Указания по заполнению формы федерального статистического наблюдения

Указания

по заполнению формы федерального статистического

наблюдения <1>

--------------------------------

<1> На территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской и Херсонской областей на переходный период состав ООПТ федерального, регионального и местного значения определяется с учетом положений пункта 2 статьи 4 Федерального конституционного закона: от 4 октября 2022 г. N 5-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Донецкой Народной Республики и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта - Донецкой Народной Республики", от 4 октября 2022 г. N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Луганской Народной Республики и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта - Луганской Народной Республики", от 4 октября 2022 г. N 7-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Запорожской области и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта - Запорожской области", от 4 октября 2022 г. N 8-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Херсонской области и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта - Херсонской области".

1. Первичные статистические данные (далее - данные) по форме федерального статистического наблюдения N 1-ООПТ "Сведения об особо охраняемых природных территориях" (далее - форма) предоставляют юридические лица, осуществляющие управление особо охраняемыми природными территориями (далее - ООПТ) федерального значения, федеральные органы исполнительной власти, в ведении которых находятся ООПТ федерального значения, исполнительные органы субъектов Российской Федерации, в ведении которых находятся ООПТ регионального значения, исполнительные органы субъектов Российской Федерации, уполномоченные на ведение кадастра ООПТ регионального и местного значения (далее - респонденты).

В части ООПТ федерального значения данные по форме предоставляют:

федеральные органы исполнительной власти - в отношении находящихся в их ведении ООПТ федерального значения, не находящихся под управлением подведомственных им федеральных государственных бюджетных учреждений, государственных научных организаций или государственных образовательных организаций высшего образования, а также в части ООПТ федерального значения, по которым осуществление полномочий федеральных органов исполнительной власти в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий переданы исполнительным органам субъектов Российской Федерации в соответствии со статьей 2.1 Федерального закона от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" (далее - Закон об ООПТ), постановлением Правительства Российской Федерации от 6 декабря 2023 г. N 2066 "О передаче уполномоченному исполнительному органу г. Москвы осуществления отдельных полномочий Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации в области организации, функционирования, охраны и использования части территории национального парка "Лосиный остров" и его охранной зоны, расположенных в границах г. Москвы", постановлением Правительства Москвы от 22 декабря 2023 г. N 2665-ПП "Об осуществлении переданных отдельных полномочий Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации в области организации, функционирования, охраны и использования части территории национального парка "Лосиный остров" и его охранной зоны, расположенных в границах города Москвы" (далее - Постановление N 2066, Постановление N 2665-ПП) и иных аналогичных нормативных правовых актов;

Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации за памятники природы федерального значения (кроме памятников природы, переданных под охрану);

федеральные государственные бюджетные учреждения, осуществляющие управление государственными природными заповедниками (в том числе биосферными заповедниками), национальными парками (включая национальный парк Госкомплекс "Завидово"), государственными природными заказниками федерального значения;

федеральные государственные бюджетные учреждения, на которые возложены охрана территории государственных природных заказников федерального значения, государственный надзор в области охраны и использования территории заказников, а также мероприятия по сохранению биологического разнообразия и поддержанию в естественном состоянии природных комплексов и объектов на территории заказников;

юридические лица, которым памятники природы федерального значения и их территории переданы под охрану (кроме памятников природы федерального значения, обязательство по охране территории которых возложены на органы местного самоуправления);

исполнительные органы субъектов Российской Федерации (в части памятников природы федерального значения, обязательство по охране территории которых возложены на органы местного самоуправления в соответствующем субъекте Российской Федерации);

государственные научные организации и государственные образовательные организации высшего образования (их филиалы), осуществляющие управление дендрологическими парками и ботаническими садами федерального значения, а также выполнение задач, возложенных на ООПТ.

Если ООПТ федерального значения не была передана в отчетном периоде под управление юридическому лицу, то данные о такой территории предоставляет федеральный орган исполнительной власти, в ведении которого она находится.

Если в результате реорганизации подведомственных Минприроды России учреждений, осуществлявших управление ООПТ федерального значения, присоединяемое юридическое лицо прекратило свою деятельность, то юридическое лицо, к которому перешли его права и обязанности, предоставляет данные по форме за все ООПТ федерального значения, находящиеся под его управлением (включая переданные ему) в установленном порядке.

Если ООПТ федерального значения расположена с юридическим лицом, под чьим управлением она находится, в разных субъектах Российской Федерации, то данные о ней также предоставляются респондентом только по месту своего нахождения (или по месту фактического осуществления им деятельности), а не по месту расположения ООПТ.

Если ООПТ федерального значения, переданная под управление юридическому лицу, расположена на территории нескольких субъектов Российской Федерации, то данные по форме предоставляются респондентом по месту фактического осуществления им деятельности за все участки в одной форме.

В части ООПТ регионального значения данные по форме предоставляют исполнительные органы субъектов Российской Федерации, в ведении которых находятся ООПТ регионального значения.

В части ООПТ местного значения данные по форме предоставляют исполнительные органы субъектов Российской Федерации, уполномоченные на ведение кадастра ООПТ регионального и местного значения.

2. Руководитель юридического лица назначает должностных лиц, уполномоченных предоставлять данные от имени юридического лица.

Периодичность предоставления: ежегодно в срок с 1-го рабочего дня по 25 января после отчетного периода.

3. В адресной части указывается полное наименование отчитывающейся организации в соответствии с учредительными документами, зарегистрированными в установленном порядке, а затем в скобках - краткое наименование. На бланке формы, содержащей данные по обособленному подразделению <2> юридического лица, указывается наименование обособленного подразделения и юридического лица, к которому оно относится.

--------------------------------

<2> Обособленное подразделение организации - любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца (пункт 2 статьи 11 Налогового кодекса Российской Федерации).

По строке "Почтовый адрес" указывается наименование субъекта Российской Федерации, юридический адрес с почтовым индексом, указанный в ЕГРЮЛ; либо адрес, по которому юридическое лицо фактически осуществляет свою деятельность, если он не совпадает с юридическим адресом. Для обособленных подразделений указывается почтовый адрес с почтовым индексом.

В кодовой части титульного листа формы на основании Уведомления о присвоении кода ОКПО (идентификационного номера), размещенного на сайте системы сбора отчетности Росстата в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: https://websbor.rosstat.gov.ru/online/info отчитывающаяся организация проставляет:

код по Общероссийскому классификатору предприятий и организаций (ОКПО) - для юридического лица, не имеющего обособленных подразделений;

идентификационный номер - для территориально обособленного подразделения юридического лица и для головного подразделения юридического лица.

При наличии у юридического лица обособленных подразделений, осуществляющих управление участками ООПТ федерального значения, непосредственно обособленными подразделениями данные по соответствующему участку не предоставляются во избежание дублирования.

При наличии у юридического лица обособленных подразделений, осуществляющих деятельность за пределами Российской Федерации, данные по ним в настоящую форму не включаются.

Данные по форме предоставляются в территориальные органы Росстата по месту фактического осуществления деятельности юридического лица (обособленного подразделения).

Организации, в отношении которых в соответствии с Федеральным законом от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) введены процедуры, применяемые в деле о банкротстве, предоставляют данные по указанной форме до завершения в соответствии со статьей 149 Закона о банкротстве конкурсного производства и внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации должника.

При реорганизации юридического лица юридическое лицо, являющееся правопреемником, с момента своего создания должно предоставлять данные по форме (включая данные реорганизованного юридического лица) в срок, указанный на бланке формы за период с начала отчетного года, в котором произошла реорганизация.

Данные по форме предоставляются в территориальные органы Росстата только при наличии наблюдаемого явления. В случае отсутствия явления данные по форме в территориальные органы Росстата не предоставляются.

При предоставлении данных по форме должна быть обеспечена их полнота и достоверность.

4. Источником формирования данных по форме являются первичные учетные документы, определенные руководителем экономического субъекта по предоставлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета, решения Президента Российской Федерации о создании, расширении территории ООПТ федерального значения категории "национальный парк", Правительства Российской Федерации о создании, переименовании, расширении территории, преобразовании, упразднении ООПТ федерального значения, о ведомственной подчиненности ООПТ федерального значения, о создании федеральных государственных бюджетных учреждений, государственных научных организаций или государственных образовательных организаций высшего образования, под управление которых передаются ООПТ федерального значения, положения о федеральных государственных бюджетных учреждениях, государственных научных организациях или государственных образовательных организациях высшего образования, под управление которых переданы ООПТ федерального значения; решения высших исполнительных органов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления о создании, переименовании, расширении территории, преобразовании, упразднении соответственно ООПТ регионального значения и ООПТ местного значения, положения об ООПТ, решения федеральных органов исполнительной власти, в ведении которых находятся ООПТ федерального значения, о передаче их под управление подведомственных им федеральных государственных бюджетных учреждений, государственных научных организаций или государственных образовательных организаций высшего образования; данные кадастров ООПТ, соглашения об осуществлении рекреационной деятельности в национальном парке с юридическим лицом (индивидуальным предпринимателем), гражданско-правовой договор (контракт) с юридическим лицом, осуществляющим туроператорскую деятельность, юридическим лицом (физическим лицом); другие первичные учетные документы, определенные руководителем экономического субъекта по предоставлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета. Все показатели формы приводятся в целых числах, за исключением данных о площадях ООПТ и затратах на их содержание, которые указываются с одним десятичным знаком; при отсутствии явления ячейка не заполняется.

Значения понятий настоящих Указаний приведены исключительно в целях предоставления данных по форме.

ООПТ - участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, объекты растительного и животного мира, естественные экологические системы, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны. ООПТ относятся к объектам общенационального достояния.

В границах государственных природных заповедников природная среда сохраняется в естественном состоянии и полностью запрещается экономическая и иная деятельность, за исключением случаев, предусмотренных Законом об ООПТ. Статус государственных природных биосферных заповедников имеют государственные природные заповедники, которые входят в международную сеть биосферных резерватов.

В границах национальных парков выделяются зоны, в которых природная среда сохраняется в естественном состоянии и запрещается осуществление любой не предусмотренной Законом об ООПТ деятельности, и зоны, в которых ограничивается экономическая и иная деятельность, которая противоречит целям и задачам национального парка.

Государственными природными заказниками являются территории (акватории), имеющие особое значение для сохранения или восстановления природных комплексов или их компонентов и поддержания экологического баланса. Государственные природные заказники могут иметь различный профиль, в том числе быть:

а) комплексными (ландшафтными), предназначенными для сохранения и восстановления природных комплексов (природных ландшафтов);

б) биологическими (ботаническими и зоологическими), предназначенными для сохранения и восстановления редких и исчезающих видов растений и животных, в том числе ценных видов в хозяйственном, научном и культурном отношениях;

в) палеонтологическими, предназначенными для сохранения ископаемых объектов;

г) гидрологическими (болотными, озерными, речными, морскими), предназначенными для сохранения и восстановления ценных водных объектов и экологических систем;

д) геологическими, предназначенными для сохранения ценных объектов и комплексов неживой природы.

Государственные природные заказники не могут располагаться на территориях государственных природных заповедников и национальных парков.

Памятники природы - уникальные, невосполнимые, ценные в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношениях природные комплексы, а также объекты естественного и искусственного происхождения.

Дендрологические парки и ботанические сады являются ООПТ, созданными для формирования специальных коллекций растений в целях сохранения растительного мира и его разнообразия.

Природные парки являются ООПТ регионального значения, в границах которых выделяются зоны, имеющие экологическое, культурное или рекреационное назначение, и соответственно этому устанавливаются запреты.

Законами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться и иные категории ООПТ регионального и местного значения.

Государственные природные заповедники и национальные парки относятся к ООПТ федерального значения. Государственные природные заказники, памятники природы, дендрологические парки и ботанические сады могут быть отнесены к ООПТ федерального значения или ООПТ регионального значения. Природные парки относятся к ООПТ регионального значения.