|
Наименование мероприятия
|
Содержание мероприятия
|
Формат реализации мероприятия
|
|
Профориентационная диагностика - первичная (входящая)
|
- анализ сведений по определению нуждаемости в мероприятиях по профессиональной реабилитации и (или) абилитации (в части, профессиональной ориентации) в ИПРА ребенка-инвалида;
- сбор анамнеза ребенка-инвалида посредством беседы, опроса (при условии доступности диалогового общения), анкетирования (при необходимости с привлечением родителя (законного или уполномоченного представителя) с целью выявления его психофизиологических особенностей;
- изучение медицинской документации с целью оценки состояния здоровья ребенка-инвалида, наличия сопутствующих заболеваний (клинико-функциональный диагноз, степень выраженности ОЖД, функциональных нарушений и так далее);
- тестовые задания с целью оценки степени сформированности профессионально значимых качеств и готовности к осознанному выбору профессионально значимых профессии, адекватности профессиональных интересов и предпочтений исходя из особенностей психофизического состояния (МКФ "Обучение и применение знаний", "Общие задачи и требования", "Общение", "Главные сферы жизни"), с опорой на зрительное и тактильное восприятие, а также вербальные формы диагностического материала с учетом возможностей остаточного слуха, а именно:
|
Индивидуальный
|
|
|
|
-
|
исследование состояния когнитивной, эмоционально-волевой и личностно-мотивационной сфер, особенностей нейродинамики психических процессов и умственной работоспособности с целью оценки сформированности необходимых для будущей профессии профессионально значимых качеств;
|
|
|
|
|
-
|
оценка базовых компетенций (навыков и умений), необходимых для обучения и социализации - письма, счета, правильного чтения на языке письма и другое;
|
|
|
|
|
-
|
выявление уровня общей осведомленности у ребенка-инвалида в различных профессиональных сферах;
|
|
|
|
|
-
|
исследование обучаемости и способности к освоению новой информации ребенком-инвалидом;
|
|
|
|
|
-
|
исследование готовности и мотивации к осознанному выбору профессии;
|
|
|
|
|
-
|
исследование уровня информированности ребенка-инвалида в профессиональной сфере;
|
|
|
|
|
-
|
исследование общих предпочтений и интересов ребенка-инвалида, а также установок (уровня и круга профессиональных притязаний), интересов, желаний, индивидуальных предпочтений в профессиональной сфере;
|
|
|
|
- опрос родителя (законного или уполномоченного представителя) с целью определения уровня родительских компетенций в части повышения степени сформированности профессионально значимых качеств, готовности к осознанному выбору профессии, адекватности профессиональных интересов и предпочтений у ребенка-инвалида;
- формирование заключения по результатам профориентационной диагностики, которое должно содержать, в том числе:
|
|
|
|
|
-
|
оценку готовности к осознанному выбору профессии;
|
|
|
|
|
-
|
оценку соответствия профессиональных интересов и предпочтений ребенка-инвалида исходя из особенностей его психофизиологического состояния;
|
|
|
|
|
-
|
оценку сформированности профессионально значимых качеств исходя из интересов, склонностей и предпочтений ребенка-инвалида к будущей профессии;
|
|
|
|
|
-
|
оценку нуждаемости в специальных условиях получения профессионального образования (на основании заключения ПМПК (при наличии);
|
|
|
|
|
-
|
оценку уровня родительских компетенций и мотивации к их повышению;
|
|
|
|
|
-
|
рекомендации по профориентации (профориентационное консультирование, профориентационная коррекция);
|
|
|
|
|
-
|
разработку индивидуального плана (маршрута) предоставления услуги с указанием объема конкретных мероприятий, их количества, необходимости использования ТСР, ассистивных (вспомогательных) технологий, а также потребности сопровождения реабилитационного курса услугами тифлосурдоперевода и другое
|
|
|
Информирование
|
- о различных профессиях (в том числе посредством использования профессиограмм, сайтов с прогнозированием и анализом будущих изменений на рынке труда, каталогами профессий, которые будут востребованы в ближайшие десятилетия);
- о различных вариантах получения профессионального образования (в том числе с учетом склонностей и интересов ребенка-инвалида, а также специфики и инфраструктуры субъекта Российской Федерации, в котором проживает ребенок-инвалид);
- о современных видах производства, потребностях хозяйственного комплекса региона проживания ребенка-инвалида в квалифицированных кадрах;
- об организациях, осуществляющих профессиональное обучение и переподготовку, в том числе детей-инвалидов с нарушением сенсорных функций (слуха);
- о состоянии и перспективах развития рынка профессий, формах и условиях их освоения, о требованиях, предъявляемых профессиями к человеку;
- о состоянии рынка труда (востребованные профессии с учетом структуры региональной потребности в кадрах);
- об особенностях трудоустройства (составление резюме, необходимые документы и так далее);
- о современных ТСР, ассистивных (вспомогательных) технологиях, используемых в процессе получения образования и трудовой деятельности для лиц с нарушением слуха;
- о существующих требованиях к организации специального рабочего места для лиц с нарушением сенсорных функций (слуха);
- о деятельности сети инклюзивных творческих лабораторий с целью расширения представлений о возможностях профессиональной самореализации в сферах культуры, искусства и креативных индустрий, в том числе с учетом возможности их рыночной реализации (как достижения экономической независимости ребенка-инвалида);
- о деятельности общественных организаций инвалидов;
- о датах проведения различных форумов социального предназначения, конкурсов профессионального мастерства для людей с ограниченными возможностями здоровья, ярмарок (выставок) вакансий и возможности участия в них детей-инвалидов;
- о возможностях самостоятельного поиска вакансий посредством различных интернет-ресурсов (сайтов по поиску работы), тематических ярмарок вакансий, средств массовой информации (газеты, журналы);
- о различных аспектах профессиональной ориентации, в том числе по запросу ребенка-инвалида или родителя (законного или уполномоченного представителя)
|
С, ПС - индивидуальный, групповой;
на дому - индивидуальный
|
|
Консультирование
|
- рациональное (адекватное) профессиональное самоопределение (выявление имеющихся проблем в области профессионального самоопределения);
- разработка образовательного маршрута (получения профессионального образования);
- выбор образовательной организации и формы получения образования в соответствии с интересами, склонностями, возможностями ребенка-инвалида и оптимальной транспортной доступностью;
- формирование мотивации к повышению деловой активности и участию в реализации трудовых установок (включая трудоустройство, освоение навыков самопрезентации при трудоустройстве и другое);
- обеспечение вспомогательными средствами, ТСР (для детей-инвалидов с нарушением слуха), в приспособлении учебного и рабочего места ребенка-инвалида;
- планирование трудоустройства (поиск работы);
- психологическая готовность к трудоустройству;
- построение стратегии поведения и общения в трудовом коллективе;
- мотивация к повышению деловой активности и участию в реализации трудовых установок (включая трудоустройство, освоение навыков самопрезентации при трудоустройстве и другое);
- самопрезентация при трудоустройстве на работу;
- а также по различным вопросам профессиональной ориентации по запросу ребенка-инвалида и (или) родителя (законного или уполномоченного представителя)
|
С, ПС - индивидуальный, групповой;
на дому - индивидуальный
|
|
Практические занятия (профориентационная коррекция)
|
- формирование психологической готовности к выбору профессии (самоопределение профессиональной деятельности);
- формирование или повышение знаний (представлений) о различных сферах профессиональной деятельности, необходимых для их освоения способностей и навыков, в том числе с целью расширения перспективы планирования ребенком-инвалидом профессионального будущего (посредством профориентационных игр, просмотра профориентационных фильмов и видеороликов, демонстрационных материалов с субтитрами и прочего);
- формирование, коррекция и развитие профессионально значимых качеств ребенка-инвалида, необходимых для будущей профессии, а также обеспечивающих его профессиональную работоспособность;
- расширение круга профессиональных притязаний;
- обучение навыкам самопрезентации при трудоустройстве (составление резюме, оформление пакета документов, прохождение собеседования и так далее), в том числе с использованием игр-тренингов
|
С, ПС - индивидуальный, групповой;
на дому - индивидуальный
|
|
Профессиональный отбор
|
- определение медицинских показаний и противопоказаний к предпочитаемой ребенком-инвалидом профессиональной деятельности, доступности ее по характеру, условиям, режиму и формам организации трудовой деятельности;
- оценка пригодности ребенка-инвалида к выполнению работы в желаемой профессии или специальности по состоянию здоровья;
- определение профессиональной направленности ребенка-инвалида с учетом оценки состояния и уровня развития профессионально важных качеств, необходимых для выполнения профессиональной деятельности по желаемой профессии или специальности (на основе данных проведенной профориентационной диагностики, интеллектуальных, эмоционально-волевых и личностных особенностей ребенка-инвалида с использованием методов психологического и психофизиологического исследований);
- анализ рынка труда для подбора доступной профессии или специальности, отвечающей пожеланиям ребенка-инвалида (заработная плата, режим рабочего времени, место расположения работы, характер труда, должность, профессия или специальность) и соответствующей рекомендациям, содержащимся в ИПРА ребенка-инвалида;
- проведение целевых профессиональных проб: трудовых испытаний, моделирующих базовые элементы (операции и действия) избранного вида профессиональной деятельности, для оценки соответствия уровня возможностей ребенка-инвалида требованиям, которые предъявляются профессией или специальностью и другое
|
Индивидуальный
|
|
Профессиональный подбор
|
- определение медицинских показаний и противопоказаний к профессиональной деятельности, а также видов труда, доступных ребенку-инвалиду по характеру, условиям, режиму и формам организации трудовой деятельности, оценка пригодности ребенка-инвалида к выполнению работы в показанных ему по состоянию здоровья профессиях или специальностях;
- определение профессиональной направленности ребенка-инвалида с учетом состояния и уровня развития интеллектуальных, эмоционально-волевых и личностных особенностей ребенка-инвалида (по данным профориентационной диагностики);
- подбор профессий или специальностей с учетом социально-психологического статуса ребенка-инвалида, его профессиональных склонностей и способностей;
- оценка нуждаемости в обеспечении вспомогательными средствами, ТСР в приспособлении рабочего места для детей-инвалидов вследствие глухоты или слабослышания;
- составление заключения о результатах профориентации с рекомендациями и перечнем возможных профессий (направлений профессиональной деятельности), исходя из интересов, склонностей и предпочтений ребенка-инвалида, его психофизиологических особенностей, а также состояния рынка труда в субъекте Российской Федерации, то есть с учетом реальных возможностей для будущего трудоустройства
|
Индивидуальный
|
|
Профориентационная диагностика - повторная (контрольная)
|
- анкетирование, опрос, включая адаптированные анкеты (с опорой на зрительно-двигательное восприятие, при использовании вербальной формы диагностического материала учитывать возможности остаточного слуха), тестовые задания с целью оценки степени сформированности профессионально значимых качеств и готовности к осознанному выбору профессии, адекватности профессиональных интересов и предпочтений, при необходимости с применением адаптированных форм диагностического материала (с опорой на зрительное и тактильное восприятие, а также вербальные формы диагностического материала с учетом возможностей остаточного слуха) (при необходимости с привлечением родителя (законного или уполномоченного представителя), а именно:
|
Индивидуальный
|
|
|
|
-
|
исследование готовности и мотивации к осознанному выбору профессии;
|
|
|
|
|
-
|
исследование уровня информированности ребенка-инвалида в профессиональной сфере;
|
|
|
|
|
-
|
исследование общих предпочтений и интересов ребенка-инвалида, а также установок (уровня и круга профессиональных притязаний), интересов, желаний, индивидуальных предпочтений в профессиональной сфере;
|
|
|
|
|
-
|
опрос родителя (законного или уполномоченного представителя) с целью определения уровня родительских компетенций в части повышения степени сформированности профессионально значимых качеств, готовности к осознанному выбору профессии, адекватности профессиональных интересов и предпочтений у ребенка-инвалида;
|
|
|
|
- беседа с ребенком-инвалидом и (или) родителем (законным или уполномоченным представителем) с целью определения уровня самооценки его удовлетворенности качеством полученных реабилитационных мероприятий по профессиональной ориентации;
- формирование заключения по результатам профориентационной диагностики ребенка-инвалида, которое должно содержать, в том числе:
|
|
|
|
|
-
|
оценку профессионального статуса ребенка-инвалида (сохранен или сформирован, нарушен, утрачен или не сформирован);
|
|
|
|
|
-
|
оценку уровня родительских реабилитационных компетенций и мотивации к их повышению;
|
|
|
|
|
-
|
оценку эффективности проведенного курса профессиональной ориентации (на основании анализа количественных и качественных показателей повторно проведенной профориентационной диагностики);
|
|
|
|
|
-
|
рекомендации по дальнейшему построению профориентационного маршрута, необходимости использования ТСР, ассистивных (вспомогательных) технологий и другие;
|
|
|
|
|
-
|
оценку удовлетворенности ребенка-инвалида и (или) его родителя (законного или уполномоченного представителя) реализованными мероприятиями профессиональной ориентации
|
|