Раздел I. Общие положения

1. Стандарт оказания услуги по социально-средовой реабилитации и абилитации детей-инвалидов (далее соответственно - стандарт, услуга) определяет основные требования к содержанию, объему, периодичности и качеству оказания услуги.

2. Стандарт разработан в соответствии с:

КонсультантПлюс: примечание.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: ФЗ от 24.11.1995 N 181-ФЗ носит название "О социальной защите инвалидов в РФ".

Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите в Российской Федерации";

постановлением Правительства Российской Федерации от 31 июля 2024 г. N 1033 "Об утверждении перечня отдельных основных направлений комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, по которым разрабатываются стандарты оказания услуг по отдельным основным направлениям комплексной реабилитации и абилитации инвалидов и детей-инвалидов, стандарты оказания услуг по ранней помощи детям и их семьям, перечня федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих разработку стандартов оказания услуг по отдельным основным направлениям комплексной реабилитации и абилитации инвалидов и детей-инвалидов, стандартов оказания услуг по ранней помощи детям и их семьям, а также Правил разработки стандартов оказания услуг по отдельным основным направлениям комплексной реабилитации и абилитации инвалидов и детей-инвалидов, стандартов оказания услуг по ранней помощи детям и их семьям, включая определение их структуры и содержания";

приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 26 июля 2024 г. N 374н "Об утверждении классификаций и критериев, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 23 августа 2024 г., регистрационный N 79273);

приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 30 июля 2024 г. N 377н "Об утверждении показаний для реализации мероприятий и оказания услуг по отдельным основным направлениям комплексной реабилитации и абилитации инвалидов в целях разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации и абилитации инвалида (ребенка-инвалида) и критериев оценки ее эффективности" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 2 сентября 2024 г., регистрационный N 79366);

приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 31 июля 2024 г. N 385н "Об утверждении типовых положений об отдельных видах организаций, оказывающих услуги по основным направлениям комплексной реабилитации и абилитации инвалидов" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 30 августа 2024 г., регистрационный N 79347);

приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 2 сентября 2024 г. N 445н "Об утверждении унифицированных форм документации при оказании услуг по отдельным основным направлениям комплексной реабилитации и абилитации инвалидов" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 27 ноября 2024 г., регистрационный N 80349);

приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 сентября 2024 г. N 466н "Об утверждении порядка разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации и абилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации и абилитации ребенка-инвалида и их форм, а также порядка привлечения к разработке индивидуальной программы реабилитации и абилитации инвалида и индивидуальной программы реабилитации и абилитации ребенка-инвалида реабилитационных организаций и порядка координации реализации индивидуальной программы реабилитации и абилитации инвалида и индивидуальной программы реабилитации и абилитации ребенка-инвалида, включая мониторинг такой реализации и предоставление информации о результатах мониторинга в высший исполнительный орган субъект Российской Федерации" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 4 февраля 2025 г., регистрационный N 81142).

3. Термины и определения:

вспомогательные средства - любые изделия (в том числе устройства, оборудование, инструменты и программное обеспечение), специально разработанные и изготовленные или серийные, основное назначение которых заключается в поддержании или улучшении жизнедеятельности или самостоятельности личности и облегчения улучшения участия в любых проявлениях (для защиты, поддержки, тренировки, обучения, измерения или замены функций, структур и видов деятельности тела, а также для предотвращения предотвратимых повреждений, ограничений активности и участия) <1>;

--------------------------------

<1> Приложение B (справочное) ГОСТ Р ИСО 9999-2019 "Национальный стандарт Российской Федерации. Вспомогательные средства для людей с ограничениями жизнедеятельности. Классификация и терминология", введенного в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 29 августа 2019 г. N 586-ст (М.: Стандартинформ, 2019).

технические средства реабилитации - устройства, содержащие технические решения, в том числе специальные, используемые для компенсации или устранения стойких ограничений жизнедеятельности ребенка-инвалида <2>;

--------------------------------

<2> Статья 11.1 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".

4. В стандарте используются следующие сокращения:

АДК - альтернативная и дополнительная коммуникация (общение с использованием взгляда, мимики, жеста, предмета, графического изображения, знаковой системы, специальных технических приспособлений);

ЕПГУ - федеральная государственная информационная система "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" <3>;

--------------------------------

<3> Постановление Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2023 г. N 2334 "Об утверждении Правил использования федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" для направления гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства, объединениями граждан, в том числе юридическими лицами, обращений и сообщений в государственные органы, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения, иные организации, осуществляющие публично значимые функции, и их должностным лицам, а также для получения и обработки такими органами и организациями указанных обращений и сообщений и направления ответов на такие обращения и сообщения".

диапазонный показатель - нижние и верхние границы объема мероприятий, входящих в состав услуги, при этом количество запланированных мероприятий, входящих в состав услуги, не должно выходить за границы диапазонного показателя;

информирование (социально-средовое) - реабилитационное мероприятие, которое заключается в предоставлении ребенку-инвалиду и (или) его родителю (законному или уполномоченному представителю) информации по вопросам социально-средовой реабилитации и абилитации, включая изложение целей, задач, содержания мероприятий по социально-психологической реабилитации ребенка-инвалидов, ожидаемых результатах; об организациях, реализующих мероприятия по социально-психологической реабилитации и другое, с целью повышения уровня осведомленности ребенка-инвалида и (или) его родителя (законного или уполномоченного представителя), касающейся услуги;

инфраструктура - комплекс взаимосвязанных обслуживающих структур или объектов, составляющих и (или) обеспечивающих основу функционирования системы;

инфраструктура инженерная - совокупность структур, которые обеспечивают в комплексе водо-, газо-, электро- и теплоснабжение, а также водоотведение. К ней относят внешние и внутренние сети связи, системы газо-, водоснабжения, вентиляции и кондиционирования воздуха, электроснабжения;

инфраструктура социальная - совокупность отраслей и предприятий, функционально обеспечивающих нормальную жизнедеятельность населения. К ней относятся: жилье, его строительство, объекты социально-культурного назначения, вся сфера жилищно-коммунального хозяйства, предприятия и организации систем здравоохранения, образования, дошкольного воспитания и так далее;

инфраструктура транспортная - это совокупность структур, призванная заниматься обеспечением функционирования и движения транспорта, перевозкой людей и грузов, инженерных систем. В задачи инфраструктуры входит создание условий для эффективной работы различных видов транспорта, размещение дорог;

ИПРА ребенка-инвалида - индивидуальная программа реабилитации и абилитации ребенка-инвалида;

конкретная цель реабилитации и абилитации - восстановление или компенсация определенного параметра, составляющего ограничение жизнедеятельности (ограничение способности к самостоятельному передвижению, способности к ориентации, способности к общению, способность контролировать свое поведение). Определяется реабилитационной организацией при проведении социально-средовой диагностики первичной (входящей) на курс реабилитации;

консультирование (социальное-средовое) - реабилитационное мероприятие, заключающееся в проработке индивидуальных запросов ребенка-инвалида и (или) его родителя (законного (уполномоченного представителя) в части формирования, развития и закрепления навыков ориентировки, передвижения и персональной безопасности (сохранности) ребенка-инвалида в социально-средовых условиях (градостроительной, образовательной, производственной среде), в том числе навыков использования технических средств реабилитации и ассистивных технологий; доступности градостроительных и транспортных социально значимых объектов; построения реабилитационного маршрута, ожидаемых результатов, дальнейших реабилитационных планов и перспектив в целях социальной адаптации и интеграции ребенка-инвалида в общество;

курс реабилитации - определенный период времени, в течение которого реализуется комплекс реабилитационных мероприятий, входящих в состав услуги;

междисциплинарная команда - структурно-функциональная единица, объединяющая специалистов по реабилитации и абилитации медицинского и немедицинского профиля (врачи и средний медицинский персонал, психологи, педагоги, специалисты по социальной работе, по адаптивной физической культуре и другие) для оказания инвалидам реабилитационных (абилитационных) услуг на основе комплексного междисциплинарного подхода;

МКФ - международная классификация функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья;

МСЭ - медико-социальная экспертиза;

общая цель реабилитации и абилитации - наиболее полное восстановление или компенсация утраченных возможностей организма (ограничений жизнедеятельности). Определяется в ходе проведения медико-социальной экспертизы;

обязательные специалисты - специалисты, которые в соответствии с уровнем своего образования и профессиональных компетенций могут осуществлять мероприятия, входящие в состав услуги, и наличие которых в реабилитационной организации является обязательным;

ОВЗ - ограниченные возможности здоровья;

ОЖД - ограничения жизнедеятельности;

ОРВИ - острая респираторная вирусная инфекция;

оценка эффективности - определение уровня социального (социально-средового) статуса активности и участия ребенка-инвалида, достигнутого в результате реализации реабилитационных (абилитационных) мероприятий за курс реабилитации по отношению к исходному;

практические занятия - реабилитационные мероприятия в индивидуальном или групповом формате, направленные на восстановление, формирование и поддержание у ребенка-инвалида навыков самостоятельной ориентировки, передвижения, персональной безопасности (сохранности), а также эффективного социального и средового взаимодействия в условиях социальной, инженерной, транспортной, информационной инфраструктур, в том числе с использованием ассистивных средств и технических средств реабилитации;

ПС - полустационарная форма оказания услуги;

реабилитационная (абилитационная) карта - унифицированная форма, содержащая сведения об инвалиде, результаты его диагностики, социальные статусы, информацию о количестве планируемых и проведенных реабилитационных мероприятий (реабилитационном маршруте), применяемых методах и методиках, реабилитационном оборудовании, а также оценку эффективности курса реабилитации <4>;

--------------------------------

<4> Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 2 сентября 2024 г. N 445н "Об утверждении унифицированных форм документации при оказании услуг по отдельным основным направлениям комплексной реабилитации и абилитации инвалидов" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 27 ноября 2024 г., регистрационный N 80349).

реабилитационное мероприятие - действие (действия) по одному из направлений комплексной реабилитации или абилитации детей-инвалидов, направленное на восстановление (формирование) или компенсацию способностей ребенка-инвалида к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности в целях достижения социальной адаптации и интеграции;

реабилитационная (абилитационная) услуга - комплекс мероприятий по одному из направлений комплексной реабилитации или абилитации инвалидов, направленный на восстановление (формирование) или компенсацию способностей инвалида (ребенка-инвалида) к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности в целях достижения социальной адаптации и интеграции;

реабилитационное оборудование - это устройства (технические средства реабилитации, вспомогательные средства, в том числе приборы, аппаратура, приспособления), используемые при выполнении действий по предоставлению реабилитационных (абилитационных) услуг;

реабилитационный маршрут - индивидуальный план, разработанный по результатам социально-средовой диагностики первичной (входящей), включающий количественное распределение мероприятий в рамках оказания услуги и специалистов, их реализующих. Информация по реабилитационному маршруту заносится в реабилитационную (абилитационную) карту;

реабилитационный эффект - динамические изменения в состоянии социального (социально-средового) статуса ребенка-инвалида (его активности и участия), после получения услуги по социально-средовой реабилитации и абилитации, определяемые посредством сопоставления актуального состояния ребенка-инвалида до начала курса реабилитации и после его завершения по категориям Международной классификации функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья;

рекомендуемые специалисты - специалисты, которые в соответствии с уровнем своего образования и профессиональных компетенций могут осуществлять мероприятия, входящие в состав услуги, их наличие способствует повышению качества оказания услуги, но не является обязательным;

С - стационарная форма оказания услуги;

социально-средовая диагностика - реабилитационное мероприятие, направленное на оценку социально-средового статуса ребенка-инвалида;

социально-средовая диагностика первичная (входящая) - реабилитационное мероприятие, направленное на оценку социально-средового статуса ребенка-инвалида до начала проведения мероприятий, входящих в состав услуги, а также на постановку цели реабилитации и абилитации на курс реабилитации и абилитации;

социально-средовая диагностика повторная (контрольная) - реабилитационное мероприятие, направленное на оценку социально-средового статуса ребенка-инвалида после проведения реабилитационных мероприятий, с целью выявления динамических изменений оцениваемых показателей, влияющих на достижение цели реабилитации и абилитации;

социально-средовой статус ребенка-инвалида - характеристика актуального состояния ребенка-инвалида, обеспечивающего его способность осуществлять жизнедеятельность и социальное взаимодействие в окружающей среде (жилой, градостроительной, образовательной производственной);

способность к самостоятельному передвижению - способность самостоятельно перемещаться в пространстве, сохранять равновесие тела при передвижении, в покое и при перемене положения тела, пользоваться общественным транспортом;

способность к общению - способность к установлению контактов между людьми путем восприятия, переработки, хранения, воспроизведения и передачи информации;

способность к ориентации - способность к адекватному восприятию личности и окружающей обстановки, оценке ситуации, к определению времени и места нахождения;

способность контролировать свое поведение - способность к осознанию себя и адекватному поведению с учетом социально-правовых и морально-этических норм;

ССН - система спутниковой навигации;

ТНУ - тактильные наземные указатели;

ТСР - техническое средство реабилитации;

ЦРГ - целевые реабилитационные группы детей-инвалидов (группы детей-инвалидов, объединенные в зависимости от структуры и степени нарушенных функций организма и ограничений жизнедеятельности в целях использования наиболее эффективных подходов к устранению или компенсации нарушений этих функций и ограничений жизнедеятельности при оказании услуг по основным направлениям комплексной реабилитации и абилитации инвалидов).

5. Наименование ЦРГ детей-инвалидов, в отношении которых применяется стандарт:

ЦРГ 1 - ребенок-инвалид с преимущественными нарушениями психических функций;

ЦРГ 1.1 - ребенок-инвалид вследствие нарушений интеллектуального развития;

ЦРГ 1.2 - ребенок-инвалид вследствие расстройств аутистического спектра;

ЦРГ 1.3 - ребенок-инвалид вследствие экзогенно-органических расстройств, а также эпизодических и пароксизмальных расстройств;

ЦРГ 1.4 - ребенок-инвалид вследствие эндогенных, аффективных, невротических и соматоформных расстройств;

ЦРГ 2 - ребенок-инвалид с преимущественными нарушениями языковых и речевых функций;

ЦРГ 3 - ребенок-инвалид с преимущественными нарушениями сенсорных функций;

ЦРГ 3.1 - ребенок-инвалид вследствие слепоты или слабовидения;

ЦРГ 3.2 - ребенок-инвалид вследствие глухоты или слабослышания;

ЦРГ 3.3 - ребенок-инвалид вследствие сочетанных нарушений функций зрения и слуха;

ЦРГ 4 - ребенок-инвалид с преимущественными нарушениями нейромышечных, скелетных и связанных с движением (статодинамических) функций;

ЦРГ 4.1 - ребенок-инвалид вследствие церебрального паралича и других заболеваний, аномалий (пороков развития) центральной и периферической нервной системы, последствий травм периферической нервной системы, головного мозга и острых нарушений мозгового кровообращения;

ЦРГ 4.2 - ребенок-инвалид вследствие заболеваний костно-мышечной системы, а также последствий травм и аномалий (пороков развития), деформаций опорно-двигательного аппарата;

ЦРГ 4.3 - ребенок-инвалид вследствие врожденного или приобретенного отсутствия одной верхней конечности;

ЦРГ 4.4 - ребенок-инвалид вследствие врожденного или приобретенного отсутствия обеих верхних конечностей;

ЦРГ 4.5 - ребенок-инвалид вследствие врожденного или приобретенного отсутствия одной нижней конечности;

ЦРГ 4.6 - ребенок-инвалид вследствие врожденного или приобретенного отсутствия обеих нижних конечностей;

ЦРГ 4.7 - ребенок-инвалид вследствие спинальной травмы и связанных с ней повреждений спинного мозга;

ЦРГ 5 - ребенок-инвалид с преимущественными нарушениями функций сердечно-сосудистой и (или) дыхательной системы (систем);

ЦРГ 6 - ребенок-инвалид с преимущественными нарушениями функций пищеварительной и (или) эндокринной системы (систем) и метаболизма;

ЦРГ 7 - ребенок-инвалид с преимущественными нарушениями функций системы крови и иммунной системы, в том числе вследствие злокачественных новообразований, а также отдельных инфекционных заболеваний;

ЦРГ 8 - ребенок-инвалид с преимущественными нарушениями мочевыделительной функции;

ЦРГ 9 - ребенок-инвалид с преимущественными нарушениями функций кожи и связанных с ней систем;

ЦРГ 10 - ребенок-инвалид со сложными и (или) множественными нарушениями функций организма, обусловленными хромосомными и генными болезнями;

ЦРГ 11 - ребенок-инвалид с врожденными или приобретенными деформациями (аномалиями развития), последствиями травм лица;

ЦРГ 12 - ребенок-инвалид, получивший травму, ранение, контузию, увечье в связи с боевыми действиями;

ЦРГ 12.1 - ребенок-инвалид, получивший травму, ранение, контузию, увечье в связи с боевыми действиями, вследствие приобретенного отсутствия (ампутации) одной верхней конечности;

ЦРГ 12.2 - ребенок-инвалид, получивший травму, ранение, контузию, увечье в связи с боевыми действиями, вследствие приобретенного отсутствия (ампутации) обеих верхних конечностей;

ЦРГ 12.3 - ребенок-инвалид, получивший травму, ранение, контузию, увечье в связи с боевыми действиями, вследствие приобретенного отсутствия (ампутации) одной нижней конечности;

ЦРГ 12.4 - ребенок-инвалид, получивший травму, ранение, контузию, увечье в связи с боевыми действиями, вследствие приобретенного отсутствия обеих нижних конечностей;

ЦРГ 12.5 - ребенок-инвалид, получивший травму, ранение, контузию, увечье в связи сбоевыми действиями, вследствие травм, термических и химических ожогов, отморожений конечностей с формированием анкилозов, контрактур и стягивающих рубцов;

ЦРГ 12.6 - ребенок-инвалид, получивший травму, ранение, контузию, увечье в связи сбоевыми действиями, вследствие спинальной травмы и связанных с ней повреждений спинного мозга;

ЦРГ 12.7 - ребенок-инвалид, получивший травму, ранение, контузию, увечье в связи с боевыми действиями, вследствие поражения периферической нервной системы;

ЦРГ 12.8 - ребенок-инвалид, получивший травму, ранение, контузию, увечье в связи с боевыми действиями, вследствие поражения мозгового отдела черепа и головного мозга;

ЦРГ 12.9 - ребенок-инвалид, получивший травму, ранение, контузию, увечье в связи с боевыми действиями, вследствие поражения лицевого отдела черепа, в том числе с одновременным нарушением функций жевания, глотания, голосообразования, зрения или слуха;

ЦРГ 12.10 - ребенок-инвалид, получивший травму, ранение, контузию, увечье в связи с боевыми действиями, вследствие поражения органа зрения;

ЦРГ 12.11 - ребенок-инвалид, получивший травму, ранение, контузию, увечье в связи с боевыми действиями, вследствие поражения органа слуха;

ЦРГ 12.12 - ребенок-инвалид, получивший травму, ранение, контузию, увечье в связи сбоевыми действиями, вследствие поражения внутренних органов, в том числе с аномальными отверстиями пищеварительного, мочевыделительного, дыхательного трактов;

ЦРГ 12.13 - ребенок-инвалид, получивший травму, ранение, контузию, увечье в связи с боевыми действиями, вследствие комбинированной травмы или множественных ранений с одновременными нарушениями различных функций организма человека.