Особенности изучения математики в сентябре-октябре

С целью создания благоприятных условий адаптации первоклассников предлагается вариант обучения, при котором математика изучается 3 урока в неделю в течение 8 недель в классе, а предметное содержание оставшегося часа оптимизируется. Направления оптимизации для уроков математики включают сокращение подготовки к изучению нового материала, опору на предшкольную подготовку и реализуется в формах, отличных от урока.

Содержание, имеющее практический характер, будет осваиваться учеником в формах, отличных от обычного урока. Выделим это содержание и возможные формы работы.

Содержание

Форма работы

Характеристики объекта, группы объектов (количество, форма, размер)

Прогулка, экскурсия (сбор природного материала, изготовление поделок). Игры на школьной спортивной площадке (со счетом, использованием математической терминологии - круг, прямоугольная форма и др.)

Установление пространственных отношений, ориентировка на плоскости листа, парты, доски

Экскурсия по школе, составление маршрутов. Обсуждение устройства пришкольного участка

Сравнение без измерения: выше - ниже, шире - уже, длиннее - короче; длиннее, короче, одинаковые по длине. Сравнение геометрических фигур: общее, различное

Работа с наглядными пособиями, обсуждения и практические действия во время прогулки (сравнение размеров доступных объектов на глаз, прикладыванием, с помощью выбранной мерки), экскурсия в кабинет математики (знакомство с измерительными инструментами, пространственными фигурами и др.)

Конструирование целого из частей (чисел, геометрических фигур)

Игры в кабинете (конструктор, Танграм и другие), сюжетно-ролевые и дидактические игры под руководством педагога

Установление и продолжение закономерности в ряду заданных объектов: ее обнаружение, продолжение ряда

Игры в кабинете (например, с использованием игрального кубика, ранжирование наглядного материала), игры во время прогулки

Работа с таблицей

Чтение и составление графика дежурств, календаря или дневника природы

С целью предупреждения затруднений в освоении математики, предлагается также обязательное проведение устной работы на математическом содержании (устный счет - количественный и порядковый, работа с составом числа, математической терминологией - названия геометрических форм, описание хода сравнения, измерения с помощью выбранной мерки).