1. Основные процессы науки и высшего образования и оценка текущего состояния

1. Основные процессы науки и высшего образования и оценка

текущего состояния

Деятельность 1235 образовательных организаций высшего образования и 1517 научных организаций регулируется в основном Федеральным законом "О науке и государственной научно-технической политике" и Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации".

Общее количество студентов, обучающихся в российских образовательных организациях высшего образования по программам бакалавриата, специалитета и магистратуры, в 2024 году составило 4,13 млн. человек, в 2023 году количество выпускников, получивших высшее образование, составило 456 тыс. человек.

Наибольшее количество студентов в 2023 году обучалось по укрупненным группам специальностей и направлений подготовки, входящим в область образования "Науки об обществе" (1,843 млн. человек) и "Инженерное дело, технологии и технические науки" (1,285 млн. человек).

В течение многих лет в научных и образовательных организациях высшего образования целенаправленно внедрялись иностранные аппаратно-программные инфраструктурные комплексы и прикладные программные продукты общего назначения, прикладные программные продукты для организации административно-хозяйственных и исследовательских процессов, образовательных процессов. Для большинства таких продуктов пользовательские и корпоративные лицензии отозваны, что требует их срочного импортозамещения.

Внедрены 2 государственные информационные системы:

единая государственная информационная система учета научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ гражданского назначения;

федеральная информационная система государственной научной аттестации.

Реализован суперсервис "Поступление в вуз онлайн" для подачи заявлений на обучение в образовательные организации высшего образования и их филиалы, находящиеся на территории Российской Федерации.

К проблематике отрасли науки и высшего образования относятся:

угрозы, вызванные международными рестрикциями;

сохранение на уровне предыдущих лет показателей финансирования науки и высшего образования в процентной доле по отношению к валовому внутреннему продукту;

сокращение численности работников сферы науки и высшего образования;

низкие результаты коммерциализации результатов научной и научно-технической деятельности;

снижение патентной активности;

прекращение корпоративного доступа российских исследователей к международным научным информационным системам;

недостаточный уровень востребованности организациями реального сектора экономики, в том числе компаниями с государственным участием, научных исследований, проводимых научными организациями и образовательными организациями высшего образования.

Преимуществами отрасли науки и системы высшего образования являются:

наличие ведущих научных школ с перспективными направлениями исследований и образовательной деятельности;

институционализированное научное сообщество;

приоритет цифровизации отрасли науки и высшего образования для государственной политики;

престиж получения высшего образования в Российской Федерации;

престиж получения российского высшего образования в странах Азии и Африки, а также Латинской Америки;

положительная роль высшего образования в обеспечении социальной мобильности;

сильное олимпиадное движение.

Уровень зрелости цифровой трансформации в целом в сфере науки и высшего образования составил 45 процентов (оценка уровня зрелости проведена Министерством науки и высшего образования Российской Федерации в период с 4 по 19 июля 2023 г.), в том числе:

доля образовательных организаций высшего образования и научных организаций, разработавших и внедривших стратегию цифровой трансформации, - 34 процента;

доля образовательных организаций высшего образования и научных организаций, внедривших политику централизованного управления данными, - 23 процента.

Ежегодный объем собираемых образовательными организациями высшего образования и научными организациями данных для дальнейшего использования составляет около 126 петабайт.

Оценка уровня зрелости цифровой трансформации показывает достаточно высокий уровень зрелости цифровой трансформации сферы науки и высшего образования. Однако наблюдаются отставание в вопросах цифровизации процессов обучения, математического моделирования в научной деятельности, трансфера и коммерциализации технологий, перехода к аналитике данных с помощью моделей искусственного интеллекта, повышения эффективности деятельности образовательных организаций высшего образования и научных организаций с помощью предиктивной аналитики и системы поддержки принятия решений на основе искусственного интеллекта, а также недостаточность обеспечения информационной безопасности научных организаций и образовательных организаций высшего образования.