Характеристика содержания обучения математике в адаптационный период

Характеристика содержания обучения математике

в адаптационный период

В течение первого месяца обучения математике педагог организует работу по обобщению предшкольного опыта ребенка (этот опыт имеется даже у детей, не посещавших дошкольную образовательную организацию): описание предмета (форма, размер), его положения в пространстве или на плоскости (слева-справа от, над-под и т.п.); описание взаимного расположения двух объектов; нахождение общего и различного у двух объектов (треугольника и четырехугольника, одноэтажного и многоэтажного дома, тетради и учебника и т.д.). Обобщаются представления о числах в пределах 5: их последовательный и порядковый счет, установление соответствия между числом и количеством, сравнение количеств с переходом к устному выводу о том, какое число больше или меньше.

В ходе наблюдения за группами предметов окружающего и знакомыми математическими объектами (изучаемыми геометрическими фигурами, числами, схемами), первоклассники учатся устанавливать общие свойства, находить основания для сравнения, группировать по заданному признаку. С целью расширения математического кругозора и практических навыков дети рисуют от руки или чертят с помощью карандаша и линейки на клетчатой бумаге знакомые фигуры, проводят линии по точкам, по пунктирным линиям. Первоклассники учатся правильно называть математические объекты (число, цифра, количество, порядок, свойство) и использовать их в речи под руководством учителя.

Параллельно целесообразно организовывать игры с использованием счета, описания объектов и их количеств: группы объектов расставляются в заданном или самостоятельно выбранном порядке (дети - по росту, по возрасту, по месяцу и дню рождения; дома - по числу этажей; книги - по толщине и т.д.). Кабинеты, в которых обучаются первоклассники, всегда содержат наглядные материалы, настольные игры, конструкторы. Все это может быть использовано для работы по предмету.

В октябре работа с математическим материалом становится систематической. Дети последовательно знакомятся с числами от 1 до 5, от 6 до 9, с числом и цифрой 0, числом 10 и десятком. На уроках обязательно организуется работа с разрезным материалом для лучшего усвоения знаний и овладения действием моделирования, которое будет использоваться в дальнейшем (для представления отношений, текста задачи и т.п.). Первичные представления о числах первого десятка дети могут использовать во время прогулок, экскурсий. Особое внимание нужно уделить знакомству первоклассников со школой и кабинетом математики, где они могут познакомиться с геометрической наглядностью (и поделиться информацией об известной), узнать об ученых-математиках, задать вопросы учителю математики. Первоклассники под руководством учителя могут составить планы и маршруты перемещения по школе, придумать свою нумерацию или условные обозначения для разных кабинетов и тематических зон школы (зимний сад, читальный зал и др.). Во время подвижных игр первоклассники могут соревноваться в назывании математических терминов, составлении предложений с числами ("В моем доме 9 этажей", "Я знаю сказку "Волк и семеро козлят").

Учитель обратит внимание, что в первые два месяца не изучаются темы, которые не будут иметь продолжения в первом классе. Поэтому при необходимости отдельные темы могут быть рассмотрены в адаптационный период ознакомительно, а в дальнейшем изучены более основательно (например, сравнение геометрических фигур, состав чисел в пределах 10).

приложении 1 представлен примерный список игр для первоклассников).