказу клиенту в приеме на обслуживание в случаях, установленных пунктом 2.2 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ;
особенности проведения идентификации при установлении корреспондентских отношений с другими кредитными организациями, не являющимися иностранными банками;
особенности проведения идентификации при установлении корреспондентских отношений с иностранными банками;
особенности процедуры идентификации выгодоприобретателя, который не был идентифицирован кредитной организацией, филиалом иностранного банка до приема клиента на обслуживание в связи с информацией клиента об отсутствии выгодоприобретателя в планируемых им к совершению банковских операциях и иных сделках при принятии его на обслуживание кредитной организацией, филиалом иностранного банка;
определение мер, направленных на выявление кредитной организацией, филиалом иностранного банка среди лиц, находящихся на обслуживании или принимаемых на обслуживание, лиц, указанных в статье 7.3 Федерального закона N 115-ФЗ;
перечень мер (процедур), направленных на выявление и идентификацию кредитной организацией, филиалом иностранного банка бенефициарных владельцев клиентов, включая перечень запрашиваемых у клиента документов и информации, порядок принятия кредитной организацией, филиалом иностранного банка решения о признании физического лица бенефициарным владельцем;
основания для признания физического лица бенефициарным владельцем;
основания для признания в качестве бенефициарного владельца единоличного исполнительного органа клиента - юридического лица, иностранной структуры без образования юридического лица (при невозможности выявления бенефициарного владельца);
указание способов взаимодействия кредитной организации, филиала иностранного банка с клиентом при запросе сведений и документов, необходимых для проведения идентификации, а также особенностей взаимодействия с клиентом, который обслуживается с использованием систем дистанционного банковского обслуживания;
указание на использование кредитной организацией, филиалом иностранного банка при проведении процедуры идентификации доступных на законных основаниях источников информации (с указанием источников), в том числе использование сведений, предоставляемых органами государственной власти;
порядок проведения кредитной организацией, филиалом иностранного банка мероприятий по проверке информации о клиенте, представителе клиента, выгодоприобретателе, бенефициарном владельце;
требования к форме, содержанию и порядку заполнения анкеты (досье) клиента, оформляемой кредитной организацией, филиалом иностранного банка в целях фиксирования сведений, полученных в результате идентификации клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя, бенефициарного владельца, с указанием первоначальной даты оформления анкеты (досье);
порядок обновления сведений, содержащихся в анкете (досье), с указанием периодичности обновления сведений;
порядок обеспечения доступа сотрудников кредитной организации, филиала иностранного банка к информации, полученной при проведении идентификации;
порядок оценки степени (уровня) риска совершения клиентом подозрительных операций, основания оценки такого риска.
3.3. Кредитная организация, филиал иностранного банка на основании требований Федерального закона N 115-ФЗ и Положения Банка России N 499-П принимают решение о признании физического лица бенефициарным владельцем, в случае если физическое лицо прямо или косвенно (через третьих лиц, в том числе через юридическое лицо, нескольких юридических лиц либо группу связанных юридических лиц) владеет (имеет преобладающее участие более 25 процентов в капитале) клиентом - юридическим лицом либо физическое лицо имеет возможность контролировать действия клиента с учетом, в частности, наличия у физического лица права (возможности), в том числе на основании договора с клиентом, использовать свои полномочия с целью оказания влияния на величину дохода клиента, воздействовать на принимаемые клиентом решения об осуществлении сделок (в том числе несущих кредитный риск (о выдаче кредитов, гарантий и так далее), а также финансовых операций.
Кредитная организация, филиал иностранного банка вправе определить также иные факторы наличия у физического лица возможности контролировать действия клиента, на основании которых такое физическое лицо будет признано кредитной организацией, филиалом иностранного банка бенефициарным владельцем клиента.
3.4. Признание физического лица бенефициарным владельцем должно являться результатом анализа совокупности имеющихся у кредитной организации, филиала иностранного банка документов и (или) информации о клиенте и о таком физическом лице.
3.5. В случае если в результате принятия мер по идентификации бенефициарных владельцев бенефициарный владелец клиента - юридического лица, иностранной структуры без образования юридического лица не выявлен и бенефициарным владельцем признан единоличный исполнительный орган такого клиента, в решении кредитной организации, филиала иностранного банка о признании единоличного исполнительного органа клиента бенефициарным владельцем должны быть зафиксированы обстоятельства, обусловившие невозможность выявления бенефициарного владельца, а в анкете (досье) такого клиента должны быть зафиксированы сведения, указывающие на то, что единоличный исполнительный орган клиента признан бенефициарным владельцем по причине невозможности выявления кредитной организацией, филиалом иностранного банка бенефициарного владельца.
3.6. Сведения о результате принятых кредитной организацией, филиалом иностранного банка мер по идентификации бенефициарного владельца клиента - физического лица, а в случае выявления бенефициарного владельца клиента - физического лица также решение кредитной организации, филиала иностранного банка о признании физического лица бенефициарным владельцем такого клиента - физического лица с обоснованием принятого решения должны быть зафиксированы в анкете (досье) такого клиента.
3.7. Кредитная организация, филиал иностранного банка в анкете (досье) клиента фиксируют как информацию и (или) сведения о бенефициарном владельце (бенефициарных владельцах), представленные клиентом (представителем клиента), так и информацию и (или) сведения о бенефициарном владельце (бенефициарных владельцах) клиента, установленные кредитной организацией, филиалом иностранного банка по результатам анализа совокупности имеющихся у кредитной организации, филиала иностранного банка документов и (или) информации о клиенте, в том числе полученные ею при использовании доступных на законных основаниях источников информации.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2025
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2026 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2025 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей
- Постановление Правительства РФ N 1875