4.2. Требования к поперечной статической устойчивости транспортного средства при испытаниях при опрокидывании на стенде для транспортных средств категорий M, N, O

4.2. Требования к поперечной статической устойчивости транспортного средства при испытаниях при опрокидывании на стенде для транспортных средств категорий M, N, O (применительно к категории M1 - только для транспортных средств категории G только в отношении подпункта 4.2.1, применительно к категориям M2 и M3 - только до вступления в силу Правил ООН N 107. К полуприцепам требования применяются при нахождении их в составе автопоезда).

(в ред. решения Совета Евразийской экономической комиссии от 16.02.2018 N 29)

(см. текст в предыдущей редакции)

4.2.1. Под углом статической устойчивости Рисунок 8 понимается угол наклона опорной поверхности Рисунок 9 опрокидывающей платформы относительно горизонтальной плоскости, при котором произошел отрыв всех колес одной стороны одиночного транспортного средства или всех колес одной стороны одного из звеньев седельного автопоезда от опорной поверхности платформы. Величина угла Рисунок 10, полученная в результате испытаний, должна быть не менее нормативного значения Рисунок 11, зависящего от коэффициента qs поперечной устойчивости транспортного средства и определяемого по следующим формулам:

Рисунок 12, градус, при 0,55 Рисунок 13 qs Рисунок 14 1,0 (4.1)

Рисунок 15, градус, при qs > 1,0 (4.2)

Рисунок 16, при qs < 0,55 (4.3)

4.2.2. Под углом крена подрессоренных масс Рисунок 17 понимается угол между опорной поверхностью опрокидывающей платформы и поперечной осью подрессоренных масс, проходящей через центр масс транспортного средства, полученный в результате наклона транспортного средства на опрокидывающей платформе.

Угол крена подрессоренных масс Рисунок 18 определяют при угле наклона платформы, при котором происходит отрыв всех колес одной стороны одиночного транспортного средства или всех колес одного из звеньев автопоезда от опорной поверхности. Максимально допустимое значение угла Рисунок 19 в центре масс транспортного средства, полученное в результате испытаний, не должно превышать значений Рисунок 20, зависящих от коэффициента поперечной устойчивости qs и определяемых по следующим формулам:

Рисунок 21, градус, при qs Рисунок 22 1,0 (4.4)

Рисунок 23 градуса, при qs > 1,0 (4.5)

Примечания:

1. Коэффициент поперечной устойчивости, qs, определяют по формуле:

Рисунок 24, (4.6)

где:

b - колея, приведенная к поперечному сечению транспортного средства в плоскости, проходящей через его центр масс (см. рис. 4.1), мм;

h - высота центра масс над опорной поверхностью, мм.

Величина колеи полуприцепа вычисляется как среднее между серединами наружных колес задней оси (тележки) тягача и серединами наружных колес оси (тележки) полуприцепа.

2. Высоту центра масс определяют по формуле:

Рисунок 25, (4.7)

где:

hкп - высота оси крена над опорной поверхностью в поперечном сечении, проходящем через центр масс, мм;

Рисунок 26 - боковое смещение центра масс, определяемое по результатам замеров боковой деформации шин, мм;

Рисунок 27 - угол наклона опорной поверхности при опрокидывании транспортного средства;

Рисунок 28 - угол крена подрессоренных масс.

При отсутствии точных данных величина hкп может быть принята равной статическому радиусу колеса транспортного средства.

Рисунок 29

Рисунок 4.1. Схемы определения величины приведенной

колеи "b"