постановлением Правительства
Российской Федерации
от 1 августа 2025 г. N 1152
1. Настоящие Правила устанавливают порядок определения допустимого уровня рисков, в том числе финансовых, и базовых критериев управления ими.
Понятия в настоящих Правилах используются в значениях, установленных Правилами оценки эффективности финансирования проектов развития технологий, включающими особенности определения целевого характера использования средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, направляемых на финансирование проектов развития технологий, и средств, выделяемых из внебюджетных источников, возврат которых обеспечен государственными гарантиями, и применяемые при проведении такой оценки критерии, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 1 августа 2025 г. N 1152 "Об оценке эффективности финансирования проектов развития технологий, определении допустимого уровня рисков и базовых критериев управления ими, осуществлении мониторинга и контроля целевого использования средств, направляемых на такое финансирование проектов развития технологий, а также о требованиях к осуществлению мониторинга и контроля реализации проектов развития технологий".
2. Настоящие Правила не применяются к неинвестиционным финансовым вложениям (расходам) агента.
3. Настоящие Правила содержат базовые критерии оценки рисков реализации проектов развития технологий и порядок принятия агентом решения о финансировании проектов и учитывают уровень готовности разрабатываемой или разработанной технологии, перспектив коммерциализации деятельности по реализации технологической политики в Российской Федерации, объем предполагаемого финансирования проектов, а также методы и инструменты управления рисками, включая мероприятия по предупреждению рисков и процедуры внутреннего контроля.
4. При принятии решений о финансировании проектов агент проводит анализ проекта развития технологий на предмет соответствия следующим критериям:
а) соответствие уровня готовности разрабатываемой либо разработанной технологии и (или) технологического направления проекта развития технологий инвестиционной направленности и сфере деятельности агента, установленной уставом, и (или) стратегией (политикой) агента, и (или) долгосрочной программой развития агента;
б) требование эффективности, предусматривающее обеспечение агентом проведения анализа влияния принимаемого решения (включая финансовую эффективность - прогнозируемый диапазон доходности с учетом рисков, то есть с учетом угроз и возможностей, возможные диапазоны иных параметров, с учетом которых оценивается эффективность проекта развития технологий) на достижение стратегических целей и задач агента;
в) наличие положительного планового (прогнозного) эффекта для экономики Российской Федерации.
5. Целью управления рисками является обеспечение достижения целей использования средств, направляемых на финансирование проектов, в том числе путем выявления, оценки, приоритизации, управления и мониторинга рисков.
6. Агент осуществляет процедуры управления рисками в соответствии с методикой оценки рисков реализации проекта развития технологий, утверждаемой уполномоченным органом агента или уполномоченным им должностным лицом по согласованию с главным распорядителем средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации или уполномоченным Правительством Российской Федерации должностным лицом, осуществляющим координацию деятельности агента (далее - методика), в соответствии с настоящими Правилами.
Методика должна в том числе предусматривать возможность формульного порядка расчета уровня риска и учитывать показатели отчетности, представляемой получателем агенту после завершения каждого этапа реализации проекта развития технологий, а также результаты, соответствующие уровню готовности технологий, определяемому в соответствии с методикой оценки уровня готовности технологий, утверждаемой Правительством Российской Федерации в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 7 Федерального закона "О технологической политике в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Управление рисками при реализации национальных проектов по обеспечению технологического лидерства Российской Федерации осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 31 октября 2018 г. N 1288 "Об организации проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации".
7. Управление рисками основывается на следующих принципах, порядок соблюдения которых устанавливается в методике:
а) управление рисками является неотъемлемой частью деятельности агента, связанной с финансированием проектов;
б) агент придерживается баланса между расходами на управление рисками и возможными последствиями в случае их реализации;
в) управление рисками базируется на доступной информации, включая информацию за прошедшие периоды, аналитические материалы, прогнозы и прочие сведения;
г) управление рисками соответствует принципам, изложенным в международных и национальных стандартах по управлению рисками.
8. В рамках проведения оценки проектов развития технологий, претендующих на финансирование проектов, агент может проводить оценку рисков в следующих сферах:
а) команда проекта развития технологий;
б) рынок и внешние условия реализации проекта развития технологий;
в) технологическая сфера (риски разрабатываемой технологии и возможности ее доведения до успешных образцов и требуемых следующих стадий проекта развития технологий);
г) финансовые, юридические, регуляторные риски проекта развития технологий.
9. Исчерпывающий перечень рисков, оцениваемых агентом, определяется им с учетом уровня готовности технологии, разработка и (или) использование которой предусмотрены в рамках проекта развития технологий, объема и формы финансирования проектов, степени участия агента в управлении проектом развития технологий и иных особенностей и устанавливается локальным нормативным актом агента, утвержденным уполномоченным органом агента или уполномоченным им должностным лицом. Методика оценки уровня готовности технологий утверждается Правительством Российской Федерации в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 7 Федерального закона "О технологической политике в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
10. Базовыми критериями оценки рисков выступают:
а) целевой характер оценки рисков - оценка рисков осуществляется по отношению к конкретной цели проекта развития технологий;
б) временной характер оценки рисков - для проведения оценки рисков должен быть выбран конкретный прогнозный период, в котором оценивается риск (финансовый год, квартал, месяц, а также периоды реализации стратегии (политики) агента или ее отдельных этапов);
в) результатно ориентированный подход - результатом оценки рисков должна стать оценка влияния рисков на цель реализации проекта развития технологий в следующем виде:
вероятность достижения цели с учетом оцениваемых рисков;
приоритизация рисков по их влиянию на конкретную цель.
11. В рамках управления рисками агент осуществляет следующие мероприятия по предупреждению рисков:
а) идентификация и анализ рисков - выявление возможных угроз, которые могут повлиять на реализацию проекта развития технологий;
б) оценка рисков - объективное изучение вероятности влияния рисков на цели проекта развития технологий на всех этапах проекта развития технологий, в том числе на этапах принятия решения о финансировании проектов, изменении ключевых параметров реализации проекта развития технологий и (или) прекращении участия в проекте развития технологий, а также в рамках осуществления мониторинга и контроля реализации проекта развития технологий;
в) использование одного из следующих методов управления рисками (при необходимости):
уклонение от риска - отказ от совершения тех или иных действий, отказ от активов, характеризующихся высоким риском (применяется в исключительных случаях, если стоимость воздействия на риск слишком высока либо такое воздействие не приведет к снижению риска до приемлемого уровня, а также если невозможно или неэффективно осуществить перенос риска);
снижение риска - воздействие на риск путем снижения вероятности реализации риска и (или) негативных последствий в случае реализации риска;
перенос риска - передача или частичная передача риска другой стороне (например, путем заключения опционных договоров, договоров страхования, хеджирования, аутсорсинга и др.), позволяющая уменьшить негативное влияние на достижение целей агента;
принятие риска - принятие агентом решения о принятии риска и допущении возможного наступления неблагоприятных последствий риска.
12. Агент принимает решение об управлении риском проекта развития технологий в соответствии с методикой, руководствуясь следующими критериями управления риском:
а) значимость влияния риска на конкретные цели проекта развития технологий;
б) оценка требуемых ресурсов на управление риском (включая финансовые, кадровые, юридические, организационные и другие);
в) эффективность предлагаемого метода управления риском.
13. Агент в соответствии с методикой может использовать различные инструменты управления рисками, в том числе:
а) риск-сессию, в рамках которой моделируются критические ситуации, выявляются потенциальные риски и разрабатываются меры по их минимизации;
б) риск-аудит, в рамках которого на систематической основе осуществляется независимая проверка документации, связанной с реализацией проектов развития технологий, процессов управления рисками и устойчивости портфеля проектов развития технологий к угрозам;
в) планирование, в рамках которого утверждаются план мероприятий по управлению рисками и сроки их реализации, в том числе мероприятий, осуществляемых как до, так и после того, как риск реализуется;
г) определение ответственных за выполнение плана мероприятий по управлению рисками;
д) контроль, в рамках которого организуются процедуры контроля за исполнением плана мероприятий по управлению рисками;
е) иные инструменты в соответствии с национальным стандартом Российской Федерации ГОСТ Р ИСО 31000-2019 "Менеджмент риска. Принципы и руководство" (при необходимости).
14. Если иное не предусмотрено методикой, определение допустимого уровня рисков для принятия решения о финансировании проектов (продолжении финансирования проектов) осуществляется агентом на каждом этапе реализации проекта развития технологий, но не реже одного раза в отчетный квартал, в зависимости от события, которое наступит раньше.
15. Для оценки уровня риска используется шкала в диапазоне от 0 до 1, где:
а) 0 - 0,3 - низкий уровень риска (допустим без необходимости принятия дополнительных мер);
б) 0,31 - 0,6 - средний уровень риска (допустим при наличии плана мероприятий по управлению рисками);
в) 0,61 - 0,9 - высокий уровень риска (недопустим, если иное не предусмотрено методикой или заключением, указанным в пункте 17 настоящих Правил);
г) 0,91 - 1 - критический уровень риска (недопустим, если иное не предусмотрено методикой или заключением, указанным в пункте 17 настоящих Правил).
16. Методика должна предусматривать процедуру комплексной оценки уровней рисков, предусмотренных пунктом 15 настоящих Правил, которые определены в том числе с учетом результатов, соответствующих уровню готовности технологий, определяемому в соответствии с методикой оценки уровня готовности технологий, утверждаемой Правительством Российской Федерации в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 7 Федерального закона "О технологической политике в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
17. Принятие решения о финансировании проектов (продолжении финансирования проектов) в отношении проектов развития технологий на сумму свыше 5 млрд. рублей при высоком или критическом уровне риска возможно лишь при наличии заключения президиума Правительственной комиссии по модернизации экономики и инновационному развитию России о целесообразности финансирования проекта.
18. В случае возникновения после принятия решения о финансировании проектов высокого или критического уровня риска реализации проекта развития технологий, в отношении которого было принято решение о финансировании проектов на основании заключения президиума Правительственной комиссии по модернизации экономики и инновационному развитию России о целесообразности финансирования проектов, агент информирует об этом президиум Комиссии в течение 5 рабочих дней со дня выявления указанного риска с представлением плана мероприятий по снижению риска для получения заключения президиума Комиссии.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2025
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2026 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2025 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей
- Постановление Правительства РФ N 1875