1. Основные процессы науки и высшего образования и оценка текущего состояния
Деятельность 1235 образовательных организаций высшего образования и 1517 научных организаций регулируется в основном Федеральным законом "О науке и государственной научно-технической политике" и Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации".
Общее количество студентов, обучающихся в российских образовательных организациях высшего образования по программам бакалавриата, специалитета и магистратуры, в 2024 году составило 4,13 млн. человек, в 2023 году количество выпускников, получивших высшее образование, составило 456 тыс. человек.
Наибольшее количество студентов в 2023 году обучалось по укрупненным группам специальностей и направлений подготовки, входящим в область образования "Науки об обществе" (1,843 млн. человек) и "Инженерное дело, технологии и технические науки" (1,285 млн. человек).
В течение многих лет в научных и образовательных организациях высшего образования целенаправленно внедрялись иностранные аппаратно-программные инфраструктурные комплексы и прикладные программные продукты общего назначения, прикладные программные продукты для организации административно-хозяйственных и исследовательских процессов, образовательных процессов. Для большинства таких продуктов пользовательские и корпоративные лицензии отозваны, что требует их срочного импортозамещения.
Внедрены 2 государственные информационные системы:
единая государственная информационная система учета научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ гражданского назначения;
федеральная информационная система государственной научной аттестации.
Реализован суперсервис "Поступление в вуз онлайн" для подачи заявлений на обучение в образовательные организации высшего образования и их филиалы, находящиеся на территории Российской Федерации.
К проблематике отрасли науки и высшего образования относятся:
угрозы, вызванные международными рестрикциями;
сохранение на уровне предыдущих лет показателей финансирования науки и высшего образования в процентной доле по отношению к валовому внутреннему продукту;
сокращение численности работников сферы науки и высшего образования;
низкие результаты коммерциализации результатов научной и научно-технической деятельности;
снижение патентной активности;
прекращение корпоративного доступа российских исследователей к международным научным информационным системам;
недостаточный уровень востребованности организациями реального сектора экономики, в том числе компаниями с государственным участием, научных исследований, проводимых научными организациями и образовательными организациями высшего образования.
Преимуществами отрасли науки и системы высшего образования являются:
наличие ведущих научных школ с перспективными направлениями исследований и образовательной деятельности;
институционализированное научное сообщество;
приоритет цифровизации отрасли науки и высшего образования для государственной политики;
престиж получения высшего образования в Российской Федерации;
престиж получения российского высшего образования в странах Азии и Африки, а также Латинской Америки;
положительная роль высшего образования в обеспечении социальной мобильности;
Уровень зрелости цифровой трансформации в целом в сфере науки и высшего образования составил 45 процентов (оценка уровня зрелости проведена Министерством науки и высшего образования Российской Федерации в период с 4 по 19 июля 2023 г.), в том числе:
доля образовательных организаций высшего образования и научных организаций, разработавших и внедривших стратегию цифровой трансформации, - 34 процента;
доля образовательных организаций высшего образования и научных организаций, внедривших политику централизованного управления данными, - 23 процента.
Ежегодный объем собираемых образовательными организациями высшего образования и научными организациями данных для дальнейшего использования составляет около 126 петабайт.
Оценка уровня зрелости цифровой трансформации показывает достаточно высокий уровень зрелости цифровой трансформации сферы науки и высшего образования. Однако наблюдаются отставание в вопросах цифровизации процессов обучения, математического моделирования в научной деятельности, трансфера и коммерциализации технологий, перехода к аналитике данных с помощью моделей искусственного интеллекта, повышения эффективности деятельности образовательных организаций высшего образования и научных организаций с помощью предиктивной аналитики и системы поддержки принятия решений на основе искусственного интеллекта, а также недостаточность обеспечения информационной безопасности научных организаций и образовательных организаций высшего образования.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2025
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2026 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2025 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей
- Постановление Правительства РФ N 1875