Документ не вступил в силу. Подробнее см. Справку

Статья 2

Внести в Федеральный закон от 3 апреля 1995 года N 40-ФЗ "О федеральной службе безопасности" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 15, ст. 1269; 2000, N 1, ст. 9; 2002, N 30, ст. 3033; 2003, N 2, ст. 156; N 27, ст. 2700; 2005, N 10, ст. 763; 2006, N 17, ст. 1779; N 31, ст. 3452; 2007, N 31, ст. 4008; 2008, N 52, ст. 6235; 2010, N 31, ст. 4207; N 42, ст. 5297; 2011, N 1, ст. 32; N 29, ст. 4282; N 50, ст. 7366; 2013, N 19, ст. 2324; N 27, ст. 3477; N 48, ст. 6165; N 51, ст. 6689; 2014, N 19, ст. 2335; N 52, ст. 7557; 2016, N 1, ст. 88; N 27, ст. 4160, 4238; N 28, ст. 4558; 2018, N 11, ст. 1591; 2019, N 49, ст. 6963; 2022, N 45, ст. 7672; 2023, N 1, ст. 85; N 32, ст. 6172; 2024, N 33, ст. 4945; 2025, N 9, ст. 852; N 14, ст. 1574) следующие изменения:

1) абзац седьмой части первой статьи 2 после слов "авиационные подразделения," дополнить словами "следственные изоляторы,";

2) статью 12 дополнить пунктом "у" следующего содержания:

"у) осуществлять охрану следственных изоляторов органов федеральной службы безопасности в порядке, определяемом руководителем федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности, исполнять наказание в виде лишения свободы в отношении осужденных, оставленных в следственных изоляторах органов федеральной службы безопасности для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию, осуществлять медико-санитарное обеспечение и обязательное лечение лиц, содержащихся в следственных изоляторах органов федеральной службы безопасности.";

3) в части первой статьи 13:

а) пункт "г" дополнить словами ", иметь и использовать в соответствии с законодательством Российской Федерации следственные изоляторы";

б) дополнить пунктом "г.3" следующего содержания:

"г.3) объявлять лицам, находящимся на территориях следственных изоляторов органов федеральной службы безопасности, а также на прилегающих к ним территориях, на которых установлены режимные требования, обязательное для исполнения официальное предостережение о недопустимости действий, создающих условия для совершения преступлений и административных правонарушений, либо недопустимости продолжения антиобщественного поведения;";

в) дополнить пунктом "п.1" следующего содержания:

"п.1) осуществлять доставление и конвоирование подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, осужденных для участия в процессуальных действиях, судебном разбирательстве и охрану указанных лиц во время производства процессуальных действий в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности. Органам федеральной службы безопасности при конвоировании предоставляются права, предусмотренные статьей 14.1 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 года N 5473-I "Об учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы Российской Федерации";";

4) статью 13.1 изложить в следующей редакции:

"Статья 13.1. Применение органами федеральной службы безопасности мер профилактики

К мерам профилактики, применяемым органами федеральной службы безопасности, относятся внесение представления об устранении причин и условий, способствующих реализации угроз безопасности Российской Федерации, объявление официального предостережения о недопустимости действий, создающих условия для совершения преступлений, дознание и предварительное следствие по которым отнесены законодательством Российской Федерации к ведению органов федеральной службы безопасности, и объявление лицам, находящимся на территориях следственных изоляторов органов федеральной службы безопасности, а также на прилегающих к ним территориях, на которых установлены режимные требования, официального предостережения о недопустимости действий, создающих условия для совершения преступлений и административных правонарушений, либо недопустимости продолжения антиобщественного поведения.

При наличии достаточных данных, выявленных в процессе оперативно-служебной деятельности органов федеральной службы безопасности и указывающих на наличие причин и условий, способствующих реализации угроз безопасности Российской Федерации, органами федеральной службы безопасности вносятся в соответствующие государственные органы, администрации предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности, а также в общественные объединения обязательные для исполнения представления об устранении причин и условий, способствующих реализации угроз безопасности Российской Федерации.

В целях предупреждения совершения преступлений, дознание и предварительное следствие по которым отнесены законодательством Российской Федерации к ведению органов федеральной службы безопасности, при наличии достаточных и предварительно подтвержденных сведений о действиях физического лица, создающих условия для совершения таких преступлений, и при отсутствии оснований для его привлечения к уголовной ответственности органы федеральной службы безопасности, предварительно уведомив об этом прокурора, могут объявлять этому лицу обязательное для исполнения официальное предостережение о недопустимости действий, создающих условия для совершения таких преступлений.

Руководитель органа федеральной службы безопасности или его заместитель, уполномоченные объявлять официальное предостережение о недопустимости действий, создающих условия для совершения преступлений, дознание и предварительное следствие по которым отнесены законодательством Российской Федерации к ведению органов федеральной службы безопасности, в течение десяти дней после проверки полученных сведений о совершении физическим лицом указанных действий принимает решение об объявлении данному лицу такого официального предостережения. Не позднее чем через пять дней со дня принятия указанного решения такое официальное предостережение направляется (вручается) физическому лицу.

Порядок внесения представления об устранении причин и условий, способствующих реализации угроз безопасности Российской Федерации, порядок объявления официального предостережения о недопустимости действий, создающих условия для совершения преступлений, дознание и предварительное следствие по которым отнесены законодательством Российской Федерации к ведению органов федеральной службы безопасности, включая порядок его направления (вручения), форма такого официального предостережения, а также перечни категорий руководителей органов федеральной службы безопасности и их заместителей, уполномоченных вносить представление и объявлять такое официальное предостережение, устанавливаются нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности.

Сотрудники органов федеральной службы безопасности для исполнения возложенных на них обязанностей имеют право объявлять лицам, находящимся на территориях следственных изоляторов органов федеральной службы безопасности, а также на прилегающих к ним территориях, на которых установлены режимные требования, обязательное для исполнения официальное предостережение о недопустимости действий, создающих условия для совершения преступлений и административных правонарушений, либо недопустимости продолжения антиобщественного поведения. Порядок объявления такого официального предостережения, включая порядок его направления (вручения), его форму, а также перечни категорий должностных лиц, уполномоченных объявлять такое официальное предостережение, устанавливаются нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности.

Представление об устранении причин и условий, способствующих реализации угроз безопасности Российской Федерации, официальное предостережение о недопустимости действий, создающих условия для совершения преступлений, дознание и предварительное следствие по которым отнесены законодательством Российской Федерации к ведению органов федеральной службы безопасности, и официальное предостережение о недопустимости действий, создающих условия для совершения преступлений и административных правонарушений, либо недопустимости продолжения антиобщественного поведения могут быть обжалованы в суд и органы, указанные в статье 6 настоящего Федерального закона.";

5) в части первой статьи 14.3:

а) пункт "в" после слова "заложников," дополнить словами "насильственно удерживаемых лиц,";

б) пункт "ж" изложить в следующей редакции:

"ж) для пресечения побега из мест принудительного содержания подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, осужденных либо при конвоировании, охране или сопровождении указанных лиц, а также для пресечения попытки их насильственного освобождения.";

6) в части первой статьи 14.5:

а) пункт "е" изложить в следующей редакции:

"е) для доставления в служебные помещения органов федеральной службы безопасности, других государственных органов лиц, совершивших преступления или административные правонарушения, для конвоирования, охраны или сопровождения задержанных лиц, лиц, заключенных под стражу, и осужденных, если они своим поведением дают основание полагать, что намерены совершить побег либо причинить вред окружающим или себе, в случае оказания ими сопротивления военнослужащему органов федеральной службы безопасности, для задержания лиц, совершивших побег из-под стражи, пресечения их побега, а также для пресечения попытки насильственного освобождения указанных лиц из-под охраны при конвоировании;";

б) пункт "з" после слов "массовых беспорядков" дополнить словами ", групповых нарушений, дезорганизующих деятельность изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых пограничных органов и следственных изоляторов органов федеральной службы безопасности,";

7) статью 15 изложить в следующей редакции:

"Статья 15. Взаимодействие с российскими и иностранными учреждениями

Органы федеральной службы безопасности осуществляют свою деятельность во взаимодействии с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, предприятиями, учреждениями и организациями независимо от форм собственности.

Органы федеральной службы безопасности могут использовать возможности других сил обеспечения безопасности Российской Федерации в порядке, установленном федеральными законами и нормативными актами Президента Российской Федерации.

Государственные органы, а также предприятия, учреждения и организации обязаны оказывать содействие органам федеральной службы безопасности в осуществлении ими возложенных на них обязанностей.

Федеральный орган исполнительной власти в области обеспечения безопасности осуществляет взаимодействие с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных, по вопросам организации деятельности следственных изоляторов органов федеральной службы безопасности. Порядок взаимодействия указанных органов определяется федеральным законодательством и заключаемыми на его основе соглашениями между ними и (или) совместными нормативными правовыми актами.

Федеральный орган исполнительной власти, к компетенции которого относятся вопросы организации специальных железнодорожных перевозок лиц, заключенных под стражу, и осужденных, разрабатывает совместно с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности проект расписания движения специальных вагонов, включенных в состав пассажирских и почтово-багажных поездов, для специальных железнодорожных перевозок содержащихся в следственных изоляторах органов федеральной службы безопасности лиц, заключенных под стражу, и осужденных.

Перевозчики, осуществляющие перевозки железнодорожным транспортом общего пользования, заключают с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности договоры о специальных железнодорожных перевозках содержащихся в следственных изоляторах органов федеральной службы безопасности лиц, заключенных под стражу, и осужденных, в которых предусматривается выделение мест на железнодорожных станциях для посадки в специальные вагоны и высадки из них этих лиц. Владельцы инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования в соответствии с договорами, заключенными с указанными перевозчиками, на основании сводного графика движения поездов выделяют места на железнодорожных станциях для посадки в специальные вагоны и высадки из них лиц, заключенных под стражу, и осужденных.

Федеральные органы исполнительной власти, в ведении которых находится транспорт, оказывают содействие органам федеральной службы безопасности в предоставлении им плавучих средств (судов) и воздушных судов для перевозки содержащихся в следственных изоляторах органов федеральной службы безопасности лиц, заключенных под стражу, и осужденных.

Федеральный орган исполнительной власти в области обеспечения безопасности вправе получать на безвозмездной основе от государственных органов и государственных внебюджетных фондов необходимые для выполнения возложенных на него обязанностей информационные системы и (или) базы данных, в том числе путем получения возможности удаленного доступа к ним, за исключением случаев, если федеральными законами установлен запрет на передачу таких систем и (или) баз данных органам федеральной службы безопасности.

Физические и юридические лица в Российской Федерации, предоставляющие услуги почтовой связи, электросвязи всех видов, в том числе систем телекодовой, конфиденциальной, спутниковой связи, обязаны по требованию органов федеральной службы безопасности включать в состав аппаратных средств дополнительные оборудование и программные средства, а также создавать другие условия, необходимые для проведения оперативно-технических мероприятий органами федеральной службы безопасности.

В целях решения задач обеспечения безопасности Российской Федерации военнослужащие органов федеральной службы безопасности могут быть прикомандированы к государственным органам, предприятиям, учреждениям и организациям независимо от форм собственности с согласия их руководителей в порядке, установленном Президентом Российской Федерации, с оставлением их на военной службе.

Взаимодействие органов федеральной службы безопасности со специальными службами, с правоохранительными органами и иными организациями иностранных государств устанавливается на основании международных договоров Российской Федерации.";

8) дополнить статьей 16.5 следующего содержания:

"Статья 16.5. Выполнение работ по хозяйственному обслуживанию следственных изоляторов органов федеральной службы безопасности

Работы по хозяйственному обслуживанию следственных изоляторов органов федеральной службы безопасности выполняются работниками этих следственных изоляторов, а также осужденными.

Численность работников этих следственных изоляторов, выполняющих работы по их хозяйственному обслуживанию, определяется на основании нормативов, утверждаемых федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности, и в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете федеральному органу исполнительной власти в области обеспечения безопасности.

Осужденные привлекаются к выполнению работ по хозяйственному обслуживанию следственных изоляторов органов федеральной службы безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации.".