Планирование недельной нагрузки в условиях ее уменьшения

В соответствии с требованиями санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. N 28, в сентябре-октябре недельная нагрузка первоклассников не превышает 15 часов, то есть при пятидневной учебной неделе - 3 урока в день.

При сокращении часов необходимо учитывать следующие рекомендации.

В первую очередь уменьшаются часы учебных предметов, которые имеют максимальное количество баллов по шкале трудности - математика, русский язык, окружающий мир, литературное чтение. Вместе с тем сокращение допускается не более, чем 1 час в неделю по каждому предмету. Это требует от учителя проявления особого внимания к отбору содержания каждого урока и применению динамичных, практико-ориентированных, игровых методик, облегчающих усвоение учебного материала и не перегружающих формально память обучающихся.

Учебные предметы "Русский язык", "Математика" сокращаются на один час в неделю, а "Литературное чтение" на 0,5 часа. То, как планировать содержание уроков в этом случае, описано в методических рекомендациях ниже.

Учебный предмет "Окружающий мир" относится к числу наиболее объемных по содержанию текстов в учебнике, объяснений учителя, бесед, поэтому является трудным для восприятия, чтения первоклассниками и их общения во время учебных занятий. Учитывая особенности адаптационного периода, целесообразно в сентябре-октябре проводить по 1 уроку в неделю. Учитель может компенсировать содержание второго урока за счет проведения наблюдений, целевых прогулок и экскурсий в природу, в учреждения культуры и места трудовой деятельности людей.

Учебные предметы "Музыка" и "Изобразительное искусство" сокращаются на 0,5 часа. Это означает, что возможны два варианта планирования этих уроков: 1) проведение одного урока в неделю в режиме интеграции содержания изо и музыки; 2) проведение по очереди уроков по изо и музыке: первая и третья неделя - урок изобразительного искусства; вторая и четвертая неделя - урок музыки. Целесообразно предусматривать использование музыки и изобразительного искусства на уроках литературного чтения и окружающего мира, что может компенсировать уменьшение числа часов на изучение этих предметов.

"Труд (технология)" - учебный предмет, который требует развития умений пользоваться ножницами, осуществлять измерения с помощью линейки, складывать бумагу, делать аппликацию и др., поэтому рекомендуется в период адаптации к школе уменьшить число часов и проводить уроки труда через неделю. Это позволит в медленном темпе начать становление умений и навыков, которыми дети не овладели в период дошкольного детства.

Пример распределения часов по учебным предметам по варианту 1 федерального учебного плана: