XII. Порядок работы с обращениями граждан и организаций, личный прием граждан

XII. Порядок работы с обращениями граждан и организаций,

личный прием граждан

12.1. В ФТС России подлежат обязательному рассмотрению индивидуальные и коллективные предложения, заявления или жалобы граждан и организаций (далее - обращения) по вопросам сфер деятельности ФТС России, порядка исполнения государственных функций и оказания государственных услуг, поступающие в письменной форме или в форме электронных документов с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (далее - единый портал), иной информационной системы ФТС России либо официального сайта ФТС России в сети Интернет, обеспечивающих идентификацию и (или) аутентификацию граждан (если иное не установлено Федеральным законом от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации"), или в форме устного обращения к руководителю ФТС России или уполномоченному должностному лицу во время личного приема граждан <1>.

(в ред. Приказа ФТС России от 02.07.2025 N 615)

(см. текст в предыдущей редакции)

--------------------------------

<1> Пункт 12.1 Типового регламента внутренней организации федеральных органов исполнительной власти, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2005 г. N 452.

(сноска введена Приказом ФТС России от 02.07.2025 N 615)

При необходимости государственный орган, сенатор Российской Федерации или депутат Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, направившие обращение, информируются о результатах его рассмотрения.

(в ред. Приказа ФТС России от 02.07.2025 N 615)

(см. текст в предыдущей редакции)

Положения настоящего раздела не распространяются на взаимоотношения граждан и ФТС России в процессе осуществления ФТС России государственного контроля (надзора) и предоставления государственных услуг этим гражданам в порядке, установленном актами, составляющими право Евразийского экономического союза, законодательством Российской Федерации и соответствующими административными регламентами.

Порядок предоставления гражданам информации по их запросам, в том числе информации справочного характера, устанавливается в соответствии с разделом XV настоящего регламента.

12.2. Обращения подлежат обязательной регистрации в течение 3 дней с даты поступления в ФТС России или уполномоченному должностному лицу.

(п. 12.2 в ред. Приказа ФТС России от 02.07.2025 N 615)

(см. текст в предыдущей редакции)

12.3. Поступившие в ФТС России обращения в зависимости от содержания докладываются руководителю ФТС России (заместителю руководителя ФТС России) либо направляются начальникам соответствующих структурных подразделений ФТС России.

(в ред. Приказа ФТС России от 02.07.2025 N 615)

(см. текст в предыдущей редакции)

Обращения, поступившие в ФТС России, могут направляться в течение 7 дней со дня регистрации для рассмотрения и ответа заявителю в территориальные таможенные органы, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов. О данном решении уведомляется гражданин, направивший обращение.

(в ред. Приказа ФТС России от 02.07.2025 N 615)

(см. текст в предыдущей редакции)

Обращения, содержащие обжалование решений, действий (бездействия) конкретных должностных лиц ФТС России или территориальных таможенных органов, не могут направляться этим должностным лицам (территориальным таможенным органам) для рассмотрения и (или) ответа.

(в ред. Приказа ФТС России от 02.07.2025 N 615)

(см. текст в предыдущей редакции)

Обращения, содержащие обжалование актов ФТС России, направляются соответствующим структурным подразделениям ФТС России (в том числе в Правовое управление ФТС России) для рассмотрения и подготовки ответа. В этом случае ответ заявителю дается заместителем руководителя ФТС России (в соответствии с распределением обязанностей) с информированием заявителя о принятом решении и при необходимости о порядке обжалования актов в соответствии с законодательством Российской Федерации.

(в ред. Приказа ФТС России от 02.07.2025 N 615)

(см. текст в предыдущей редакции)

Обращения, относящиеся к компетенции ФТС России, рассматриваются в течение 30 дней со дня их регистрации. В исключительных случаях, а также в случае направления ФТС России запроса о предоставлении необходимых для рассмотрения обращения документов и материалов в другие государственные органы, органы местного самоуправления (должностным лицам) срок рассмотрения обращения может быть продлен, но не более чем на 30 дней с одновременным информированием заявителя и указанием причин продления.

(в ред. Приказа ФТС России от 02.07.2025 N 615)

(см. текст в предыдущей редакции)

В случае необходимости рассмотрение обращения осуществляется по поручению руководителя ФТС России (заместителя руководителя ФТС России) с выездом на место.

(в ред. Приказа ФТС России от 02.07.2025 N 615)

(см. текст в предыдущей редакции)

12.4. В случае если в письменном обращении не указаны фамилия гражданина, направившего обращение, или почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ, или если в обращении, поступившем в форме электронного документа, не указана фамилия гражданина, направившего обращение, ответ на обращение не дается.

(в ред. Приказа ФТС России от 02.07.2025 N 615)

(см. текст в предыдущей редакции)

Если в таком обращении, а также в иных обращениях содержатся сведения о подготавливаемом, совершаемом или совершенном противоправном деянии, а также о лице, его подготавливающем, совершающем или совершившем, данные обращения докладываются руководителю ФТС России (заместителю руководителя ФТС России), затем подлежат направлению в государственный орган в соответствии с его компетенцией.

Обращение, в котором обжалуется судебное решение, в течение 7 дней со дня регистрации возвращается гражданину, направившему обращение, с разъяснением порядка обжалования данного судебного решения.

(в ред. Приказа ФТС России от 02.07.2025 N 615)

(см. текст в предыдущей редакции)

ФТС России при получении обращения, в котором содержатся нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи, вправе оставить такое обращение без ответа по существу поставленных в нем вопросов, сообщить гражданину, направившему указанное обращение, о недопустимости злоупотребления правом, а также в случае необходимости направить указанное обращение для рассмотрения в соответствующий правоохранительный орган.

(в ред. Приказа ФТС России от 02.07.2025 N 615)

(см. текст в предыдущей редакции)

В случае если текст обращения, поступившего в ФТС России, не поддается прочтению, ответ на обращение не дается и оно не подлежит направлению на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с компетенцией, о чем в течение 7 дней со дня регистрации обращения сообщается гражданину, направившему обращение, если его фамилия и почтовый адрес (адрес электронной почты) поддаются прочтению.

(в ред. Приказа ФТС России от 02.07.2025 N 615)

(см. текст в предыдущей редакции)

В случае если текст обращения не позволяет определить суть предложения, заявления или жалобы, ответ на обращение не дается и оно не подлежит направлению на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, о чем в течение 7 дней со дня регистрации обращения сообщается гражданину, направившему обращение.

(в ред. Приказа ФТС России от 02.07.2025 N 615)

(см. текст в предыдущей редакции)

В случае если в обращении содержится вопрос, на который ему неоднократно давались письменные ответы по существу в связи с ранее направляемыми обращениями, и при этом в обращении не приводятся новые доводы или обстоятельства, руководитель ФТС России (заместитель руководителя ФТС России) либо уполномоченное на то лицо вправе принять решение о безосновательности очередного обращения и прекращении переписки с гражданином по данному вопросу при условии, что указанное обращение и ранее направленные обращения направлялись в ФТС России. О данном решении уведомляется гражданин, направивший обращение.

(в ред. Приказа ФТС России от 02.07.2025 N 615)

(см. текст в предыдущей редакции)

В случае поступления в ФТС России обращения, содержащего вопрос, ответ на который размещен в соответствии с пунктом 12.11 настоящего регламента на официальном сайте ФТС России в сети Интернет, гражданину, направившему обращение, в течение 7 дней со дня регистрации обращения сообщается электронный адрес официального сайта ФТС России в сети Интернет, на котором размещен ответ на вопрос, поставленный в обращении, при этом обращение, содержащее обжалование судебного решения, не возвращается.

(в ред. Приказа ФТС России от 02.07.2025 N 615)

(см. текст в предыдущей редакции)

В случае если ответ по существу поставленного в обращении вопроса не может быть дан без разглашения сведений, составляющих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, гражданину, направившему обращение, сообщается о невозможности дать ответ по существу поставленного в нем вопроса в связи с недопустимостью разглашения указанных сведений.

(в ред. Приказа ФТС России от 02.07.2025 N 615)

(см. текст в предыдущей редакции)

12.5. Разъяснение законодательства Российской Федерации, практики его применения, а также толкование норм, терминов и понятий осуществляются ФТС России по обращениям в случаях, если на нее возложена соответствующая обязанность или это необходимо для обоснования решения, принятого по обращению.

(в ред. Приказа ФТС России от 02.07.2025 N 615)

(см. текст в предыдущей редакции)

Кроме того, в ФТС России, если законодательством Российской Федерации не установлено иное, не рассматриваются по существу обращения по проведению экспертиз договоров, а также учредительных и иных документов организаций. В указанных случаях начальники структурных подразделений ФТС России информируют об этом заявителей.

В случае если обращение содержит вопросы, решение которых не входит в компетенцию ФТС России, такие обращения направляются структурными подразделениями ФТС России в течение 7 дней со дня их регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения, за исключением случая, когда текст обращения не поддается прочтению.

(в ред. Приказа ФТС России от 02.07.2025 N 615)

(см. текст в предыдущей редакции)

12.6. В случае если решение поставленных в обращении вопросов относится к компетенции нескольких государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц, копия обращения в течение 7 дней с даты его регистрации направляется структурными подразделениями ФТС России в соответствующие органы или соответствующим должностным лицам.

(в ред. Приказа ФТС России от 02.07.2025 N 615)

(см. текст в предыдущей редакции)

ФТС России при направлении обращения на рассмотрение в другой орган государственной власти, орган местного самоуправления или соответствующему должностному лицу может в случае необходимости запрашивать в указанных органах или у должностного лица документы и материалы о результатах рассмотрения обращения.

(в ред. Приказа ФТС России от 02.07.2025 N 615)

(см. текст в предыдущей редакции)

ФТС России по направленному в установленном порядке запросу органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, рассматривающих обращение, обязана в течение 15 дней представить документы и материалы, необходимые для рассмотрения обращения, за исключением документов и материалов, в которых содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, и для которых установлен особый порядок представления.

(в ред. Приказа ФТС России от 02.07.2025 N 615)

(см. текст в предыдущей редакции)

12.7. Обращения считаются разрешенными, если рассмотрены все поставленные в них вопросы, приняты необходимые меры и даны письменные ответы либо ответы в форме электронных документов.

(п. 12.7 в ред. Приказа ФТС России от 02.07.2025 N 615)

(см. текст в предыдущей редакции)

12.8. Начальники структурных подразделений ФТС России организуют учет и анализ вопросов, содержащихся в обращениях, в том числе анализ следующих данных: количество и характер рассмотренных обращений; количество и характер решений, принятых по обращениям в пределах полномочий; количество и характер судебных споров с гражданами и организациями, а также сведения о принятых по ним судебных решениях.

(в ред. Приказа ФТС России от 02.07.2025 N 615)

(см. текст в предыдущей редакции)

Начальники структурных подразделений ФТС России подготавливают предложения, направленные на устранение недостатков, в том числе в области нормативного регулирования.

12.9. Управление делами ФТС России осуществляет регистрацию, контроль за исполнением обращений, обобщает результаты анализа обращений по итогам года и представляет проект соответствующего доклада руководителю ФТС России для последующего направления в Минфин России.

(в ред. Приказа ФТС России от 02.07.2025 N 615)

(см. текст в предыдущей редакции)

12.10. Поступившие на имя руководителя ФТС России обращения органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций, содержащие жалобы на нарушение законодательства Российской Федерации, Положения о Федеральной таможенной службе и настоящего регламента, докладываются руководителю ФТС России его заместителями, начальниками структурных подразделений ФТС России с представлением заключений структурных подразделений ФТС России, определенных руководителем (в том числе, при необходимости, Правового управления ФТС России) в 10-дневный срок.

Поступившие на имя руководителя ФТС России обращения организаций, содержащие жалобы (несогласие, неудовлетворенность и т.п.) на результаты рассмотрения ранее поступивших в ФТС России обращений этих организаций, направляются соответствующим заместителям руководителя ФТС России, начальникам структурных подразделений ФТС России для ответа.

12.11. Ответ на обращение в форме электронного документа направляется в форме электронного документа по адресу электронной почты, указанному в обращении, поступившем в ФТС России или должностному лицу в форме электронного документа, либо по адресу (уникальному идентификатору) личного кабинета гражданина на едином портале или в иной информационной системе ФТС России, обеспечивающей идентификацию и (или) аутентификацию гражданина, при использовании единого портала или иной информационной системы и в письменной форме по почтовому адресу, указанному в обращении, поступившем в ФТС России или должностному лицу в письменной форме.

(в ред. Приказа ФТС России от 02.07.2025 N 615)

(см. текст в предыдущей редакции)

Кроме того, на поступившее в ФТС России обращение, содержащее предложение, заявление или жалобу, которые затрагивают интересы неопределенного круга лиц, в частности, на обращение, в котором обжалуется судебное решение, вынесенное в отношении неопределенного круга лиц, ответ, в том числе с разъяснением порядка обжалования судебного решения, может быть размещен на официальном сайте ФТС России в сети Интернет.

(в ред. Приказа ФТС России от 02.07.2025 N 615)

(см. текст в предыдущей редакции)

Для приема обращений в форме электронных документов применяется платформа обратной связи единого портала, иная информационная система ФТС России либо официальный сайт ФТС России в сети Интернет, обеспечивающие идентификацию и (или) аутентификацию граждан.

(в ред. Приказа ФТС России от 02.07.2025 N 615)

(см. текст в предыдущей редакции)

Основанием для отказа в рассмотрении обращения в форме электронного документа, помимо оснований, указанных в пункте 12.4 настоящего регламента, также может являться:

(абзац введен Приказом ФТС России от 02.07.2025 N 615)

а) поступление дубликата уже принятого обращения в форме электронного документа;

(пп. "а" введен Приказом ФТС России от 02.07.2025 N 615)

б) невозможность рассмотрения обращения без необходимых документов (в отношении обращений, для которых установлен специальный порядок рассмотрения) <2>.

(пп. "б" введен Приказом ФТС России от 02.07.2025 N 615)

--------------------------------

<2> Пункт 12.10 Типового регламента внутренней организации федеральных органов исполнительной власти, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2005 г. N 452.

(сноска введена Приказом ФТС России от 02.07.2025 N 615)

Ответы на обращения подписываются руководителем ФТС России или уполномоченным должностным лицом.

(абзац введен Приказом ФТС России от 02.07.2025 N 615)

12.12. Личный прием граждан в ФТС России проводится руководителем ФТС России, заместителями руководителя ФТС России и начальниками структурных подразделений ФТС России.

Личный прием граждан организовывается Управлением делами ФТС России по рабочим дням в специально оборудованном помещении с соблюдением мер безопасности. Информация о месте приема, а также об установленных для приема днях и часах доводится до сведения граждан.

(п. 12.12 в ред. Приказа ФТС России от 20.09.2024 N 923)

(см. текст в предыдущей редакции)

12.13. В случае если во время личного приема граждан невозможно решение поставленных вопросов, принимается письменное обращение, которое после регистрации направляется в соответствующие структурные подразделения ФТС России на рассмотрение в установленном порядке.

В случае если поставленные гражданином во время личного приема вопросы не входят в компетенцию ФТС России, ему разъясняется порядок обращения в соответствующие органы государственной власти.

12.14. Порядок использования ФТС России платформы обратной связи единого портала для получения и обработки обращений, направляемых с использованием платформы обратной связи единого портала, и направления ответов на такие обращения определен постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2023 г. N 2334 "Об утверждении Правил использования федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" для направления гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства, объединениями граждан, в том числе юридическими лицами, обращений и сообщений в государственные органы, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения, иные организации, осуществляющие публично значимые функции, и их должностным лицам, а также для получения и обработки такими органами и организациями указанных обращений и сообщений и направления ответов на такие обращения и сообщения".

(п. 12.14 введен Приказом ФТС России от 02.07.2025 N 615)