Особенности изучения русского языка и литературного чтения (период обучения грамоте) в сентябре-октябре

Особенности изучения русского языка и литературного чтения

(период обучения грамоте) в сентябре-октябре

В соответствии с учебными планами <1>, зафиксированными в федеральной образовательной программе начального общего образования, на изучение "Русского языка" отводится 5 часов в неделю и на изучение "Литературного чтения" - 4 часа. Однако для обеспечения "ступенчатого режима" в сентябре-октябре может происходить сокращение количества уроков русского языка до 4 часов в неделю и литературного чтения до 3 часов 1 раз в 2 недели. В связи с этим при принятии конкретных решений для полноценного прохождения программ, образовательная организация должна учитывать несколько принципиальных моментов, заключающихся в том, что при сокращении учебных часов в адаптационный период необходимо:

--------------------------------

<1> Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 N 372 "Об утверждении федеральной образовательной программы начального общего образования"

а) избегать сокращения общего объема учебного времени, отводимого в программе на отработку действий звукового анализа и моделирования, так как они является основой успешности дальнейшего изучения русского языка, фундаментом будущей орфографической грамотности;

б) не планировать изучение на одном уроке двух разных букв и не исключать обобщающие уроки, на которых предусмотрена отработка группы изученных букв;

в) исключить интенсификацию обучения написания букв и не сокращать подготовительный период до введения первой буквы, поскольку современные первоклассники не отличаются высоким уровнем развития мелкой моторики, у многих обучающихся существуют проблемы со зрительным и пространственным восприятием, со зрительно-моторными координациями; если в первые недели ускорять процесс овладения графическим навыком и не давать первоклассникам возможности преодолеть имеющиеся проблемы, то у значительного числа детей проблемы с почерком останутся надолго.

Таким образом, при сокращении на один час количества уроков русского языка не целесообразно объединять содержание нескольких предусмотренных программой уроков в один. Важно идти в соответствии с планированием, а 8 часов (по одному часу в течение двух первых месяцев) восполнить за счет: 1) резерва учебных часов, заложенный в федеральной рабочей программе для увеличения продолжительности периода обучения грамоте с 20 до 23 учебных недель; 2) наращивания интенсивности изучения программного материала в декабре - феврале, когда для большинства первоклассников адаптационный период уже пройден, алгоритм изучения букв отработан.

В условиях сокращения до 3 часов в неделю уроков литературного чтения необходимо учитывать, что на этих уроках идет не только знакомство с новыми буквами и закрепление навыка чтению, но и проводится специальная работа по формированию навыка аудирования, поэтому предусмотрены уроки, направленные на восприятие художественного произведения через слушание. Это позволяет организовать процесс знакомства с художественным произведением, способствующий обогащению читательского опыта и интереса к детской книге у первоклассников.

Организация литературного слушания в адаптационный период первоклассников не только необходимый этап подготовки к освоению программы по литературному чтению в последующих классах, но и важное условие сохранения преемственности при вхождении в мир искусства слова и формирования чуткого и думающего читателя, так как:

деятельность слушания преобладала в дошкольных организациях при знакомстве с детскими книгами;

на этапе дошкольного детства посредником между художественным произведением и ребенком выступал взрослый, квалифицированный читатель;

несформированность навыка чтения в адаптационный период сдерживает процесс самостоятельной работы с детскими книгами.

Однако такие уроки могут проводиться в нестандартной форме, что позволяет в условиях 3 часов в неделю интегрировать их содержание в другие уроки. Например, учитывая связь "слово-звук-краски", это может быть интеграция литературного слушания и учебного материала предметов "Музыка" и "Изобразительное искусство". Потребность что-то изображать, рисовать, рассматривать - необходимый и специфический способ познания мира, что и становится основой погружения в мир художественного произведения, а сама атмосфера литературного слушания предполагает свободные формы общения: рисование и лепка, разыгрывание отдельных сцен и диалогов героев (элементы театрализации), инсценирование и другие.

В связи с этим при организации слушания художественного произведения важно учитывать:

характер и динамику художественного восприятия, свойственные первоклассникам;

связь восприятия с эстетическим и нравственным развитием младших школьников;

объем произведения для слушания, который должен быть небольшим и доступным по содержанию, чтобы первоклассники могли целостно воспринять предложенный для слушания текст.

В адаптационный период также можно взять за основу координацию поурочного планирования по двум предметам, представленную для трехчасового изучения "Литературного чтения" (федеральные учебные планы N 3, 4).