Особенности изучения "Окружающего мира" в сентябре-октябре

Выше было отмечено, что корректировка процесса изучения учебного предмета "Окружающий мир" в адаптационный период идет за счет уменьшения недельной нагрузки до 1 часа. Но специфика этого предмета позволяет компенсировать программное содержание формами детской деятельности, которые проводятся вне учебного расписания во внеурочное время.

Предмет "Окружающий мир" совпадает с потребностями детей этого возраста расширять свое взаимодействие с миром вокруг: общаться с объектами природы, людьми, участвовать в жизни общества. Поэтому существенное место в школьной жизни ребенка могут занимать формы чувственного познания. Во внеучебное время кратковременные занятия целесообразно проводить не в помещении школы, а в ближайшем природном и социальном окружении. Например, знакомство с осенними изменениями в природе, которое приходится на сентябрь-октябрь, целесообразно проводить в парке, сквере, на водоеме (занятия-наблюдения, целевые прогулки, экскурсии). При участии родителей можно провести экскурсии на социальные объекты (теплица, краеведческий музей, дом-музей известного писателя, исторические памятники населенного пункта, кондитерская фабрика, стадион и др. в соответствии с особенностями родного края).

Во внеурочное время учитель организует "час знакомства с книгой", когда он сам читает первоклассникам художественные произведения о природе, о труде людей, о родной стране.

С интересом относятся первоклассники к занятиям, где учитель проводит демонстрационные опыты, мини-эксперименты: определение свойств жидких и твердых тел; особенности движения тел; развитие объекта природы "от семени до семени", условие жизни объекта фауны (движение, питание, особенности поведения) и др.

Особое место в адаптационный период должны занимать дидактические и ролевые игры, которые проводятся с четким сохранением структуры игровой деятельности. Так, дидактическая игра имеет следующие компоненты: цель (кто и при каких условиях становится победителем); игровое правило (если.., то...) и игровое действие (сигнал к началу игры). Ролевая игра предусматривает три компонента: воображаемая ситуация ("представь, что ты выполняешь вот такую роль."), роли (соответственно игровой цели), сюжет как отражение взаимодействия ролей. Объявляя игру, учитель должен представить первоклассникам ее цель, игровое правило и игровое действие.

Примеры игр даны в приложении 2.

Дополнительно обращаем внимание на то, что по итогам адаптационного периода необходимо провести мониторинг готовности обучающихся к дальнейшему обучению, в случае выявления детей, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, организовать работу по психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи обучающимся в соответствии со статьей 42 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ.

Кроме того, работа с детьми младшего школьного возраста, испытывающими трудности при изучении учебных предметов, должна вестись на протяжении всего обучения на уровне начального общего образования. Методическое пособие для учителя начальной школы по данному вопросу размещено на сайте "Единое содержание общего образования" (https://edsoo.ru/wp-content/uploads/2025/01/trudnosti_noo_2024.pdf).