Приложение N 3

к стратегическому направлению

в области цифровой трансформации

отрасли науки и высшего

образования до 2030 года

ЦЕЛЕВОЕ СОСТОЯНИЕ
СТРАТЕГИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ
ОТРАСЛИ НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ДО 2030 ГОДА

Бенефициар

Естественное будущее

Целевое состояние

Связь с целевыми показателями и задачами, установленными Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2024 г. N 309 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года"

1.

Обучающиеся и их родители (законные представители)

трудоустройство не по специальности, неконкурентная заработная плата

устранение несоответствия спроса и предложения компетенций, востребованных на рынке труда, востребованность выпускников на рынке труда, соответствие компетенций запросам работодателей

способствует достижению целевых показателей и задач "создание к 2030 году эффективной системы подготовки, профессиональной переподготовки и повышения квалификации кадров для приоритетных отраслей экономики исходя из прогноза потребности в них", "создание к 2030 году условий для одновременного освоения не менее чем 30 процентами студентов нескольких квалификаций в рамках профессионального образования", "создание к 2030 году институциональных условий для постоянного профессионального развития работающих граждан, в том числе для получения новых профессий и повышения квалификации"

снижение количества абитуриентов, желающих поступать на обучение по образовательным программам высшего образования, отток абитуриентов на поступление на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования

высокий уровень подготовки по специальности за счет обучения по адаптивным индивидуализированным программам

способствует достижению целевого показателя и задачи "создание к 2030 году эффективной системы подготовки, профессиональной переподготовки и повышения квалификации кадров для приоритетных отраслей экономики исходя из прогноза потребности в них"

снижение рейтинга образовательных организаций высшего образования, подготовка специалистов, не соответствующих требованиям рынка труда

подготовка специалистов высокого уровня, соответствующих требованиям рынка труда

способствует достижению целевого показателя и задачи "создание к 2030 году эффективной системы подготовки, профессиональной переподготовки и повышения квалификации кадров для приоритетных отраслей экономики исходя из прогноза потребности в них"

образование остается линейным, не расширены возможности оперативного получения материала за счет доступа к программам образовательных организаций высшего образования

внедрение "облачных" технологий и технологий искусственного интеллекта

способствует достижению целевых показателей и задач "вхождение к 2030 году Российской Федерации в число 25 ведущих стран мира по показателю плотности роботизации", "достижение к 2030 году "цифровой зрелости" государственного и муниципального управления, ключевых отраслей экономики и социальной сферы, в том числе здравоохранения и образования, предполагающей автоматизацию большей части транзакций в рамках единых отраслевых цифровых платформ и модели управления на основе данных с учетом ускоренного внедрения технологий обработки больших объемов данных, машинного обучения и искусственного интеллекта"

2.

Образовательные организации высшего образования и научные организации

слияние образовательных организаций высшего образования и (или) научных организаций в связи с сокращением доходов и государственной поддержки, рост цифрового неравенства, снижение спроса на высшее образование и отток специалистов из сферы, устаревание материально-технической базы

рост доходов, сокращение издержек за счет внедрения системы поддержки принятия решений с применением искусственного интеллекта, создание конкурентного клиентоориентированного продукта за счет формирования цифровых экосистем на основе интеграции доменов "Наука и инновации", "Образование" и отраслевых доменов, информационных систем и информационных ресурсов, высокие позиции образовательных организаций высшего образования и научных организаций в российских и зарубежных рейтингах, устойчивое взаимодействие с организациями реального сектора экономики, регулярное обновление материально-технической базы

способствует достижению целевых показателей и задач "обеспечение устойчивого роста доходов населения и уровня пенсионного обеспечения не ниже уровня инфляции", "создание к 2030 году эффективной системы подготовки, профессиональной переподготовки и повышения квалификации кадров для приоритетных отраслей экономики исходя из прогноза потребности в них"

медленное развитие междисциплинарных исследований, слабое сетевое взаимодействие между организациями

налаживание междисциплинарных связей, научного взаимодействия между организациями

способствует достижению целевых показателей и задач "формирование сети устойчивых партнерств с иностранными государствами и создание необходимой инфраструктуры для внешнеэкономической деятельности, технологической и промышленной кооперации и освоения новых рынков", "создание к 2030 году институциональных условий для постоянного профессионального развития работающих граждан, в том числе для получения новых профессий и повышения квалификации"

замедление инновационного развития, сокращение международных исследовательских проектов, ограничение доступа к технологиям мирового уровня

формирование совместно с дружественными странами собственных рейтингов научного цитирования, научно-технологического "облака знаний", совместных научных исследований в передовых направлениях науки, интеграция во внешнее научно-технологическое пространство и лидерские позиции в нем, внедрение механизмов коммуникации с иностранными абитуриентами, налаживание связей с научными центрами дружественных стран, повышение привлекательности российского образования

способствует достижению целевых показателей и задач "формирование сети устойчивых партнерств с иностранными государствами и создание необходимой инфраструктуры для внешнеэкономической деятельности, технологической и промышленной кооперации и освоения новых рынков", "создание к 2030 году институциональных условий для постоянного профессионального развития работающих граждан, в том числе для получения новых профессий и повышения квалификации", "увеличение к 2030 году численности иностранных студентов, обучающихся по образовательным программам высшего образования в российских образовательных организациях высшего образования и научных организациях, не менее чем до 500 тыс. человек", "обеспечение технологической независимости и формирование новых рынков по таким направлениям, как биоэкономика, сбережение здоровья граждан, продовольственная безопасность, беспилотные авиационные системы, средства производства и автоматизации, транспортная мобильность (включая автономные транспортные средства), экономика данных и цифровая трансформация, искусственный интеллект, новые материалы и химия, перспективные космические технологии и сервисы, новые энергетические технологии (в том числе атомные)", "достижение к 2030 году "цифровой зрелости" государственного и муниципального управления, ключевых отраслей экономики и социальной сферы, в том числе здравоохранения и образования, предполагающей автоматизацию большей части транзакций в рамках единых отраслевых цифровых платформ и модели управления на основе данных с учетом ускоренного внедрения технологий обработки больших объемов данных, машинного обучения и искусственного интеллекта"

управление данными не выстроено, отсутствует объективная информация о развитии организации, анализ административно-хозяйственных, образовательных и исследовательских процессов в режиме реального времени не осуществляется, политика клиентской лояльности не внедрена, доходы остаются на прежнем уровне или снижаются, издержки растут

сформирована система управления на основе данных, в том числе с применением технологий искусственного интеллекта

способствует достижению целевых показателей и задач "достижение к 2030 году "цифровой зрелости" государственного и муниципального управления, ключевых отраслей экономики и социальной сферы, в том числе здравоохранения и образования, предполагающей автоматизацию большей части транзакций в рамках единых отраслевых цифровых платформ и модели управления на основе данных с учетом ускоренного внедрения технологий обработки больших объемов данных, машинного обучения и искусственного интеллекта"

образовательные программы высшего образования проектируются без проведения глубокого анализа рынка труда и в отрыве от запросов реальных секторов экономики, что приводит к снижению конкурентных преимуществ и имиджа образовательной организации высшего образования

образовательные программы проектируются с учетом потребностей рынка труда на основе запросов реальных секторов экономики за счет формирования экосистем на основе интеграции домена "Образование" и отраслевых доменов, информационных систем и информационных ресурсов

способствует достижению целевых показателей и задач "создание к 2030 году эффективной системы подготовки, профессиональной переподготовки и повышения квалификации кадров для приоритетных отраслей экономики исходя из прогноза потребности в них", "создание к 2030 году институциональных условий для постоянного профессионального развития работающих граждан, в том числе для получения новых профессий и повышения квалификации"

3.

Федеральные органы исполнительной власти в сфере науки и высшего образования, органы государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере науки и высшего образования

медленный процесс импортозамещения и увеличение времени для достижения технологического лидерства, частичная автоматизация административно-хозяйственных, образовательных и исследовательских процессов, в том числе обмена данными между федеральными органами исполнительной власти и образовательными организациями высшего образования и научными организациями, снижение эффективности политики бюджетирования и государственной поддержки

образовательные организации высшего образования и научные организации пользуются сервисами домена "Наука и инновации"

способствует достижению целевых показателей и задач "увеличение к 2030 году до 99 процентов доли предоставления массовых социально значимых государственных и муниципальных услуг в электронной форме, в том числе внедрение системы поддержки принятия решений в рамках предоставления не менее чем 100 массовых социально значимых государственных услуг в электронной форме в проактивном режиме или при непосредственном обращении заявителя, за счет внедрения в деятельность органов государственной власти единой цифровой платформы", "переход к 2030 году не менее 80 процентов российских организаций ключевых отраслей экономики на использование базового и прикладного российского программного обеспечения в системах, обеспечивающих основные производственные и управленческие процессы", "достижение к 2030 году "цифровой зрелости" государственного и муниципального управления, ключевых отраслей экономики и социальной сферы, в том числе здравоохранения и образования, предполагающей автоматизацию большей части транзакций в рамках единых отраслевых цифровых платформ и модели управления на основе данных с учетом ускоренного внедрения технологий обработки больших объемов данных, машинного обучения и искусственного интеллекта"

увеличение времени для достижения технологического лидерства

в сфере науки и высшего образования произведена замена импортных программного обеспечения и программно-аппаратных комплексов на программное обеспечение и программно-аппаратные комплексы российского происхождения с увеличением доли российской электронной продукции, интенсифицированы процессы коммерциализации результатов научных исследований, на рынок выведены российские сквозные технологии за счет формирования общих цифровых экосистем и информационного взаимодействия между доменом "Наука и инновации", доменом "Образование" и отраслевыми доменами, информационными системами и информационными ресурсами

способствует достижению целевых показателей и задач "обеспечение технологической независимости и формирование новых рынков по таким направлениям, как биоэкономика, сбережение здоровья граждан, продовольственная безопасность, беспилотные авиационные системы, средства производства и автоматизации, транспортная мобильность (включая автономные транспортные средства), экономика данных и цифровая трансформация, искусственный интеллект, новые материалы и химия, перспективные космические технологии и сервисы, новые энергетические технологии (в том числе атомные)", "обеспечение к 2030 году вхождения Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по объему научных исследований и разработок", "увеличение к 2030 году доли отечественных высокотехнологичных товаров и услуг, созданных на основе собственных линий разработки, в общем объеме потребления таких товаров и услуг в Российской Федерации в полтора раза по сравнению с уровнем 2023 года", "переход к 2030 году не менее 80 процентов российских организаций ключевых отраслей экономики на использование базового и прикладного российского программного обеспечения в системах, обеспечивающих основные производственные и управленческие процессы", "увеличение к 2030 году до 95 процентов доли использования российского программного обеспечения в государственных органах, государственных корпорациях, государственных компаниях и хозяйственных обществах, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации в совокупности превышает 50 процентов, а также в их аффилированных юридических лицах"

продолжается отток высококвалифицированных научных кадров, снижаются доходы научно-педагогических работников

ведущие ученые вовлечены в реализацию фундаментальных и прикладных научных проектов, управляемых посредством сервисов домена "Наука и инновации" и экосистемы с отраслевыми доменами, информационными системами и информационными ресурсами, выпускники образовательных организаций высшего образования и научных организаций соответствуют требованиям работодателей

способствует достижению целевых показателей и задач "увеличение к 2030 году доли молодых людей, участвующих в проектах и программах, направленных на профессиональное, личностное развитие и патриотическое воспитание, не менее чем до 75 процентов", "увеличение к 2030 году доли молодых людей, верящих в возможности самореализации в России, не менее чем до 85 процентов", "создание к 2030 году институциональных условий для постоянного профессионального развития работающих граждан, в том числе для получения новых профессий и повышения квалификации"

отсутствует цифровая система распределения контрольных цифр приема на обучение по профессиям, специальностям, направлениям подготовки и научным специальностям за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов по образовательным программам высшего образования на основе аналитики больших данных, сохраняется разрыв в условиях обучения и преподавания между образовательными организациями высшего образования в различных субъектах Российской Федерации, система утверждения федерального государственного стандарта профессионального образования, образовательных программ и профессионального стандарта нуждается в существенном совершенствовании с применением цифровых сервисов

Минобрнауки России и другие органы государственной власти получают оперативную систему контроля качества преподавания в различных образовательных организациях высшего образования, снижается доля обучающихся, не закончивших процесс обучения в связи с неудовлетворенностью и потерей мотивации, и повышается уровень общественной поддержки образовательной политики

способствует достижению целевых показателей и задач "создание к 2030 году эффективной системы подготовки, профессиональной переподготовки и повышения квалификации кадров для приоритетных отраслей экономики исходя из прогноза потребности в них", "создание системы эффективного противодействия преступлениям, совершаемым с использованием информационно-телекоммуникационных технологий, и снижения ущерба от их совершения"

4.

Организации различных организационно-правовых форм

сохраняется борьба за высококвалифицированные кадры на рынке труда, развитие малого и среднего предпринимательства замедляется ввиду дефицита инновационных кадров, выпускники устраиваются на работу не по специальности

устранен дефицит высококвалифицированных кадров, компании реального сектора экономики получили централизованный ресурс доступа к научно-технологическим проектам и компетенциям выпускников для найма, организованная инновационная адаптивная индивидуализированная система обучения с глубокой цифровой трансформацией обеспечивает компании высокообразованными компетентными специалистами

способствует достижению целевых показателей и задач "создание к 2030 году эффективной системы подготовки, профессиональной переподготовки и повышения квалификации кадров для приоритетных отраслей экономики исходя из прогноза потребности в них", "создание к 2030 году институциональных условий для постоянного профессионального развития работающих граждан, в том числе для получения новых профессий и повышения квалификации"

дефицит и высокая стоимость новых технологий и инновационного оборудования, инерционное развитие бизнеса, низкие доходы, высокие издержки

внедрение новых технологий, инновационного оборудования в производство, повышение доходов, сокращение издержек, развитие инновационных сквозных критических технологий при реализации грантовых проектов, создание онлайн-маркетплейса сквозных и инновационных технологий и разработок научных центров в рамках цифровых экосистем домена "Наука и инновации" и отраслевых доменов, информационных систем и информационных ресурсов

способствует достижению целевых показателей и задач "достижение к 2030 году "цифровой зрелости" государственного и муниципального управления, ключевых отраслей экономики и социальной сферы, в том числе здравоохранения и образования, предполагающей автоматизацию большей части транзакций в рамках единых отраслевых цифровых платформ и модели управления на основе данных с учетом ускоренного внедрения технологий обработки больших объемов данных, машинного обучения и искусственного интеллекта", "обеспечение в 2025 - 2030 годах темпа роста инвестиций в отечественные решения в сфере информационных технологий вдвое выше темпа роста валового внутреннего продукта", "обеспечение технологической независимости и формирование новых рынков по таким направлениям, как биоэкономика, сбережение здоровья граждан, продовольственная безопасность, беспилотные авиационные системы, средства производства и автоматизации, транспортная мобильность (включая автономные транспортные средства), экономика данных и цифровая трансформация, искусственный интеллект, новые материалы и химия, перспективные космические технологии и сервисы, новые энергетические технологии (в том числе атомные)", "увеличение к 2030 году внутренних затрат на исследования и разработки не менее чем до 2 процентов валового внутреннего продукта, в том числе за счет увеличения инвестиций со стороны частного бизнеса на эти цели не менее чем в два раза", "увеличение к 2030 году доли отечественных высокотехнологичных товаров и услуг, созданных на основе собственных линий разработки, в общем объеме потребления таких товаров и услуг в Российской Федерации в полтора раза по сравнению с уровнем 2023 года", "увеличение к 2030 году выручки малых технологических компаний не менее чем в семь раз по сравнению с уровнем 2023 года"

дефицит высококвалифицированных кадров, повышение затрат на переподготовку специалистов

обеспечено непрерывное образование высококвалифицированных специалистов с использованием цифровых сервисов

способствует достижению целевого показателя и задачи "создание к 2030 году институциональных условий для постоянного профессионального развития работающих граждан, в том числе для получения новых профессий и повышения квалификации"