Решением Правления СРО ААС
от 27 июня 2025 года (протокол N 738)
СРО ААС настоящим информационным письмом сообщает заинтересованным пользователям аудиторских услуг основные критерии, рекомендуемые к применению для выбора добросовестной, соответствующей требованиям Федерального закона "Об аудиторской деятельности" Аудиторской организации (далее - АО) для проведения аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Аудит годовой отчетности является общественно значимой процедурой, результаты которой влияют на принятие экономических решений множеством пользователей финансовой информации. Ввиду такой высокой значимости проведение обязательного аудита строго регламентировано как на уровне федерального законодательства, так и применяемыми на территории РФ Международными стандартами аудита (МСА).
Соблюдение требований данных нормативно-правовых актов требует от АО выполнения двух основных условий:
- наличие в штате АО высококвалифицированного и технического персонала;
- достаточное количество часов, затраченных на проведение аудита, в соответствии со спецификой и масштабами деятельности проверяемой организации.
Таким образом, при согласовании условий аудиторского задания и установлении гонорара за оказание аудиторских услуг рекомендуется исходить из того, что гонорар АО рассчитывается с учетом затрат времени, необходимого для осуществления всех аудиторских процедур, выполнение которых предусмотрено действующим законодательством и часовой ставки специалистов, которых АО планирует задействовать в проведении аудита.
СРО ААС был проведен расчет таких минимальных трудозатрат. Они были оценены на примере проведения аудита организации, созданной в течение отчетного года, с единственной хозяйственной операцией по отражению взноса в уставный капитал, а также связанных с этой операцией затрат (расходы на банковское обслуживание и другие административные расходы). При этом подразумевается, что должностное лицо организации, которое ведет учет и готовит бухгалтерскую отчетность, является компетентным специалистом.
Исходя из перечня МСА, применимых в данной ситуации, АО должна потратить не менее 40 человеко-часов с учетом списка процедур, указанных в Приложении 1 к данным рекомендациям. Часы, использованные при расчете, включают как проведение самих процедур, так и документирование результатов этих процедур в соответствии с требованиями МСА. Они также включают необходимые внутренние контрольно-проверочные процедуры.
Трудозатраты по аудиту организаций, ведущих полноценную экономическую деятельность и особенно относящихся к общественно значимым организациям и общественно значимым организациям на финансовом рынке, должны рассчитываться в соответствии с критериями деятельности конкретной организации и существенно превышать указанные 40 часов минимальных часов, что обязательно должно сказаться на стоимости аудита.
В случае, если кандидат на оказание аудиторских услуг планирует потратить 40 или менее часов на аудит организации, ведущей полноценную деятельность, заказчику предлагается оценить все риски, связанные с возможным признанием аудиторского заключения ненадлежащим, и сообщить в СРО ААС о таких кандидатах с целью проведения специальными органами СРО ААС контрольных процедур в отношении такой АО.
Почасовые ставки специалистов устанавливаются каждой аудиторской организацией самостоятельно и не являются предметом регулирования со стороны СРО ААС.
Однако СРО АСС обращает внимание на то, что ставка любого специалиста АО, помимо его заработной платы и налогов на ФОТ, включает в себя:
- все накладные и административные расходы АО;
- расходы на содержание ИТ инфраструктуры;
- расходы на внутренний контроль качества;
- расходы на соблюдение законодательства по отмыванию доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;
- расходы на прохождение внешнего контроля деятельности (для АО, находящихся в реестре ЦБ и/или реестре ФК, эти расходы выше, чем для других АО);
- расходы на поддержание и повышение квалификации специалистов;
- прибыль АО, обеспечивающую развитие АО (подготовка молодых кадров, автоматизация и т.п.).
СРО ААС на основе вышеизложенного был проведен анализ и расчет рекомендуемой справедливой ставки аудитора по состоянию на 31.12.2024, по результатам которого она составила 3400 руб./час (без учета НДС). Рекомендованная справедливая ставка аудитора может быть пересмотрена и проиндексирована на индекс-дефлятор.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2025
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2026 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2025 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей
- Постановление Правительства РФ N 1875