III. Оценка эффективности финансирования, проводимая в отношении агентов
8. Оценка эффективности финансирования, проводимая в отношении агентов, включает в себя:
а) проверку соблюдения агентом установленного порядка, регламентирующего осуществление финансирования проектов (далее - порядок осуществления финансирования);
б) проверку соответствия порядка осуществления финансирования требованиям статьи 24 Федерального закона "О технологической политике в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации";
в) оценку степени достижения агентом целей и задач осуществления финансирования проектов, поставленных перед агентом на момент финансирования проектов.
9. Для целей применения настоящих Правил моментом финансирования проектов признается получение средств, направляемых на финансирование проектов, получателем.
10. При оценке эффективности финансирования проводится проверка в том числе наличия и соблюдения положений утвержденных агентом:
а) документов, определяющих стратегию, цели и задачи осуществления финансирования проектов, а также документов, определяющих результаты осуществления финансирования проектов;
б) документов, определяющих порядок осуществления финансирования, в том числе порядок и условия рассмотрения и отбора заявок на получение средств, направляемых на финансирование проектов, включая порядок проведения экспертизы заявок и мониторинга и контроля проектов развития технологий;
в) документов, обеспечивающих управление рисками при реализации проектов развития технологий с учетом требований Правил определения допустимого уровня рисков, в том числе финансовых, и базовых критериев управления ими, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 1 августа 2025 г. N 1152 "Об оценке эффективности финансирования проектов развития технологий, определении допустимого уровня рисков и базовых критериев управления ими, осуществлении мониторинга и контроля целевого использования средств, направляемых на такое финансирование проектов развития технологий, а также о требованиях к осуществлению мониторинга и контроля реализации проектов развития технологий".
11. Оценивающий орган анализирует содержание документов, указанных в подпункте "а" пункта 10 настоящих Правил, и устанавливает:
а) соответствие таких документов целям и задачам технологической политики в Российской Федерации, установленным статьей 4 Федерального закона "О технологической политике в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации";
б) измеримость целей и задач, содержащихся в таких документах;
в) возможность оценки эффективности финансирования исходя из фактических и плановых (прогнозных) сроков достижения запланированных характеристик (эффектов), экономичности и (или) результативности осуществления финансирования проектов в отношении достигнутых характеристик (эффектов), соответствующих целевым и промежуточным индикаторам и показателям агента;
г) взаимосвязь целей и задач, содержащихся в таких документах, с ключевыми показателями эффективности деятельности структурных подразделений и руководящего состава агента, системой мотивации его работников (если указанное требование применимо к агенту);
д) наличие системы оценки ответственности за недостижение поставленных целей (если указанное требование применимо к агенту).
12. Оценивающий орган анализирует содержание документов, указанных в подпункте "б" пункта 10 настоящих Правил, и устанавливает:
а) наличие внутренних процедур контроля за выполнением установленного порядка осуществления финансирования с указанием лиц, ответственных за принятие решений, и санкций за нарушение установленных процедур;
б) наличие и описание основных этапов и сроков осуществления финансирования проектов;
в) наличие процедур коллегиального принятия решений (в том числе в соответствии с установленным локальными нормативными актами агента порядком взаимодействия структурных подразделений по вопросам их компетенции) и привлечения при необходимости независимых экспертов;
г) иные обстоятельства в соответствии со статьей 24 Федерального закона "О технологической политике в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
13. Каждый показатель, относящийся к результатам деятельности агента, должен обладать свойством измеримости в абсолютных или относительных величинах.
14. Оценивающий орган при анализе содержания документов, указанных в пункте 10 настоящих Правил, определяет прозрачность реализуемых агентом внутренних процедур контроля за выполнением порядка осуществления финансирования.
15. Критерием прозрачности внутренних процедур контроля за выполнением порядка осуществления финансирования является опубликование на сайте агента в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в качестве общедоступной информации:
а) документов, относящихся к порядку осуществления финансирования в части приема, рассмотрения, отбора заявок на получение средств, направляемых на финансирование проектов, или определения проектов развития технологий в ином порядке, устанавливаемом агентом, не позднее 30 календарных дней со дня их утверждения уполномоченным органом агента или уполномоченным им должностным лицом;
б) информации о способах связи с агентом для направления сообщений (заявлений, жалоб), имеющих значение для предотвращения или пресечения нарушения порядка осуществления финансирования.
16. С учетом особо высокого риска деятельности, неопределенности рыночных и технологических перспектив конкретных проектов развития технологий и связанной с этим высокой вероятности недостижения запланированных характеристик (эффектов) экономическая, финансовая, социально-экономическая, научно-техническая и (или) технологическая обоснованность и эффективность решений уполномоченного органа агента или уполномоченного им лица, а также действий должностных лиц агента по выполнению таких решений определяются оценивающим органом с учетом положений статьи 24 Федерального закона "О технологической политике в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
17. Источниками информации о составе и значениях целевых и промежуточных индикаторов и показателей агента в том числе могут являться:
а) федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации;
б) законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, предусматривающие финансирование проектов за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации;
в) документы стратегического планирования, относящиеся к соответствующей сфере деятельности и (или) определяющие стратегию, цели и задачи осуществления финансирования проектов;
г) документы, определяющие стратегию, цели и задачи осуществления финансирования проектов;
д) документы, на основании которых предоставлены средства на финансирование проектов, источником финансового обеспечения которых являются средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
18. Критериями эффективности финансирования являются:
а) достижение запланированных характеристик (эффектов) с учетом положений статьи 24 Федерального закона "О технологической политике в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации";
б) соблюдение порядка осуществления финансирования, а также соответствие фактически достигнутых (по состоянию на период проведения контрольного мероприятия) результатов деятельности агента целевым и промежуточным индикаторам и показателям агента, установленным в документах, указанных в пункте 17 настоящих Правил.
19. Если иное не установлено документами, определяющими стратегию, цели и задачи осуществления финансирования проектов, расчет целевых и промежуточных индикаторов и показателей агента для проверки соблюдения критериев, установленных пунктом 18 настоящих Правил, осуществляется в соответствии с методикой, учитывающей особенности деятельности конкретного агента, утверждаемой уполномоченным органом агента или уполномоченным им должностным лицом.
20. Использование агентом средств, направляемых на финансирование проектов, признается эффективным в случае достижения в рамках установленного срока и (или) в рамках цели, определенной в качестве отменительного условия, интегрально и ретроспективно по совокупности инвестиционных финансовых вложений (расходов) агента, осуществленных в форме инвестиций за счет средств, направляемых на финансирование проектов, составляющих портфель проектов развития технологий, показателей возвратности инвестиций с учетом запланированных характеристик (эффектов) реализации проектов развития технологий, а по совокупности вложений (расходов), осуществленных в иных формах, - социально-экономических, научных, научно-технических, экологических и (или) иных общественно полезных характеристик (эффектов).
Интегральная оценка эффективности финансирования в отношении агента осуществляется оценивающим органом по состоянию на период проведения оценки эффективности финансирования.
21. Вывод об эффективности финансирования формируется с учетом как целевых (достигнутых или прогнозных), так и промежуточных результатов деятельности агента, а также с учетом фактического достижения целевых результатов. При этом при формировании выводов об эффективности финансирования в отношении агента не принимаются во внимание обстоятельства, возникшие после завершения участия агента в реализации проекта развития технологий.
22. В процессе оценки эффективности финансирования с учетом соблюдения положений бюджетного законодательства Российской Федерации оценивающим органом могут быть учтены в качестве дополнительных положительных результатов соответствующие целям и задачам осуществления финансирования проектов достигнутые и (или) плановые (прогнозные) эффекты, выражающиеся в том числе:
а) в создании новой и расширении существующей инфраструктуры развития технологий, в том числе инфраструктуры развития технологий хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность по реализации технологической политики в Российской Федерации;
б) в увеличении степени загрузки (использования) созданной инфраструктуры развития технологий;
в) в увеличении затрат из внебюджетных источников на проведение и (или) расширение проводимых фундаментальных и прикладных научных исследований на территории Российской Федерации, развитие и разработку технологий, финансирование производства, и (или) масштабирования, и (или) коммерциализации новых товаров (работ, услуг);
г) в увеличении результативности проводимых фундаментальных и (или) прикладных научных исследований на территории Российской Федерации, выражающейся в количестве результатов интеллектуальной деятельности, в отношении которых оформлены и поданы в установленном порядке заявки на выдачу патентов, свидетельств о государственной регистрации, а также результатов интеллектуальной деятельности, в отношении которых получены патенты (свидетельства о государственной регистрации), и иных предусмотренных гражданским законодательством Российской Федерации результатов интеллектуальной деятельности, в количестве научных публикаций в изданиях, включенных в перечень рецензируемых научных изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук, и в количестве научно-технических и опытно-конструкторских разработок;
д) в степени использования достигнутых результатов интеллектуальной деятельности в хозяйственном обороте, в том числе в увеличении доходов от реализации или коммерциализации таких результатов по мере их появления;
е) в создании новых высокопроизводительных и (или) высокотехнологичных рабочих мест на территории Российской Федерации, в том числе за счет привлечения иностранных специалистов, расширении подготовки квалифицированных кадров;
ж) в трансфере технологий как на территорию Российской Федерации, так и с территории Российской Федерации, путем получения от нерезидентов Российской Федерации, а также предоставления резидентами Российской Федерации прав на результаты интеллектуальной деятельности, в том числе прав использования таких результатов путем заключения лицензионных (сублицензионных) договоров;
з) в создании и (или) расширении производства на территории Российской Федерации и (или) экспорта высокотехнологичной продукции;
и) в увеличении объема выручки и (или) прибыльности деятельности получателей;
к) в реализации иных задач и достижении иных результатов, имеющих положительные эффекты в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, стратегией (политикой) агента.
23. Не являются признаками неэффективности сами по себе и могут считаться допустимыми действия (сделки, операции) агента:
а) по финансированию проектов в форме предоставления (выдачи) получателю займов, в том числе без обеспечения, а также конвертируемых займов;
б) по финансированию проектов в форме предоставления получателю грантов или в иной форме, не предполагающей возврат получателем предоставленных средств, в соответствии с условиями которого получатель является ответственным за соблюдение условий финансирования, а агент - за проведение текущего и (или) последующего мониторинга соблюдения получателем условий финансирования проектов;
в) по приобретению агентом опционов и ценных бумаг эмитентов, являющихся получателями;
г) по осуществлению агентом, являющимся в том числе лицом, которое осуществляет закупки товаров (работ, услуг) в соответствии с Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", закупки товаров (работ, услуг) у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), если это прямо не запрещено законодательством Российской Федерации и обосновано целесообразностью такой закупки по экономическим, научно-техническим или иным обстоятельствам, к числу которых может относиться в том числе необходимость соблюдения режима коммерческой тайны, оперативного решения задач и достижения целей, сохранения положительной репутации заказчика, использования профессионального опыта и специальных знаний единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), в том числе опыта и знаний, накопленных в ходе взаимодействия с осуществляющим закупку агентом либо с его партнерами по проектам развития технологий.
24. Оценка эффективности финансирования включает оценку качества финансового планирования производимых агентом расходов на финансирование проектов.
25. Оценка эффективности финансирования осуществляется оценивающим органом с учетом уровней готовности технологий, готовности производства, рыночной готовности и коммерциализации высокотехнологичной продукции, а также с учетом права на обоснованный риск для агента и получателя.
Оценивающий орган учитывает высокорисковый характер деятельности, неопределенность рыночных и технологических перспектив проектов развития технологий, которые могут повлечь за собой потерю финансовых и иных ресурсов, вложенных в проекты развития технологий, а также снижение стоимости активов или их полное обесценение, в частности, путем получения убытков или иного отрицательного эффекта на любой стадии осуществления деятельности агента и получателя, в том числе на любой стадии реализации конкретного проекта развития технологий или нескольких таких проектов либо после их завершения.
26. Если иное не установлено в локальном нормативном акте агента, в случае отчуждения агентом акций, доли участия в юридическом лице, реализующем проект развития технологий, и уступки агентом права требования, ранее приобретенных в результате осуществления финансирования проектов, стоимость отчуждаемых акций, доли (части доли), уступаемых прав требования признается определенной, а их цена отчуждения признается соответствующей рыночной при осуществлении такого отчуждения:
в ходе реализации ценных бумаг на бирже;
в ходе торгов, в рамках процедур несостоятельности (банкротства).
В указанных случаях привлечение независимого оценщика не требуется, за исключением случаев, прямо предусмотренных законодательством Российской Федерации.
В случае привлечения независимого оценщика оценка рыночной стоимости отчуждаемых акций, доли участия в юридическом лице, реализующем проект развития технологий, уступаемого права требования осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности и федеральными стандартами оценки.
В отдельных случаях по решению высшего органа управления агента могут учитываться международные стандарты оценки и (или) международные стандарты финансовой отчетности.
27. Прекращение проекта развития технологий, реализуемого с участием агента полностью или частично за счет средств, направляемых на финансирование проектов, либо прекращение участия агента в реализации проекта развития технологий до дня получения ожидавшихся (прогнозных) результатов такого участия само по себе не свидетельствует о том, что финансирование проектов являлось неэффективным, при наличии соответствующего заключения президиума Правительственной комиссии по модернизации экономики и инновационному развитию России.
28. Оценивающий орган учитывает опыт использования агентом в ходе осуществления им деятельности (поддержки деятельности) общепринятых и не противоречащих законодательству Российской Федерации практик:
а) применения при планировании деятельности агента основных количественных показателей эффективности и (или) иных механизмов повышения эффективности;
б) самостоятельного определения агентом направлений (статей) использования средств, полученных в качестве вознаграждения за управление инвестициями либо в качестве процентов от нахождения на расчетном счете денежных средств в результате их временного бронирования по условиям договора банковского счета с определением лимитов использования средств по отдельным статьям расходов, исключительно решениями уполномоченного органа агента или уполномоченного им лица;
в) диверсификации рисков недостижения запланированных характеристик (эффектов) при реализации проектов развития технологий, в том числе путем:
финансирования проектов агентом в отношении проектов развития технологий, близких по содержанию, научно-технической и экономической направленности, предполагающих достижение аналогичных характеристик (эффектов), но имеющих отличия в применяемых технологических решениях, реализуемых на различных рынках с различным составом участников и (или) имеющих иные особенности;
осуществления неинвестиционных финансовых вложений (расходов) в проекты и (или) программы, близкие по содержанию, научно-технической и (или) экономической направленности, предполагающие достижение аналогичных характеристик (эффектов), но имеющие отличия в применяемых технологических решениях, реализуемые на различных рынках с различным составом участников и (или) имеющие иные особенности;
г) применения агентом в своей деятельности утвержденных или одобренных к применению уполномоченными органами агента или уполномоченными им лицами подготовленных самим агентом или иными лицами типовых требований к условиям и порядку совершения сделок, условиям и порядку прекращения (исполнения, расторжения) сделок;
д) поэтапного финансирования проектов с определением уполномоченным органом агента или уполномоченным им должностным лицом либо по соглашению сторон любых сроков, последовательности и частоты совершения отдельных платежей равного или неравного между собой размера во исполнение обязательств по финансированию проектов.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2025
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2026 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2025 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей
- Постановление Правительства РФ N 1875