к стратегическому направлению
в области цифровой трансформации
отрасли науки и высшего
образования до 2030 года
|
Связь с целевыми показателями и задачами, установленными Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2024 г. N 309 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года" |
||||||||
|
обучающиеся образовательных организаций высшего образования и родители (законные представители) обучающихся |
несоответствие компетенций в федеральном государственном образовательном стандарте высшего образования, профессиональном стандарте компетенциям, востребованным рынком труда, трудоустройство не по специальности, низкая заработная плата |
трудоустройство не по специальности, низкая заработная плата; отсутствие четко выраженной карьерной траектории |
снижение доли квалифицированных кадров по востребованным и критическим специальностям и направлениям подготовки |
способствует достижению целевых показателей и задач "создание к 2030 году эффективной системы подготовки, профессиональной переподготовки и повышения квалификации кадров для приоритетных отраслей экономики исходя из прогноза потребности в них", "создание к 2030 году условий для одновременного освоения не менее чем 30 процентами студентов нескольких квалификаций в рамках профессионального образования", "формирование к 2030 году современной системы профессионального развития педагогических работников для всех уровней образования, предусматривающей ежегодное дополнительное профессиональное образование на основе актуализированных профессиональных стандартов не менее чем 10 процентов педагогических работников на базе ведущих образовательных организаций высшего образования и научных организаций" |
||||
|
разрозненные источники получения информации об образовательных программах высшего образования, условиях приема и обучения, стажировок, поддержки стартапов, сложность в профессиональной ориентации |
снижение мотивации к обучению и самореализации, размытый запрос на будущую специальность |
отсутствует возможность оценить место образовательных организаций высшего образования и их образовательных программ в отраслевых рейтингах, а также получить информацию, необходимую для профориентации обучающихся |
способствует достижению целевых показателей и задач "обеспечение к 2030 году функционирования эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов детей и молодежи, основанной на принципах ответственности, справедливости, всеобщности и направленной на самоопределение и профессиональную ориентацию 100 процентов обучающихся", "достижение к 2030 году "цифровой зрелости" государственного и муниципального управления, ключевых отраслей экономики и социальной сферы, в том числе здравоохранения и образования, предполагающей автоматизацию большей части транзакций в рамках единых отраслевых цифровых платформ и модели управления на основе данных с учетом ускоренного внедрения технологий обработки больших объемов данных, машинного обучения и искусственного интеллекта" |
|||||
|
обучение базируется на образовательных программах высшего образования, не имеющих гибкой индивидуализированной настройки по аналитической предиктивной оценке "цифрового следа" обучающегося, что снижает эффективность индивидуализации и адаптивности указанных программ и компонентов учебных дисциплин, индивидуальной образовательной траектории обучающегося |
низкая квалификация, несоответствие запросам рынка труда, прерывание обучения |
образовательные организации высшего образования не развивают инновационное содержание обучающих программ, мотивацию профессорско-преподавательского состава к внедрению цифровых мультимедийных учебных материалов, в том числе с применением моделей искусственного интеллекта |
способствует достижению целевых показателей и задач "достижение к 2030 году "цифровой зрелости" государственного и муниципального управления, ключевых отраслей экономики и социальной сферы, в том числе здравоохранения и образования, предполагающей автоматизацию большей части транзакций в рамках единых отраслевых цифровых платформ и модели управления на основе данных с учетом ускоренного внедрения технологий обработки больших объемов данных, машинного обучения и искусственного интеллекта", "обеспечение к 2030 году функционирования эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов детей и молодежи, основанной на принципах ответственности, справедливости, всеобщности и направленной на самоопределение и профессиональную ориентацию 100 процентов обучающихся", "формирование к 2030 году современной системы профессионального развития педагогических работников для всех уровней образования, предусматривающей ежегодное дополнительное профессиональное образование на основе актуализированных профессиональных стандартов не менее чем 10 процентов педагогических работников на базе ведущих образовательных организаций высшего образования и научных организаций" |
|||||
|
претензии к объективности оценок, отсутствие доказательной базы при апелляциях и жалобах |
конфликт с профессорско-преподавательским составом и административно-управленческим персоналом, снижение мотивации к получению знаний, снижение доверия к образовательным организациям высшего образования и системе высшего образования в целом |
в некоторых образовательных организациях высшего образования отсутствуют программы прокторинга, повышающие доверие к результатам в системе межвузовского обмена |
способствует достижению целевых показателей и задач "формирование к 2030 году современной системы профессионального развития педагогических работников для всех уровней образования, предусматривающей ежегодное дополнительное профессиональное образование на основе актуализированных профессиональных стандартов не менее чем 10 процентов педагогических работников на базе ведущих образовательных организаций высшего образования и научных организаций", "достижение к 2030 году "цифровой зрелости" государственного и муниципального управления, ключевых отраслей экономики и социальной сферы, в том числе здравоохранения и образования, предполагающей автоматизацию большей части транзакций в рамках единых отраслевых цифровых платформ и модели управления на основе данных с учетом ускоренного внедрения технологий обработки больших объемов данных, машинного обучения и искусственного интеллекта" |
|||||
|
Образовательные организации высшего образования и научные организации |
образовательные организации высшего образования и научные организации |
недостаточное финансирование программы развития и материально-технической базы информационно-коммуникационных технологий, понижение рейтинга |
слияние образовательных организаций высшего образования и научных организаций |
снижение возможностей социального лифта |
способствует достижению целевых показателей и задач "обеспечение в 2025 - 2030 годах темпа роста инвестиций в отечественные решения в сфере информационных технологий вдвое выше темпа роста валового внутреннего продукта", "переход к 2030 году не менее 80 процентов российских организаций ключевых отраслей экономики на использование базового и прикладного российского программного обеспечения в системах, обеспечивающих основные производственные и управленческие процессы" |
|||
|
низкий уровень информационного обмена с организациями реального сектора экономики в части проведения научных исследований и подготовки и (или) переподготовки кадров |
снижение доходов научных организаций и образовательных организаций высшего образования |
отток высококвалифицированных кадров из научных организаций и образовательных организаций высшего образования в связи с недостаточным уровнем оплаты труда |
способствует достижению целевых показателей и задач "создание к 2030 году эффективной системы подготовки, профессиональной переподготовки и повышения квалификации кадров для приоритетных отраслей экономики исходя из прогноза потребности в них", "достижение к 2030 году "цифровой зрелости" государственного и муниципального управления, ключевых отраслей экономики и социальной сферы, в том числе здравоохранения и образования, предполагающей автоматизацию большей части транзакций в рамках единых отраслевых цифровых платформ и модели управления на основе данных с учетом ускоренного внедрения технологий обработки больших объемов данных, машинного обучения и искусственного интеллекта" |
|||||
|
санкционные ограничения - сокращение международного академического обмена, отключение от мирового научно-технологического "облака знаний" |
снижение компетенций, отток талантов, сокращение доли иностранных студентов, ученых, снижение степени включенности в мировую науку |
снижение квалификации рабочих в отраслях экономики, снижение экспорта образования и возможностей продвижения отечественных продуктов |
способствует достижению целевых показателей и задач "обеспечение к 2030 году вхождения Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по объему научных исследований и разработок", "обеспечение в 2025 - 2030 годах темпа роста инвестиций в отечественные решения в сфере информационных технологий вдвое выше темпа роста валового внутреннего продукта", "переход к 2030 году не менее 80 процентов российских организаций ключевых отраслей экономики на использование базового и прикладного российского программного обеспечения в системах, обеспечивающих основные производственные и управленческие процессы", "увеличение к 2030 году численности иностранных студентов, обучающихся по образовательным программам высшего образования в российских образовательных организациях высшего образования и научных организациях, не менее чем до 500 тыс. человек" |
|||||
|
сверхнормативная загруженность научно-педагогических работников и административно-управленческого персонала, сложность в контроле уровня лояльности обучающихся и оценке эффективности образовательных программ высшего образования; необходимость вручную собирать большие объемы разрозненных данных для отчетной статистики и управленческой деятельности по организации научно-исследовательской и образовательной деятельности |
профессиональное выгорание, потеря данных, отсутствие объективной информации о развитии организации, дублирование административно-хозяйственных, образовательных и исследовательских процессов, слабое стратегическое развитие |
способствует достижению целевых показателей и задач "достижение к 2030 году "цифровой зрелости" государственного и муниципального управления, ключевых отраслей экономики и социальной сферы, в том числе здравоохранения и образования, предполагающей автоматизацию большей части транзакций в рамках единых отраслевых цифровых платформ и модели управления на основе данных с учетом ускоренного внедрения технологий обработки больших объемов данных, машинного обучения и искусственного интеллекта", "увеличение к 2030 году до 99 процентов доли предоставления массовых социально значимых государственных и муниципальных услуг в электронной форме, в том числе внедрение системы поддержки принятия решений в рамках предоставления не менее чем 100 массовых социально значимых государственных услуг в электронной форме в проактивном режиме или при непосредственном обращении заявителя, за счет внедрения в деятельность органов государственной власти единой цифровой платформы", "формирование рынка данных, их активное вовлечение в хозяйственный оборот, хранение, обмен и защита" |
||||||
|
отсутствие цифровых инструментов проектирования и модернизации образовательных программ высшего образования во взаимосвязи с компетенциями, востребованными по результатам исследований рынка труда и процессов управления обучением и контроля действий и результатов деятельности обучающегося начиная от его поступления на обучение, выбора индивидуальных программ, социальных активностей, стажировок и направлений научной и предпринимательской деятельности до завершения им обучения (образовательный цикл обучающегося), несоответствие компетенций выпускников требованиям работодателей |
профессорско-преподавательский состав не развивается профессионально, снижается качество преподавания, не растет материальное стимулирование работы |
способствует достижению целевых показателей и задач "увеличение к 2030 году до 99 процентов доли предоставления массовых социально значимых государственных и муниципальных услуг в электронной форме, в том числе внедрение системы поддержки принятия решений в рамках предоставления не менее чем 100 массовых социально значимых государственных услуг в электронной форме в проактивном режиме или при непосредственном обращении заявителя, за счет внедрения в деятельность органов государственной власти единой цифровой платформы", "достижение к 2030 году "цифровой зрелости" государственного и муниципального управления, ключевых отраслей экономики и социальной сферы, в том числе здравоохранения и образования, предполагающей автоматизацию большей части транзакций в рамках единых отраслевых цифровых платформ и модели управления на основе данных с учетом ускоренного внедрения технологий обработки больших объемов данных, машинного обучения и искусственного интеллекта", "обеспечение технологической независимости и формирование новых рынков по таким направлениям, как биоэкономика, сбережение здоровья граждан, продовольственная безопасность, беспилотные авиационные системы, средства производства и автоматизации, транспортная мобильность (включая автономные транспортные средства), экономика данных и цифровая трансформация, искусственный интеллект, новые материалы и химия, перспективные космические технологии и сервисы, новые энергетические технологии (в том числе атомные)", "создание к 2030 году эффективной системы подготовки, профессиональной переподготовки и повышения квалификации кадров для приоритетных отраслей экономики исходя из прогноза потребности в них", "обеспечение к 2030 году функционирования эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов детей и молодежи, основанной на принципах ответственности, справедливости, всеобщности и направленной на самоопределение и профессиональную ориентацию 100 процентов обучающихся" |
||||||
|
Федеральные органы исполнительной власти в сфере науки и высшего образования, органы государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере науки и высшего образования |
отсутствует оперативный обмен данными между федеральными органами исполнительной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, не организован централизованный онлайн-запрос данных о деятельности образовательных организаций высшего образования и научных организаций, получение данных разрозненно, происходит с задержками и с проблемами релевантности |
непрозрачность регуляторной системы и бюджетирования образовательных организаций высшего образования и научных организаций, бюрократизм |
образовательные организации высшего образования и научные организации представляют некорректную отчетность и не получают адекватных мер поддержки и регулирования со стороны государства |
способствует достижению целевого показателя и задачи "достижение к 2030 году "цифровой зрелости" государственного и муниципального управления, ключевых отраслей экономики и социальной сферы, в том числе здравоохранения и образования, предполагающей автоматизацию большей части транзакций в рамках единых отраслевых цифровых платформ и модели управления на основе данных с учетом ускоренного внедрения технологий обработки больших объемов данных, машинного обучения и искусственного интеллекта" |
||||
|
медленный процесс импортозамещения программного обеспечения и программно-аппаратных комплексов, сложности в создании информационно-коммуникационной инфраструктуры на базе российских решений в образовательных организациях высшего образования и научных организациях |
способствует достижению целевого показателя и задачи "вовлечение к 2030 году не менее чем 40 процентов средних и крупных предприятий базовых несырьевых отраслей экономики и 100 процентов государственных и муниципальных организаций социальной сферы в реализацию проектов, направленных на повышение производительности труда" |
|||||||
|
интеллектуальная эмиграция, ограниченный набор инструментов для подготовки и удержания высококвалифицированных конкурентных кадров, несоответствие (прежде всего нехватка) количества компетентных специалистов в различных сегментах отраслей экономики |
способствует достижению целевых показателей и задач "создание к 2030 году эффективной системы подготовки, профессиональной переподготовки и повышения квалификации кадров для приоритетных отраслей экономики исходя из прогноза потребности в них", "создание к 2030 году институциональных условий для постоянного профессионального развития работающих граждан, в том числе для получения новых профессий и повышения квалификации" |
|||||||
|
при рассмотрении апелляций и обращений обучающихся в Минобрнауки России недостаточно доказательной базы для принятия объективных решений на основе анализа "цифрового следа" обучающегося |
снижается уровень удовлетворенности обучающихся процессом получения высшего образования |
способствует достижению целевого показателя и задачи "формирование рынка данных, их активное вовлечение в хозяйственный оборот, хранение, обмен и защита" |
||||||
|
трудности в организации безопасного доступа сотрудников федеральных органов исполнительной власти и сети образовательных организаций высшего образования и научных организаций к удаленной работе и обучению |
снижение скорости обмена данными и получения объективной информации при оперативных запросах |
способствует достижению целевого показателя и задачи "достижение к 2030 году "цифровой зрелости" государственного и муниципального управления, ключевых отраслей экономики и социальной сферы, в том числе здравоохранения и образования, предполагающей автоматизацию большей части транзакций в рамках единых отраслевых цифровых платформ и модели управления на основе данных с учетом ускоренного внедрения технологий обработки больших объемов данных, машинного обучения и искусственного интеллекта" |
||||||
|
организации реального сектора экономики, банковский, страховой бизнес, медицина, сельское хозяйство, строительство, логистика, социальная сфера, некоммерческие организации, благотворительные фонды и т.д. |
дефицит высококвалифицированных специалистов, отсутствие доступа к данным о компетенциях выпускников по всем образовательным программам в образовательных организациях высшего образования |
снижение рентабельности и конкурентоспособности, выручки, банкротство |
способствует достижению целевого показателя и задачи "обеспечение к 2030 году функционирования эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов детей и молодежи, основанной на принципах ответственности, справедливости, всеобщности и направленной на самоопределение и профессиональную ориентацию 100 процентов обучающихся" |
|||||
|
сокращение производства, снижение доли малого и среднего предпринимательства |
способствует достижению целевого показателя и задачи "вхождение к 2030 году Российской Федерации в число 25 ведущих стран мира по показателю плотности роботизации" |
|||||||
|
наем на работу молодых специалистов с высшим образованием, не соответствующих требуемым компетенциям, наличие недоверия к качеству образования выпускников, обучающихся с применением дистанционных технологий |
некачественный уровень инновационного развития отраслей экономики и социальной сферы Российской Федерации, вызванный недостаточным количеством молодых специалистов, привносящих в компании новейшие технологические тенденции |
способствует достижению целевых показателей и задач "создание к 2030 году эффективной системы подготовки, профессиональной переподготовки и повышения квалификации кадров для приоритетных отраслей экономики исходя из прогноза потребности в них", "создание к 2030 году условий для одновременного освоения не менее чем 30 процентами студентов нескольких квалификаций в рамках профессионального образования", "создание к 2030 году институциональных условий для постоянного профессионального развития работающих граждан, в том числе для получения новых профессий и повышения квалификации" |
||||||
|
существует разрыв между спросом на технологии модернизации производств и создания принципиально новых технологических циклов выпуска товаров с высокой добавленной стоимостью и направлениями деятельности учебных лабораторий образовательных организаций высшего образования и прикладных научных исследований, проводимых научными организациями |
компании теряют технологическую базу для инновационного развития |
государство недополучает конкурентоспособные товары российского производства и вынуждено их импортировать |
способствует достижению целевых показателей и задач "вхождение к 2030 году Российской Федерации в число 25 ведущих стран мира по показателю плотности роботизации", "обеспечение технологической независимости и формирование новых рынков по таким направлениям, как биоэкономика, сбережение здоровья граждан, продовольственная безопасность, беспилотные авиационные системы, средства производства и автоматизации, транспортная мобильность (включая автономные транспортные средства), экономика данных и цифровая трансформация, искусственный интеллект, новые материалы и химия, перспективные космические технологии и сервисы, новые энергетические технологии (в том числе атомные)", "увеличение к 2030 году доли отечественных высокотехнологичных товаров и услуг, созданных на основе собственных линий разработки, в общем объеме потребления таких товаров и услуг в Российской Федерации в полтора раза по сравнению с уровнем 2023 года" |
|||||
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2025
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2026 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2025 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей
- Постановление Правительства РФ N 1875