61. Дети-инвалиды, получившие травму, ранение, контузию, увечье в связи с боевыми действиями, вследствие комбинированной травмы или множественных ранений с одновременными нарушениями различных функций организма человека (ЦРГ 12.13)

Наименование мероприятия

Содержание мероприятия

Формат реализации мероприятия

Профориентационная диагностика - первичная (входящая)

- анализ сведений по определению нуждаемости в мероприятиях по профессиональной реабилитации и (или) абилитации (в части, профессиональной ориентации) в ИПРА ребенка-инвалида;

- сбор анамнеза ребенка-инвалида посредством беседы, опроса, анкетирования (в том числе, адаптированных к его психофизиологическим особенностям и с учетом доступности к взаимодействию) (при необходимости с привлечением родителя (законного или уполномоченного представителя);

- изучение медицинской документации с целью оценки состояния здоровья ребенка-инвалида, наличия сопутствующих заболеваний (клинико-функциональный диагноз, степень выраженности ОЖД, функциональных нарушений и так далее);

- тестовые задания с целью оценки степени сформированности профессионально значимых качеств и готовности к осознанному выбору профессии, адекватности профессиональных интересов и предпочтений исходя из особенностей психофизического состояния (МКФ "Обучение и применение знаний", "Общие задачи и требования", "Общение", "Главные сферы жизни"), адаптированных с учетом психофизиологических особенностей ребенка-инвалида, а именно:

Индивидуальный

-

исследование состояния когнитивной, эмоционально-волевой и личностно-мотивационной сфер, особенностей нейродинамики психических процессов и умственной работоспособности с целью оценки сформированности необходимых для будущей профессии профессионально значимых качеств;

-

оценка базовых компетенций (навыков и умений), необходимых для обучения и социализации - письма, счета, правильного чтения на языке письма и прочее;

-

выявление уровня общей осведомленности у ребенка-инвалида в различных профессиональных сферах;

-

исследование обучаемости и способности к освоению новой информации ребенком-инвалидом;

-

исследование готовности и мотивации к осознанному выбору профессии;

-

исследование уровня информированности ребенка-инвалида в профессиональной сфере;

-

исследование общих предпочтений и интересов ребенка-инвалида, а также установок (уровня и круга профессиональных притязаний), интересов, желаний, индивидуальных предпочтений в профессиональной сфере;

- опрос родителя (законного или уполномоченного представителя) с целью определения уровня родительских компетенций в части повышения степени сформированности профессионально значимых качеств, готовности к осознанному выбору профессии, адекватности профессиональных интересов и предпочтений у ребенка-инвалида;

- формирование заключения по результатам профориентационной диагностики, которое должно содержать, в том числе:

-

оценку готовности к осознанному выбору профессии;

-

оценку соответствия профессиональных интересов и предпочтений ребенка-инвалида исходя из особенностей его психофизиологического состояния;

-

оценку сформированности профессионально значимых качеств исходя из интересов, склонностей и предпочтений ребенка-инвалида к будущей профессии;

-

оценку нуждаемости в специальных условиях получения профессионального образования (на основании заключения ПМПК, при наличии);

-

оценку уровня родительских компетенций и мотивации к их повышению;

-

рекомендации по профориентации (профориентационное консультирование, профориентационная коррекция);

-

разработку индивидуального плана (маршрута) предоставления услуги с указанием объема конкретных мероприятий, их количества, необходимости использования ТСР, ассистивных (вспомогательных) технологий и другое

Информирование

- о различных профессиях (в том числе посредством использования профессиограмм, сайтов с прогнозированием и анализом будущих изменений на рынке труда, каталогами профессий, которые будут востребованы в ближайшие десятилетия);

- о различных вариантах получения профессионального образования (в том числе с учетом склонностей и интересов ребенка-инвалида, а также специфики и инфраструктуры субъекта Российской Федерации, в котором проживает ребенок-инвалид);

- об организациях, осуществляющих профессиональное обучение и переподготовку, в том числе для детей-инвалидов;

- о современных видах производства, потребностях хозяйственного комплекса региона проживания ребенка-инвалида в квалифицированных кадрах;

- о состоянии и перспективах развития рынка профессий, формах и условиях их освоения, о требованиях, предъявляемых профессиями к человеку;

- о состоянии рынка труда (востребованные профессии с учетом структуры региональной потребности в кадрах);

- о деятельности общественных организаций инвалидов;

- об особенностях трудоустройства (составление резюме, необходимые документы и так далее);

- о современных ТСР, ассистивных (вспомогательных) технологиях, используемых в процессе получения образования и трудовой деятельности (при необходимости);

- о деятельности сети инклюзивных творческих лабораторий с целью расширения представлений о возможностях профессиональной самореализации в сферах культуры, искусства и креативных индустрий, в том числе с учетом возможности их рыночной реализации (как достижения экономической независимости ребенка-инвалида);

- о датах проведения различных форумов социального предназначения, конкурсов профессионального мастерства для людей с ограниченными возможностями здоровья, ярмарок (выставок) вакансий и возможности участия в них детей-инвалидов;

- о возможностях поиска вакансий посредством различных интернет-ресурсов (сайтов по поиску работы), тематических ярмарок вакансий, средств массовой информации (газеты, журналы);

- о различных аспектах профессиональной ориентации, в том числе по запросу ребенка-инвалида или родителя (законного или уполномоченного представителя)

С, ПС - индивидуальный, групповой;

на дому - индивидуальный

Консультирование

- рациональное (адекватное) профессиональное самоопределение (выявление имеющихся проблем в области профессионального самоопределения);

- разработка образовательного маршрута (получения профессионального образования);

- выбор образовательной организации и формы получения образования в соответствии с интересами, склонностями, возможностями ребенка-инвалида и оптимальной транспортной доступностью;

- формирование мотивации к повышению деловой активности и участию в реализации трудовых установок (включая трудоустройство, освоение навыков самопрезентации при трудоустройстве и другое);

- обеспечение вспомогательными средствами, ТСР в приспособлении учебного и рабочего места ребенка-инвалида (при необходимости);

- планирование трудоустройства (поиск работы);

- психологическая готовность к трудоустройству;

- мотивация к повышению деловой активности и участию в реализации трудовых установок (включая трудоустройство, освоение навыков самопрезентации при трудоустройстве и другое);

- самопрезентация при трудоустройстве на работу;

- а также по различным вопросам профессиональной ориентации по запросу ребенка-инвалида и (или) родителя (законного или уполномоченного представителя)

С, ПС - индивидуальный, групповой;

на дому - индивидуальный

Практические занятия (профориентационная коррекция)

- формирование психологической готовности к выбору профессии (самоопределение профессиональной деятельности);

- формирование или повышение знаний (представлений) о различных сферах профессиональной деятельности, необходимых для их освоения способностей и навыков, в том числе с целью расширения перспективы планирования ребенком-инвалидом профессионального будущего (посредством профориентационных игр, просмотра профориентационных фильмов и видеороликов, демонстрационных материалов демонстрационных материалов и прочего);

- формирование, коррекция и развитие профессионально значимых качеств ребенка-инвалида, необходимых для будущей профессии, а также обеспечивающих его профессиональную работоспособность;

- расширение круга профессиональных притязаний;

- обучение навыкам самопрезентации при трудоустройстве (составление резюме, оформление пакета документов, прохождение собеседования и так далее), в том числе с использованием игр-тренингов

С, ПС - индивидуальный, групповой;

на дому - индивидуальный

Профессиональный отбор

- определение медицинских показаний и противопоказаний к предпочитаемой ребенком-инвалидом профессиональной деятельности, доступности ее по характеру, условиям, режиму и формам организации трудовой деятельности;

- оценка пригодности ребенка-инвалида к выполнению работы в желаемой профессии или специальности по состоянию здоровья;

- определение профессиональной направленности ребенка-инвалида с учетом оценки состояния и уровня развития профессионально важных качеств, необходимых для выполнения профессиональной деятельности по желаемой профессии или специальности (на основе данных проведенной профориентационной диагностики, интеллектуальных, эмоционально-волевых и личностных особенностей ребенка-инвалида с использованием методов психологического и психофизиологического исследований);

- анализ рынка труда для подбора доступной профессии или специальности, отвечающей пожеланиям ребенка-инвалида (заработная плата, режим рабочего времени, место расположения работы, характер труда, должность, профессия или специальность) и соответствующей рекомендациям, содержащимся в ИПРА ребенка-инвалида

Индивидуальный

Профессиональный подбор

- определение медицинских показаний и противопоказаний к профессиональной деятельности, а также видов труда, доступных ребенку-инвалиду по характеру, условиям, режиму и формам организации трудовой деятельности, оценка пригодности ребенка-инвалида к выполнению работы в показанных ему по состоянию здоровья профессиях или специальностях;

- определение профессиональной направленности ребенка-инвалида с учетом состояния и уровня развития интеллектуальных, эмоционально-волевых и личностных особенностей ребенка-инвалида (по данным профориентационной диагностики);

- подбор профессий или специальностей с учетом социально-психологического статуса ребенка-инвалида, его профессиональных склонностей и способностей;

- оценка нуждаемости в обеспечении вспомогательными средствами, ТСР в приспособлении рабочего места;

- составление заключения о результатах профориентации с рекомендациями и перечнем возможных профессий (направлений профессиональной деятельности), исходя из интересов, склонностей и предпочтений ребенка-инвалида, его психофизиологических особенностей, а также состояния рынка труда в субъекте Российской Федерации с учетом реальных возможностей для будущего трудоустройства

Индивидуальный

Профориентационная диагностика - повторная (контрольная)

- анкетирование, опрос, тестовые задания (адаптированные с учетом психофизиологических особенностей) с целью оценки степени сформированности профессионально-значимых качеств и готовности к осознанному выбору профессии, адекватности профессиональных интересов и предпочтений (при необходимости с привлечением родителя (законного или уполномоченного представителя), а именно:

Индивидуальный

-

исследование готовности и мотивации к осознанному выбору профессии;

-

исследование уровня информированности ребенка-инвалида в профессиональной сфере;

-

исследование общих предпочтений и интересов ребенка-инвалида, а также установок (уровня и круга профессиональных притязаний), интересов, желаний, индивидуальных предпочтений в профессиональной сфере;

-

опрос родителя (законного или уполномоченного представителя) с целью определения уровня родительских компетенций в части повышения степени сформированности профессионально-значимых качеств, готовности к осознанному выбору профессии, адекватности профессиональных интересов и предпочтений у ребенка-инвалида;

- беседа с ребенком-инвалидом и (или) родителем (законным или уполномоченным представителем) с целью определения уровня самооценки его удовлетворенности качеством полученных реабилитационных мероприятий по профессиональной ориентации;

- формирование заключения по результатам профориентационной диагностики ребенка-инвалида, которое должно содержать, в том числе:

-

оценку профессионального статуса ребенка-инвалида (сохранен или сформирован, нарушен, утрачен или не сформирован);

-

оценку уровня родительских реабилитационных компетенций и мотивации к их повышению;

-

оценку эффективности проведенного курса профессиональной ориентации (на основании анализа количественных и качественных показателей повторно проведенной профориентационной диагностики);

-

рекомендации по дальнейшему построению профориентационного маршрута, необходимости использования ТСР, ассистивных (вспомогательных) технологий и другие;

-

оценку удовлетворенности ребенка-инвалида и (или) его родителя (законного или уполномоченного представителя) реализованными мероприятиями профессиональной ориентации