к стратегическому направлению
в области цифровой трансформации
отрасли науки и высшего
образования до 2030 года
|
Связь с целевыми показателями и задачами, установленными Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2024 г. N 309 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года" |
||||
|
трудоустройство не по специальности, неконкурентная заработная плата |
устранение несоответствия спроса и предложения компетенций, востребованных на рынке труда, востребованность выпускников на рынке труда, соответствие компетенций запросам работодателей |
способствует достижению целевых показателей и задач "создание к 2030 году эффективной системы подготовки, профессиональной переподготовки и повышения квалификации кадров для приоритетных отраслей экономики исходя из прогноза потребности в них", "создание к 2030 году условий для одновременного освоения не менее чем 30 процентами студентов нескольких квалификаций в рамках профессионального образования", "создание к 2030 году институциональных условий для постоянного профессионального развития работающих граждан, в том числе для получения новых профессий и повышения квалификации" |
||
|
снижение количества абитуриентов, желающих поступать на обучение по образовательным программам высшего образования, отток абитуриентов на поступление на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования |
высокий уровень подготовки по специальности за счет обучения по адаптивным индивидуализированным программам |
способствует достижению целевого показателя и задачи "создание к 2030 году эффективной системы подготовки, профессиональной переподготовки и повышения квалификации кадров для приоритетных отраслей экономики исходя из прогноза потребности в них" |
||
|
снижение рейтинга образовательных организаций высшего образования, подготовка специалистов, не соответствующих требованиям рынка труда |
подготовка специалистов высокого уровня, соответствующих требованиям рынка труда |
способствует достижению целевого показателя и задачи "создание к 2030 году эффективной системы подготовки, профессиональной переподготовки и повышения квалификации кадров для приоритетных отраслей экономики исходя из прогноза потребности в них" |
||
|
образование остается линейным, не расширены возможности оперативного получения материала за счет доступа к программам образовательных организаций высшего образования |
внедрение "облачных" технологий и технологий искусственного интеллекта |
способствует достижению целевых показателей и задач "вхождение к 2030 году Российской Федерации в число 25 ведущих стран мира по показателю плотности роботизации", "достижение к 2030 году "цифровой зрелости" государственного и муниципального управления, ключевых отраслей экономики и социальной сферы, в том числе здравоохранения и образования, предполагающей автоматизацию большей части транзакций в рамках единых отраслевых цифровых платформ и модели управления на основе данных с учетом ускоренного внедрения технологий обработки больших объемов данных, машинного обучения и искусственного интеллекта" |
||
|
Образовательные организации высшего образования и научные организации |
слияние образовательных организаций высшего образования и (или) научных организаций в связи с сокращением доходов и государственной поддержки, рост цифрового неравенства, снижение спроса на высшее образование и отток специалистов из сферы, устаревание материально-технической базы |
рост доходов, сокращение издержек за счет внедрения системы поддержки принятия решений с применением искусственного интеллекта, создание конкурентного клиентоориентированного продукта за счет формирования цифровых экосистем на основе интеграции доменов "Наука и инновации", "Образование" и отраслевых доменов, информационных систем и информационных ресурсов, высокие позиции образовательных организаций высшего образования и научных организаций в российских и зарубежных рейтингах, устойчивое взаимодействие с организациями реального сектора экономики, регулярное обновление материально-технической базы |
способствует достижению целевых показателей и задач "обеспечение устойчивого роста доходов населения и уровня пенсионного обеспечения не ниже уровня инфляции", "создание к 2030 году эффективной системы подготовки, профессиональной переподготовки и повышения квалификации кадров для приоритетных отраслей экономики исходя из прогноза потребности в них" |
|
|
медленное развитие междисциплинарных исследований, слабое сетевое взаимодействие между организациями |
налаживание междисциплинарных связей, научного взаимодействия между организациями |
способствует достижению целевых показателей и задач "формирование сети устойчивых партнерств с иностранными государствами и создание необходимой инфраструктуры для внешнеэкономической деятельности, технологической и промышленной кооперации и освоения новых рынков", "создание к 2030 году институциональных условий для постоянного профессионального развития работающих граждан, в том числе для получения новых профессий и повышения квалификации" |
||
|
замедление инновационного развития, сокращение международных исследовательских проектов, ограничение доступа к технологиям мирового уровня |
формирование совместно с дружественными странами собственных рейтингов научного цитирования, научно-технологического "облака знаний", совместных научных исследований в передовых направлениях науки, интеграция во внешнее научно-технологическое пространство и лидерские позиции в нем, внедрение механизмов коммуникации с иностранными абитуриентами, налаживание связей с научными центрами дружественных стран, повышение привлекательности российского образования |
способствует достижению целевых показателей и задач "формирование сети устойчивых партнерств с иностранными государствами и создание необходимой инфраструктуры для внешнеэкономической деятельности, технологической и промышленной кооперации и освоения новых рынков", "создание к 2030 году институциональных условий для постоянного профессионального развития работающих граждан, в том числе для получения новых профессий и повышения квалификации", "увеличение к 2030 году численности иностранных студентов, обучающихся по образовательным программам высшего образования в российских образовательных организациях высшего образования и научных организациях, не менее чем до 500 тыс. человек", "обеспечение технологической независимости и формирование новых рынков по таким направлениям, как биоэкономика, сбережение здоровья граждан, продовольственная безопасность, беспилотные авиационные системы, средства производства и автоматизации, транспортная мобильность (включая автономные транспортные средства), экономика данных и цифровая трансформация, искусственный интеллект, новые материалы и химия, перспективные космические технологии и сервисы, новые энергетические технологии (в том числе атомные)", "достижение к 2030 году "цифровой зрелости" государственного и муниципального управления, ключевых отраслей экономики и социальной сферы, в том числе здравоохранения и образования, предполагающей автоматизацию большей части транзакций в рамках единых отраслевых цифровых платформ и модели управления на основе данных с учетом ускоренного внедрения технологий обработки больших объемов данных, машинного обучения и искусственного интеллекта" |
||
|
управление данными не выстроено, отсутствует объективная информация о развитии организации, анализ административно-хозяйственных, образовательных и исследовательских процессов в режиме реального времени не осуществляется, политика клиентской лояльности не внедрена, доходы остаются на прежнем уровне или снижаются, издержки растут |
сформирована система управления на основе данных, в том числе с применением технологий искусственного интеллекта |
способствует достижению целевых показателей и задач "достижение к 2030 году "цифровой зрелости" государственного и муниципального управления, ключевых отраслей экономики и социальной сферы, в том числе здравоохранения и образования, предполагающей автоматизацию большей части транзакций в рамках единых отраслевых цифровых платформ и модели управления на основе данных с учетом ускоренного внедрения технологий обработки больших объемов данных, машинного обучения и искусственного интеллекта" |
||
|
образовательные программы высшего образования проектируются без проведения глубокого анализа рынка труда и в отрыве от запросов реальных секторов экономики, что приводит к снижению конкурентных преимуществ и имиджа образовательной организации высшего образования |
образовательные программы проектируются с учетом потребностей рынка труда на основе запросов реальных секторов экономики за счет формирования экосистем на основе интеграции домена "Образование" и отраслевых доменов, информационных систем и информационных ресурсов |
способствует достижению целевых показателей и задач "создание к 2030 году эффективной системы подготовки, профессиональной переподготовки и повышения квалификации кадров для приоритетных отраслей экономики исходя из прогноза потребности в них", "создание к 2030 году институциональных условий для постоянного профессионального развития работающих граждан, в том числе для получения новых профессий и повышения квалификации" |
||
|
Федеральные органы исполнительной власти в сфере науки и высшего образования, органы государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере науки и высшего образования |
медленный процесс импортозамещения и увеличение времени для достижения технологического лидерства, частичная автоматизация административно-хозяйственных, образовательных и исследовательских процессов, в том числе обмена данными между федеральными органами исполнительной власти и образовательными организациями высшего образования и научными организациями, снижение эффективности политики бюджетирования и государственной поддержки |
образовательные организации высшего образования и научные организации пользуются сервисами домена "Наука и инновации" |
способствует достижению целевых показателей и задач "увеличение к 2030 году до 99 процентов доли предоставления массовых социально значимых государственных и муниципальных услуг в электронной форме, в том числе внедрение системы поддержки принятия решений в рамках предоставления не менее чем 100 массовых социально значимых государственных услуг в электронной форме в проактивном режиме или при непосредственном обращении заявителя, за счет внедрения в деятельность органов государственной власти единой цифровой платформы", "переход к 2030 году не менее 80 процентов российских организаций ключевых отраслей экономики на использование базового и прикладного российского программного обеспечения в системах, обеспечивающих основные производственные и управленческие процессы", "достижение к 2030 году "цифровой зрелости" государственного и муниципального управления, ключевых отраслей экономики и социальной сферы, в том числе здравоохранения и образования, предполагающей автоматизацию большей части транзакций в рамках единых отраслевых цифровых платформ и модели управления на основе данных с учетом ускоренного внедрения технологий обработки больших объемов данных, машинного обучения и искусственного интеллекта" |
|
|
увеличение времени для достижения технологического лидерства |
в сфере науки и высшего образования произведена замена импортных программного обеспечения и программно-аппаратных комплексов на программное обеспечение и программно-аппаратные комплексы российского происхождения с увеличением доли российской электронной продукции, интенсифицированы процессы коммерциализации результатов научных исследований, на рынок выведены российские сквозные технологии за счет формирования общих цифровых экосистем и информационного взаимодействия между доменом "Наука и инновации", доменом "Образование" и отраслевыми доменами, информационными системами и информационными ресурсами |
способствует достижению целевых показателей и задач "обеспечение технологической независимости и формирование новых рынков по таким направлениям, как биоэкономика, сбережение здоровья граждан, продовольственная безопасность, беспилотные авиационные системы, средства производства и автоматизации, транспортная мобильность (включая автономные транспортные средства), экономика данных и цифровая трансформация, искусственный интеллект, новые материалы и химия, перспективные космические технологии и сервисы, новые энергетические технологии (в том числе атомные)", "обеспечение к 2030 году вхождения Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по объему научных исследований и разработок", "увеличение к 2030 году доли отечественных высокотехнологичных товаров и услуг, созданных на основе собственных линий разработки, в общем объеме потребления таких товаров и услуг в Российской Федерации в полтора раза по сравнению с уровнем 2023 года", "переход к 2030 году не менее 80 процентов российских организаций ключевых отраслей экономики на использование базового и прикладного российского программного обеспечения в системах, обеспечивающих основные производственные и управленческие процессы", "увеличение к 2030 году до 95 процентов доли использования российского программного обеспечения в государственных органах, государственных корпорациях, государственных компаниях и хозяйственных обществах, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации в совокупности превышает 50 процентов, а также в их аффилированных юридических лицах" |
||
|
продолжается отток высококвалифицированных научных кадров, снижаются доходы научно-педагогических работников |
ведущие ученые вовлечены в реализацию фундаментальных и прикладных научных проектов, управляемых посредством сервисов домена "Наука и инновации" и экосистемы с отраслевыми доменами, информационными системами и информационными ресурсами, выпускники образовательных организаций высшего образования и научных организаций соответствуют требованиям работодателей |
способствует достижению целевых показателей и задач "увеличение к 2030 году доли молодых людей, участвующих в проектах и программах, направленных на профессиональное, личностное развитие и патриотическое воспитание, не менее чем до 75 процентов", "увеличение к 2030 году доли молодых людей, верящих в возможности самореализации в России, не менее чем до 85 процентов", "создание к 2030 году институциональных условий для постоянного профессионального развития работающих граждан, в том числе для получения новых профессий и повышения квалификации" |
||
|
отсутствует цифровая система распределения контрольных цифр приема на обучение по профессиям, специальностям, направлениям подготовки и научным специальностям за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов по образовательным программам высшего образования на основе аналитики больших данных, сохраняется разрыв в условиях обучения и преподавания между образовательными организациями высшего образования в различных субъектах Российской Федерации, система утверждения федерального государственного стандарта профессионального образования, образовательных программ и профессионального стандарта нуждается в существенном совершенствовании с применением цифровых сервисов |
Минобрнауки России и другие органы государственной власти получают оперативную систему контроля качества преподавания в различных образовательных организациях высшего образования, снижается доля обучающихся, не закончивших процесс обучения в связи с неудовлетворенностью и потерей мотивации, и повышается уровень общественной поддержки образовательной политики |
способствует достижению целевых показателей и задач "создание к 2030 году эффективной системы подготовки, профессиональной переподготовки и повышения квалификации кадров для приоритетных отраслей экономики исходя из прогноза потребности в них", "создание системы эффективного противодействия преступлениям, совершаемым с использованием информационно-телекоммуникационных технологий, и снижения ущерба от их совершения" |
||
|
сохраняется борьба за высококвалифицированные кадры на рынке труда, развитие малого и среднего предпринимательства замедляется ввиду дефицита инновационных кадров, выпускники устраиваются на работу не по специальности |
устранен дефицит высококвалифицированных кадров, компании реального сектора экономики получили централизованный ресурс доступа к научно-технологическим проектам и компетенциям выпускников для найма, организованная инновационная адаптивная индивидуализированная система обучения с глубокой цифровой трансформацией обеспечивает компании высокообразованными компетентными специалистами |
способствует достижению целевых показателей и задач "создание к 2030 году эффективной системы подготовки, профессиональной переподготовки и повышения квалификации кадров для приоритетных отраслей экономики исходя из прогноза потребности в них", "создание к 2030 году институциональных условий для постоянного профессионального развития работающих граждан, в том числе для получения новых профессий и повышения квалификации" |
||
|
дефицит и высокая стоимость новых технологий и инновационного оборудования, инерционное развитие бизнеса, низкие доходы, высокие издержки |
внедрение новых технологий, инновационного оборудования в производство, повышение доходов, сокращение издержек, развитие инновационных сквозных критических технологий при реализации грантовых проектов, создание онлайн-маркетплейса сквозных и инновационных технологий и разработок научных центров в рамках цифровых экосистем домена "Наука и инновации" и отраслевых доменов, информационных систем и информационных ресурсов |
способствует достижению целевых показателей и задач "достижение к 2030 году "цифровой зрелости" государственного и муниципального управления, ключевых отраслей экономики и социальной сферы, в том числе здравоохранения и образования, предполагающей автоматизацию большей части транзакций в рамках единых отраслевых цифровых платформ и модели управления на основе данных с учетом ускоренного внедрения технологий обработки больших объемов данных, машинного обучения и искусственного интеллекта", "обеспечение в 2025 - 2030 годах темпа роста инвестиций в отечественные решения в сфере информационных технологий вдвое выше темпа роста валового внутреннего продукта", "обеспечение технологической независимости и формирование новых рынков по таким направлениям, как биоэкономика, сбережение здоровья граждан, продовольственная безопасность, беспилотные авиационные системы, средства производства и автоматизации, транспортная мобильность (включая автономные транспортные средства), экономика данных и цифровая трансформация, искусственный интеллект, новые материалы и химия, перспективные космические технологии и сервисы, новые энергетические технологии (в том числе атомные)", "увеличение к 2030 году внутренних затрат на исследования и разработки не менее чем до 2 процентов валового внутреннего продукта, в том числе за счет увеличения инвестиций со стороны частного бизнеса на эти цели не менее чем в два раза", "увеличение к 2030 году доли отечественных высокотехнологичных товаров и услуг, созданных на основе собственных линий разработки, в общем объеме потребления таких товаров и услуг в Российской Федерации в полтора раза по сравнению с уровнем 2023 года", "увеличение к 2030 году выручки малых технологических компаний не менее чем в семь раз по сравнению с уровнем 2023 года" |
||
|
дефицит высококвалифицированных кадров, повышение затрат на переподготовку специалистов |
обеспечено непрерывное образование высококвалифицированных специалистов с использованием цифровых сервисов |
способствует достижению целевого показателя и задачи "создание к 2030 году институциональных условий для постоянного профессионального развития работающих граждан, в том числе для получения новых профессий и повышения квалификации" |
||
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2025
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2026 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2025 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей
- Постановление Правительства РФ N 1875