61. Ребенок-инвалид, получивший травму, ранение, контузию, увечье в связи с боевыми действиями, вследствие комбинированной травмы или множественных ранений с одновременными нарушениями различных функций организма человека (ЦРГ 12.13)

Наименование мероприятия

Содержание мероприятия

Формат реализации мероприятия

Социально-педагогическая диагностика первичная (входящая)

- анализ исходной документации ребенка-инвалида (заключение ПМПК, педагогическая характеристика, заключение логопеда, дефектолога и других специалистов);

- сбор педагогического анамнеза ребенка-инвалида посредством беседы, опроса, анкетирования (при необходимости с привлечением родителя (законного или уполномоченного представителя);

- проведение педагогического (дефектологического, логопедического) обследования, направленного на определение:

Индивидуальный

-

уровня развития непосредственно-эмоционального общения и предметно-практической деятельности (у детей возрастной группы от 0 до 3 лет);

-

уровня развития ситуативно-личностной и ситуативно-деловой форм общения (у детей возрастной группы от 0 до 3 лет);

-

вида ведущей деятельности (в соответствии с возрастом);

-

уровня сформированности базовых компетенций (навыков и умений ребенка-инвалида), необходимых для обучения и социализации (имитирования и подражания, повторения в определенной последовательности, письма, счета, беглого и правильного чтения на языке письма и другого) (в соответствии с возрастом);

-

уровня сформированности импрессивной речи (понимание устной речи, наличие ФФНР, степень СНР или уровень ОНР и другое) и экспрессивной речи (навыки артикуляции (образования звуков речи), состояние звукопроизношения, темпо-ритмические характеристики, степень СНР или уровень ОНР и другое);

-

уровня развития мыслительной деятельности (уровень развития мышления, мыслительных операций) (в соответствии с возрастом);

-

уровня владения коммуникативными и поведенческими навыками при взаимодействии в социуме;

-

уровня развития общей и мелкой моторики у ребенка-инвалида;

-

уровня общей осведомленности у ребенка-инвалида и познавательной активности в целом;

-

уровня обучаемости и освоения новой информации ребенком-инвалидом;

-

уровня владения ребенком-инвалидом АДК и (или) ассистивно-коммуникативными технологиями, а также ТСР (при необходимости);

-

уровня сформированности навыков пользования компьютером, смартфоном, информационными ресурсами (в соответствии с возрастом);

-

предпочтений и интересов у ребенка-инвалида;

-

уровня сформированности навыков планирования досуга;

-

уровня развития духовно-нравственных ценностей ребенка-инвалида в соответствии с возрастом;

-

мотивации и склонности к определенным видам обучения и образования (в соответствии с возрастом);

- опрос родителя (законного или уполномоченного представителя) с целью определения уровня родительских реабилитационных компетенций, необходимых для воспитания, обучения и обеспечения здоровья ребенка-инвалида, и другого;

- формирование заключения по результатам социально-педагогической диагностики, содержащего, в том числе:

-

оценку социально-педагогического статуса ребенка-инвалида как возможности получения качественного образования (сохранен (сформирован), нарушен, утрачен (не сформирован);

-

оценку нуждаемости в специальных условиях получения образования;

-

разработку индивидуального плана (реабилитационного маршрута) социально-педагогической реабилитации и абилитации ребенка-инвалида с определением объема конкретных мероприятий, их количества, в том числе с определением нуждаемости ребенка-инвалида в использовании ТСР и ассистивных технологий в рамках социально-педагогической реабилитации и абилитации, и другое

Информирование

- о целях, задачах, мероприятиях, ожидаемых результатах социально-педагогической реабилитации и абилитации;

- о различных вариантах получения общего и профессионального образования (в том числе с учетом заключения ПМПК, склонностей и интересов ребенка-инвалида, а также о возможности получения образования по специализированным образовательным программам: АОП, АООП для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, СИПР и другого);

- об организациях, осуществляющих образовательную деятельность;

- о возможностях психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса;

- о деятельности общественных организаций инвалидов, а также о способах взаимодействия с ними;

- о ТСР для получения образования и новой информации;

- о существующих способах АДК, а также о современных ассистивно-коммуникативных технологиях (при необходимости);

- о возможностях участия в мероприятиях по адаптивной физической культуре и спорту;

- о доступности участия в мероприятиях по социокультурной реабилитации и абилитации, вовлечение инвалида в активную творческую и публичную деятельность (участие в театральных постановках, пение, игра на музыкальных инструментах, танцы, декламация стихов и другое);

- о возможностях участия ребенка-инвалида в выставках, ярмарках, мероприятиях самодеятельного народного творчества, а также в смотрах, конкурсах, соревнованиях разного уровня и направления;

- о необходимости полового воспитания ребенка-инвалида (при необходимости) и другое

С, ПС - индивидуальный, групповой;

на дому - индивидуальный

Консультирование

Социально-педагогическое консультирование по вопросам:

- особенностей воспитания и организации самостоятельных развивающих занятий с детьми в домашних условиях (для родителей (законных или уполномоченных представителей), имеющих детей с инвалидностью в возрасте от 0 до 3 лет);

- ранней помощи (для родителей (законных или уполномоченных представителей), имеющих детей с инвалидностью в возрасте от 0 до 3 лет);

- получения дошкольного образования детей с инвалидностью в возрасте от 0 до 3 лет;

- подбора и использования специальных учебных пособий для целей социально-педагогической реабилитации и абилитации;

- разработки оптимального образовательного маршрута (прохождения ПМПК, получения основного, общего и профессионального образования);

- выбора образовательной организации и формы получения образования в соответствии с интересами, склонностями, возможностями ребенка-инвалида и оптимальной транспортной доступностью;

- индивидуального подбора варианта АДК с учетом нуждаемости и возможностей ребенка-инвалида (система визуальной поддержки (инструкции, правила, подсказки), карточки PECS, пиктограммы и другое);

- социально-педагогической реабилитации и абилитации в домашних условиях (самостоятельного развития речи, коррекции чтения и письма), в том числе с целью повышения педагогической компетенции родителя (законного или уполномоченного представителя) ребенка-инвалида, а также диапазона и широты их знаний и умений, необходимых для самостоятельного проведения обучающих занятий;

- полового воспитания ребенка-инвалида (при необходимости);

- определения интересов ребенка-инвалида и связанных с ними направлений творческой деятельности и другого;

- повышения мотивации к активному участию в культурной жизни общества, а также к изучению и освоению культурного наследия;

- духовного воспитания и развития ребенка-инвалида;

- патриотического воспитания ребенка-инвалида;

- формирования экологической культуры;

- возможностей развития интеллектуально-познавательной сферы (расширение общего кругозора) ребенка-инвалида посредством участия в интеллектуально-досуговых мероприятиях (образовательных экскурсиях, литературных вечерах, тематических мероприятиях и так далее);

- участия в мероприятиях по адаптивной физической культуре и спорту;

а также по другим вопросам, относящимся к социально-педагогической реабилитации и абилитации, по запросу ребенка-инвалида (родителя (законного или уполномоченного представителя)

С, ПС - индивидуальный, групповой;

на дому - индивидуальный

Практические занятия

Практические коррекционно-развивающие занятия в соответствии с возрастом ребенка-инвалида направленные на:

- формирование у ребенка опыта игровой, практической, познавательной, творческой и других видов деятельности;

- развитие предметной деятельности ребенка-инвалида посредством знакомства с предметами ближайшего окружения, их свойствами, назначением и действиями с ними, обучения навыкам отбора и группировки предметов по свойствам (для детей-инвалидов возрастной группы от 0 до 3 лет);

- усиленное формирование сенсорных эталонов (в объеме, соответствующем возрасту ребенка-инвалида);

- формирование школьно-значимых функций, необходимых учебных навыков (счет, письмо, чтение и другое);

- проведение с ребенком-инвалидом логопедических занятий по коррекции речевых нарушений, нарушений чтения и письма, в том числе с использованием компьютерных технологий;

- расширение запаса понимаемых слов и расширение объема активного словаря;

- формирование (восстановление) коммуникативных навыков, устной и письменной речи (в том числе проведение тренинга функциональной коммуникации);

- формирование навыка АДК, а также обучение пользованию ассистивно-коммуникативными технологиями и ТСР (при необходимости);

- обучение и отработку навыков организации социального общения и освоения социальных ролей в специально созданных педагогических ситуациях, включая дифференциацию собственности вещей, понимание и соблюдение личных границ, и другое;

- формирование (восстановление) навыка произвольного поведения в процессе учебной деятельности (понимание и выполнение инструкций, выдерживание времени занятий в учебном режиме, длительного удержания внимания, целенаправленной продуктивной учебной деятельности и другое);

- достижение сотрудничества с ребенком-инвалидом и установление руководящего контроля во взаимодействии с ним;

- развитие общей и мелкой моторики;

- формирование устойчивой мотивации к получению новых знаний и образования;

- формирование (восстановление) навыка пользования компьютером, смартфоном, в том числе электронными ресурсами (ЕПГУ, электронная медицинская карта и другое);

- развитие творческих и ремесленных навыков у ребенка-инвалида с учетом его возраста, возможностей, интересов и способностей;

- развитие творческой инициативы и самореализации ребенка-инвалида посредством занятий декоративно-прикладным искусством (вязание, резьба по дереву, лепка и так далее);

- расширение опыта активного культурно-досугового поведения (обучение планированию и содержательному наполнению свободного времени ребенка-инвалида);

- развитие духовно-нравственных ценностей ребенка-инвалида с целью привития социальных и морально-нравственных норм посредством совместного (группового) просмотра и осуществления параллельного смыслового анализа фильмов, спектаклей, прочтения художественных литературных произведений с последующим обсуждением в группе (по возрасту);

- формирование эстетического отношения к окружающему миру и интереса к искусству и культурной жизни общества (показ художественных произведений разных эпох, знакомство с культурой и традициями разных народов, различными религиями и другое);

- обучение родителя (законного или уполномоченного представителя) ребенка в возрасте от 0 до 3 лет продуктивному построению совместных игр с учетом индивидуальных особенностей ребенка, области его актуального и ближайшего развития;

- создание условий для развития детско-родительских отношений на основе содержательного игрового взаимодействия (с учетом возраста);

- формирование у родителя (законного или уполномоченного представителя) практических умений в воспитании, обучении и развитии ребенка-инвалида в домашних условиях (обучение методам социально-педагогической реабилитации и абилитации детей-инвалидов для самостоятельной организации занятий) и другое

С, ПС - индивидуальный, групповой;

на дому - индивидуальный

Социально-педагогическая диагностика повторная (контрольная)

- анкетирование и опрос (при необходимости с привлечением родителя (законного или уполномоченного представителя);

- проведение педагогического (дефектологического, логопедического) обследования, направленного на определение степени сформированности учебных навыков и навыков организации социального общения и поведения в обществе (домены МКФ "Обучение и применение знаний", "Общие задачи и требования", "Общение", "Межличностные взаимодействия и отношения", "Жизнь в сообществах, общественная и гражданская жизнь", "Главные сферы жизни"):

Индивидуальный

-

уровня развития непосредственно-эмоционального общения и предметно-практической деятельности (у детей возрастной группы от 0 до 3 лет);

-

уровня развития ситуативно-личностной и ситуативно-деловой форм общения (у детей возрастной группы от 0 до 3 лет);

-

вида ведущей деятельности (в соответствии с возрастом);

-

уровня сформированности базовых компетенций (навыков и умений ребенка-инвалида), необходимых для обучения и социализации (имитирования и подражания, повторения в определенной последовательности, письма, счета, беглого и правильного чтения на языке письма и другого) (в соответствии с возрастом);

-

уровня сформированности импрессивной речи (понимание устной речи, наличие ФФНР, степень СНР или уровень ОНР и другое) и экспрессивной речи (навыки артикуляции (образования звуков речи), состояние звукопроизношения, темпо-ритмические характеристики, степень СНР или уровень ОНР и другое);

-

уровня развития мыслительной деятельности (уровень развития мышления, мыслительных операций) (в соответствии с возрастом);

-

уровня владения коммуникативными и поведенческими навыками при взаимодействии в социуме;

-

уровня развития общей и мелкой моторики у ребенка-инвалида;

-

уровня общей осведомленности у ребенка-инвалида и познавательной активности в целом;

-

уровня владения ребенком-инвалидом АДК и (или) ассистивно-коммуникативными технологиями, а также ТСР (при необходимости);

-

уровня сформированности навыков пользования компьютером, смартфоном, информационными ресурсами (в соответствии с возрастом);

-

уровня сформированности навыков планирования досуга;

-

уровня развития духовно-нравственных ценностей ребенка-инвалида в соответствии с возрастом;

-

мотивации к определенным видам обучения и образования (в соответствии с возрастом);

- опрос родителя (законного или уполномоченного представителя) с целью определения уровня родительских реабилитационных компетенций, необходимых для воспитания, обучения и обеспечения здоровья ребенка-инвалида, и другого;

- беседа с ребенком-инвалидом и (или) с родителем (законным или уполномоченным представителем) ребенка-инвалида с целью определения уровня самооценки его удовлетворенности качеством полученных реабилитационных мероприятий по социально-педагогической реабилитации;

- формирование заключения по итогам социально-педагогической диагностики ребенка-инвалида, содержащего:

-

оценку социально-педагогического статуса ребенка-инвалида (сохранен (сформирован), нарушен, утрачен (не сформирован);

-

оценку уровня родительских реабилитационных компетенций и мотивации к их повышению;

-

оценку эффективности проведенного курса социально-педагогической реабилитации и абилитации (на основании анализа количественных и качественных показателей повторно проведенной социально-педагогической диагностики);

-

рекомендации по дальнейшей социально-педагогической реабилитации и абилитации (нуждается или не нуждается);

-

оценку удовлетворенности ребенка-инвалида и (или) его родителя (законного или уполномоченного представителя) реализованными мероприятиями по социально-педагогической реабилитации и абилитации