Документ не вступил в силу. Подробнее см. Справку

II. Требования к пользованию маломерными судами

3. Пользование маломерными судами разрешается:

а) после их государственной регистрации в реестре маломерных судов и освидетельствования <4>, а также нанесения идентификационных номеров <5>, кроме маломерных судов, не подлежащих государственной регистрации;

--------------------------------

<4> Часть 4 статьи 20 Федерального закона N 4-ФЗ.

<5> Пункты 1 - 3 статьи 13 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации.

б) при соблюдении установленных производителем маломерного судна или указанных в судовом билете условий, норм и технических требований по пассажировместимости, грузоподъемности, предельной мощности и количеству двигателей, допустимой площади парусов, району плавания, высоте волны, при которой маломерное судно может эксплуатироваться, осадке, надводному борту, оснащению спасательными и противопожарными средствами, огнями, навигационным и другим оборудованием;

в) при условии нанесения на оба борта маломерного судна, подлежащего государственной регистрации, идентификационного номера.

4. К управлению маломерными судами, подлежащими государственной регистрации в реестре маломерных судов, допускаются лица, имеющие удостоверение на право управления маломерным судном либо документы, которые выданы иностранным государством и в соответствии с международным договором Российской Федерации или нормативным правовым актом Российской Федерации признаются в качестве документа, подтверждающего право управления маломерным судном на территории Российской Федерации <6> (далее - судоводители).

--------------------------------

<6> Пункт 1 части 2 статьи 20 Федерального закона N 4-ФЗ.

5. Для управления маломерными судами, не подлежащими государственной регистрации, наличие документов, предусмотренных пунктом 4 настоящих Правил, не требуется.

6. На водных объектах или их участках, на которые не распространяется действие Конвенции о Международных правилах предупреждения столкновений судов в море от 20 октября 1972 г. <7> (далее - МППСС-72) или Правил плавания судов по внутренним водным путям, утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 19 января 2018 г. N 19 <8> (далее - ППВВП), маневрирование маломерных судов должно осуществляться в соответствии со следующими требованиями:

--------------------------------

<7> Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами, вып. XXXIII. - М., 1979, стр. 435 - 461. Конвенция вступила в силу для СССР 15 июля 1977 г.

<8> Зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 7 марта 2018 г., регистрационный N 50283; с изменениями, внесенными приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 11 февраля 2019 г. N 50 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 28 мая 2019 г., регистрационный N 54757).

а) в случае, если два судна с механическими двигателями сближаются на противоположных курсах так, что может возникнуть опасность столкновения, каждое из них должно изменить свой курс вправо;

б) в случае, если суда следуют курсами, пересекающимися таким образом, что может возникнуть опасность столкновения, то:

маломерное судно с механическим двигателем, у которого другое судно с механическим двигателем движется с правой стороны, должно обеспечить ему возможность прохода;

маломерное судно с механическим двигателем должно обеспечить возможность прохода судну, не использующему механический двигатель, или судну, не являющемуся маломерным;

маломерное судно, не идущее под парусом, должно обеспечить возможность прохода судну, идущему под парусом;

в) в случае, если два парусных судна следуют курсами, пересекающимися таким образом, что может возникнуть опасность столкновения, то:

если суда идут разными галсами, судно, идущее левым галсом, должно уступить дорогу другому судну. В случае если лицо, осуществляющее управление маломерным судном, идущим левым галсом, не может определить, левым или правым галсом идет судно с наветренной стороны, оно должно обеспечить возможность прохода данному судну;

если оба судна идут одним и тем же галсом, то судно, находящееся на ветре, должно уступить дорогу судну, находящемуся под ветром;

г) в случае, если настоящими Правилами не предусмотрено иное, при встречном расхождении в узкостях судно, идущее вниз (от истока к устью реки), имеет преимущество по отношению к судну, идущему вверх (от устья к истоку реки).

7. Каждое судно должно всегда следовать с безопасной скоростью с тем, чтобы оно могло предпринять действия для предупреждения столкновения и могло быть остановлено в пределах расстояния, требуемого при существующих обстоятельствах и условиях <9>.

--------------------------------

<9> Пункт 120 ППВВП.

8. При движении в границах портов, пристаней, баз (сооружений) для стоянок маломерных судов, пляжей и других мест массового отдыха населения на водных объектах, около судов, занятых водолазными работами, маломерное судно должно двигаться с безопасной скоростью, исключающей волнообразование, которое может вызвать повреждение других судов, плавучих средств, гидротехнических и причальных сооружений.

9. При пользовании маломерными судами на водных объектах в спасательные жилеты должны быть одеты:

а) лица, находящиеся на гидроциклах либо на буксируемых маломерными судами средствах (в том числе водных лыжах, вейкбордах, подъемно-буксировочных системах, надувных буксируемых средствах, парусно-парашютных средствах);

б) лица, находящиеся на беспалубных маломерных судах длиной до 4 метров включительно, во время движения и (или) стоящих на якоре;

в) лица, находящиеся на открытой палубе маломерного судна либо на беспалубных маломерных судах во время шлюзования или прохождения акватории порта;

г) дети в возрасте до 12 лет, находящиеся вне судовых помещений.

10. Находящиеся на борту маломерного судна спасательные жилеты должны соответствовать размеру и массе лиц, их использующих. Спасательные жилеты при их использовании должны быть закреплены на теле пользователя способом, исключающим самопроизвольное снятие таких спасательных жилетов при падении в воду <10>.

--------------------------------

<10> Статья 19 Федерального закона N 4-ФЗ; абзац четвертый пункта 50 статьи 5 ТР ТС 026/2012, приложения N 5, N 8 к ТР ТС 026/2012.

11. При осуществлении буксировки маломерным судном буксируемых средств (в том числе водных лыж, вейкбордов, подъемно-буксировочных систем, надувных буксируемых средств, парусно-парашютных средств) кроме судоводителя на маломерном судне должно быть лицо, осуществляющее наблюдение за буксируемым средством и находящимися на нем людьми.

Лицо, осуществляющее наблюдение за буксируемым средством и находящимися на нем людьми, должно информировать судоводителя либо лицо, управляющее маломерным судном, о возникновении опасного сближения, которое может привести к столкновению буксируемого средства с берегом, гидротехническими сооружениями, другими судами и плавучими объектами, либо о падении людей с буксируемого средства, запутывании или обрыве буксирного троса (линя) в целях принятия судоводителем либо лицом, управляющим маломерным судном, соответствующих решений.

12. Пользование гидроциклами на водных объектах разрешается только в светлое время суток.

13. При плавании на маломерном судне запрещается:

а) управлять маломерным судном, подлежащим государственной регистрации, при наличии одного из следующих условий:

не зарегистрированным в реестре маломерных судов;

не прошедшим освидетельствования;

не несущим идентификационных номеров;

переоборудованным или модернизированным без проведения освидетельствования;

лицом, не имеющим права управления соответствующим типом маломерного судна в соответствующем районе плавания либо без удостоверения на право управления маломерным судном;

без судового билета;

без документов, подтверждающих право владения, пользования или распоряжения управляемым маломерным судном (в отсутствие владельца на маломерном судне);

б) управлять маломерным судном, находясь в состоянии опьянения, либо передавать управление маломерным судном лицу, не имеющему права управления или находящемуся в состоянии опьянения;

в) эксплуатировать маломерное судно с нарушением грузоподъемности, пассажировместимости, ограничений по району и условиям плавания;

г) превышать скорость движения, установленную правилами пользования маломерными судами на водных объектах на территории субъекта Российской Федерации, утверждаемыми нормативным правовым актом высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации в соответствии с частью 3 статьи 17 Федерального закона N 4-ФЗ;

д) нарушать правила маневрирования, подачи звуковых сигналов, несения огней или знаков, установленные требованиями МППСС-72, ППВВП и настоящими Правилами;

е) наносить повреждения гидротехническим сооружениям, техническим средствам обеспечения судоходства, знакам судоходной и навигационной обстановки;

ж) заходить в запретные для плавания и временно опасные для плавания районы <11> или преднамеренно останавливаться в местах, запрещенных для движения маломерных судов <12>;

--------------------------------

<11> Статья 15 Федерального закона от 31 июля 1998 г. N 155-ФЗ "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации".

<12> Пункт 8 части 2 статьи 4, пункт 1 части 4 статьи 17 Федерального закона N 4-ФЗ.

з) заходить на маломерных судах и маневрировать на акваториях пляжей и других мест массового отдыха населения на водных объектах;

и) осуществлять буксировку маломерными суднами буксируемых средств (в том числе водных лыж, вейкбордов, подъемно-буксировочных систем, надувных буксируемых средств, парусно-парашютных средств) или приближаться на маломерных судах ближе 50 метров к границе акватории, отведенной для купания, и других мест купания;

к) перевозить на маломерном судне детей в возрасте до 7 лет без сопровождения совершеннолетнего, при этом судоводитель, управляющий маломерным судном, не является таким сопровождающим;

л) швартоваться, останавливаться или становиться на якорь в пределах судового хода, у плавучих навигационных знаков, под мостами, воздушными линиями электропередач, а также у причалов, не предназначенных для посадки и высадки пассажиров;

м) маневрировать на судовом ходу (фарватере) либо в акватории порта, создавая своими действиями помехи транспортным и техническим судам морского и речного флота;

н) устанавливать на маломерное судно двигатели, в том числе подвесные, с превышением допустимой мощности, установленной производителем, как подлежащее, так и не подлежащее государственной регистрации;

о) использовать маломерное судно в противоправных действиях, в том числе в целях браконьерства;

п) осуществлять пересадку людей с одного маломерного судна на другое во время движения;

р) осуществлять заправку топливом без соблюдения мер пожарной и экологической безопасности;

с) выходить на судовой ход <13> при видимости, составляющей менее 1 километра;

--------------------------------

<13> Абзац двадцать второй статьи 3 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации.

т) осуществлять расхождение и обгон судов в зоне работающих дноуглубительных, дноочистительных и землесосных снарядов, а также в подходных каналах, при подходе к шлюзам;

у) двигаться в тумане или в других опасных природных явлениях <14> при ограниченной (менее 1 км) видимости, за исключением маломерных судов, использующих радиолокационное оборудование;

--------------------------------

<14> Абзац двадцать третий статьи 1 Федерального закона от 19 июля 1998 г. N 113-ФЗ "О гидрометеорологической службе".

ф) создавать угрозу безопасности пассажиров при посадке на суда, в пути следования и при высадке их с судов;

х) пользоваться маломерным судном в темное время суток при отсутствии, неисправности или несоответствии огней требованиям, установленным МППСС-72 и ППВВП;

ц) выбрасывать за борт отходы производства и потребления <15>, допускать загрязнение водных объектов нефтепродуктами;

--------------------------------

<15> Абзац второй пункта 1 статьи 1 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".

14. Запрещается эксплуатация маломерных судов при наличии одной из следующих неисправностей <16>:

--------------------------------

<16> Пункты 45, 56 ТР ТС 045/2012.

а) наличие свищей, пробоин набора и обшивки корпуса (независимо от местонахождения), повреждений набора корпуса или отсутствие его элементов, предусмотренных конструкцией маломерного судна;

б) отсутствие или разгерметизация предусмотренных конструкцией маломерного судна гермоотсеков и воздушных ящиков, блоков плавучести;

в) не обеспечен полный угол перекладки руля (35 градусов на каждый борт), затруднено вращение рулевого штурвала;

г) повреждение пера руля или деталей рулевого привода (направляющие блоки, опорные подшипники, натяжные талрепы, штуртросовая передача), наличие разрывов каболок штуртроса;

д) отсутствие предусмотренных конструкцией деталей крепления рулевого привода (гайки, шплинты, контргайки);

е) утечка топлива из баков, шлангов системы питания;

ж) наличие вибрации двигателя, подвесного мотора, превышающей допустимые эксплуатационной документацией значения;

з) повреждение системы дистанционного управления двигателем, реверс-редуктором;

и) якорные устройства и швартовное оборудование (в том числе кнехты, утки, роульсы, клюзы, киповые планки) не обеспечивают удержание маломерного судна при его стоянке, причаливании и шлюзовании.

15. Кроме случаев, установленных пунктом 14 настоящих Правил, эксплуатация маломерных судов запрещается при:

а) несоответствии нормам комплектации и оборудования маломерного судна, установленным ТР ТС 026/2012;

б) отсутствии индивидуальных спасательных средств по количеству лиц, находящихся на борту, или их неисправность.