|
Наименование мероприятия
|
Содержание мероприятия
|
Формат реализации мероприятия
|
|
Социально-средовая диагностика первичная (входящая)
|
- анализ сведений по определению нуждаемости в мероприятиях социально-средовой реабилитации и абилитации в ИПРА ребенка-инвалида;
- сбор социально-средового анамнеза ребенка-инвалида посредством беседы, опроса, анкетирования (при необходимости с привлечением родителя (законного или уполномоченного представителя);
- тестовые задания и функциональные пробы в соответствии с возрастом ребенка-инвалида для исследования навыков:
|
Индивидуальный
|
|
|
|
-
|
ориентировки, передвижения и взаимодействия в рамках социальной, инженерной и транспортной инфраструктур с учетом доступности среды, в том числе с использованием (при необходимости) ТСР и ассистивно-коммуникативных технологий (вибрационные и (или) световые сигнализаторы звука, текстофоны, световые маяки с яркой визуальной индикацией, ССН-навигаторы с текстовым выходом информации и другое);
|
|
|
|
|
-
|
ориентировки внутри сооружений городской инфраструктуры;
|
|
|
|
|
-
|
пользования общественным транспортом и построения маршрута передвижения на общественном транспорте, в том числе с учетом оборудования транспортных средств знаково-информационными системами (информационное табло с бегущей строкой, световые индикаторы направления движения и так далее);
|
|
|
|
|
-
|
обращения за помощью и коммуникативного взаимодействия ребенка-инвалида с представителями социума в условиях окружающей среды (градостроительной, образовательной, производственной);
|
|
|
|
|
-
|
персональной безопасности при пользовании общественным транспортом, авто- и железнодорожными переходами, нахождении рядом со строящимися и реставрируемыми зданиями и так далее;
|
|
|
|
- определение уровня осведомленности о приспособлении инфраструктурной среды к нуждам ребенка-инвалида;
- выявление актуального уровня включенности ребенка-инвалида в культурно-досуговую среду;
- выявление существующих барьеров на объектах социальной, инженерной, транспортной инфраструктур для ребенка-инвалида, в том числе барьеров в посещении организаций культуры (музеи, театры, клубы, дома творчества, библиотеки и так далее);
- опрос родителей (законных или уполномоченных представителей) с целью определения уровня родительских реабилитационных компетенций в части повышения уровня развития навыков ориентировки, передвижения и взаимодействия в рамках социальной, инженерной и транспортной инфраструктур у ребенка-инвалида;
- формирование заключения по результатам социально-средовой диагностики, содержащего, в том числе:
|
|
|
|
|
-
|
оценку социально-средового статуса ребенка-инвалида как возможности ориентации, передвижения и взаимодействия в условиях окружающей среды (градостроительной, образовательной, производственной) (сохранен (сформирован) нарушен, утрачен (не сформирован);
|
|
|
|
|
-
|
разработку индивидуального плана (реабилитационного маршрута) социально-средовой реабилитации и абилитации ребенка-инвалида с определением объема конкретных мероприятий, их количества, необходимости использования ТСР и вспомогательных средств, а также потребности сопровождения курса реабилитации услугами переводчика русского жестового языка и другое
|
|
|
Информирование
|
- о цели, задачах, содержании мероприятий, ожидаемых результатах социально-средовой реабилитации и абилитации;
- о доступной и безбарьерной городской, транспортной и информационной инфраструктуре (дополнительные световые сигнализаторы остановки и начала движения транспортных средств; бегущая строка и мигающие маячки направления движения на картах и так далее);
- о существовании индукционных систем, установленных в общественных учреждениях (поликлиниках, музеях, кинотеатрах и другое), как возможности передачи четкого (без шумовых помех) звукового сигнала повышенной громкости на слуховой аппарат ребенка-инвалида;
- о мерах соблюдения безопасности жизнедеятельности ребенка-инвалида в социальной среде (городской, транспортной, информационной);
- о способах ориентировки на улице и в помещениях, в том числе посредством информационно-знаковых систем;
- о доступных для ребенка-инвалида в соответствии с возрастом видах культурно-досуговой деятельности (посещение театров (в том числе театры для глухих), концертов, зоопарков, экскурсий и так далее);
- об адаптации музеев для детей-инвалидов с нарушением слуха, в том числе посредством подключения слухового аппарата ребенка-инвалида к системе индукционных петель, использовании видеогидов с субтитрами и переводом на русский жестовый язык и другое;
- о различных видах народного и декоративно-прикладного искусства, которыми может заниматься ребенок-инвалид по месту жительства;
- о работе кружков по интересам (в том числе кружках жестового пения), творческих мастерских, театральных студий;
- о деятельности сети инклюзивных творческих лабораторий;
- о возможностях участия ребенка-инвалида в выставках, ярмарках, мероприятиях самодеятельного народного творчества, а также в смотрах, конкурсах, соревнованиях, играх;
- об организациях, осуществляющих деятельность в сфере безбарьерного (инклюзивного) туризма;
- о предстоящих культурно-досуговых мероприятиях регионального, всероссийского, международного уровней и возможности участия в них или посещения ребенка-инвалида;
- о деятельности общественных организаций, направленных на работу с детьми-инвалидами с нарушением функций слуха, а также о способах взаимодействия с ними и другое
|
С, ПС - индивидуальный, групповой;
на дому - индивидуальный
|
|
Консультирование
|
Социально-средовое консультирование по вопросам:
- индивидуальных особенностей ребенка и условий его оптимального развития в социальной среде;
- относящимся к обеспечению персональной безопасности (сохранности) ребенка-инвалида в окружающей среде (градостроительной, образовательной, производственной);
- специфики использования ТСР в зависимости от среды пребывания и поставленной задачи;
- подбора досуга (содействие в выборе театров, концертов, мероприятий), доступного для ребенка-инвалида;
- обеспечения активного досуга ребенка-инвалида в соответствии с возрастом посредством его участия в специально организованных мероприятиях, экскурсиях, выставках, а также посещения библиотек, театров, океанариумов, зоопарков (в том числе контактных);
- деятельности общественных и государственных организаций, оказывающих необходимую помощь и услуги детям раннего возраста;
- процедуры получения услуг по проведению досуга (запись в группы по интересам, выбор организации для досуговой деятельности и так далее);
- самостоятельного планирования путешествий (в том числе рекреационного туризма): покупке путевок, самостоятельному бронированию билетов, отелей, оформлению виз и загранпаспортов;
- доступности градостроительных и транспортных социально значимых объектов, в том числе с использованием карты доступности социальных объектов (по субъектам Российской Федерации) информационно-аналитического портала государственной программы Российской Федерации "Доступная среда";
а также по различным вопросам, относящимся к социально-средовой реабилитации и абилитации, по запросу ребенка-инвалида (родителя (законного или уполномоченного представителя)
|
С, ПС - индивидуальный, групповой;
на дому - индивидуальный
|
|
Практические занятия
|
Практические занятия в соответствии с возрастом ребенка-инвалида направлены на:
- освоение ребенком от 0 до 3 лет новых повседневных активностей, необходимых для формирования практических навыков социальной адаптации, которые ребенок сможет применять в различных жизненных ситуациях вне жилого помещения (самостоятельности, передвижения, ориентации, навыков коммуникации и социального взаимодействия);
- обучение ребенка-инвалида самостоятельной ориентировке и передвижению на объектах социальной, инженерной, транспортной, информационной и других инфраструктур, в том числе с использованием ТСР и вспомогательных устройств (ССН-навигаторы с текстовым выходом информации, знаковые системы, слуховые аппараты и другое);
- формирование навыков персональной безопасности в условиях городской среды (в частности, при пользовании при пользовании общественным транспортом, авто- и железнодорожными переходами, нахождении рядом со строительными площадками);
- обучение ребенка-инвалида эффективному и безопасному социальному и средовому взаимодействию в различных ситуациях нахождения ребенка-инвалида на объектах городской среды (транспортной, культурной и так далее), в том числе умению обращаться за помощью в рамках средового взаимодействия с социумом (включая пользование текстофонами и смартфонами, синтезирующими устную речь в текстовый формат);
- обучение пользованию общественным транспортом (включая составление маршрутов передвижения), в том числе с учетом оборудования транспортных средств знаково-информационными системами (информационное табло с бегущей строкой, световые индикаторы направления движения, остановки и другое);
- обучение пользованию индукционной системой (выбор и установление правильного режима работы на слуховом аппарате; узнавание визуального знака "Помещение (зона) оборудовано индукционной петлей" и другое);
- формирование коммуникативных навыков, приобретения, накопления и поддержания опыта социального взаимодействия, новых умений и навыков, расширение круга общения;
- формирование адаптивного социально-ролевого поведения посредством участия в культурно-досуговых мероприятиях;
- обучение пользованию картой доступности (при необходимости);
- формирование знаний, умений и навыков у родителей (законных или уполномоченных представителей) по развитию у ребенка-инвалида новых повседневных активностей, необходимых для формирования практических навыков, которые ребенок сможет применять в различных жизненных ситуациях (навыков самостоятельности и социальной адаптации);
- формирование знаний, умений и навыков у родителей (законных или уполномоченных представителей) по развитию у ребенка-инвалида навыков социального функционирования - ориентации, коммуникации и социального взаимодействия (в соответствии с возрастом и другое
|
С, ПС - индивидуальный, групповой;
на дому - индивидуальный
|
|
Социально-средовая диагностика повторная (контрольная)
|
- анкетирование и опрос (при необходимости с привлечением родителя (законного или уполномоченного представителя);
- тестовые задания и функциональные пробы в соответствии с возрастом ребенка-инвалида для оценки степени сформированности навыков ориентировки, передвижения и взаимодействия, в том числе обращения за помощью, в условиях социальной, инженерной и транспортной инфраструктур с учетом доступности среды, в том числе с использованием (при необходимости) ТСР и ассистивно-коммуникативных технологий (вибрационные и (или) световые сигнализаторы звука, текстофоны, световые маяки с яркой визуальной индикацией и другое) (домены МКФ "Общение", "Мобильность", "Межличностные взаимодействия и отношения", "Жизнь в сообществах, общественная и гражданская жизнь", "Главные сферы жизни"):
|
Индивидуальный
|
|
|
|
-
|
ориентировки внутри сооружений городской инфраструктуры;
|
|
|
|
|
-
|
пользования общественным транспортом и построение маршрута передвижения на общественном транспорте, в том числе с учетом оборудования транспортных средств знаково-информационными системами (информационное табло с бегущей строкой, световые индикаторы направления движения и так далее);
|
|
|
|
|
-
|
обращения за помощью и коммуникативного взаимодействия ребенка-инвалида с представителями социума в условиях окружающей среды (градостроительной, образовательной, производственной);
|
|
|
|
|
-
|
персональной безопасности при пользовании общественным транспортом, авто- и железнодорожными переходами, нахождении рядом со строящимися и реставрируемыми зданиями и так далее;
|
|
|
|
- выявление неустранимых барьеров на объектах социальной, инженерной, транспортной инфраструктур для ребенка-инвалида, в том числе барьеров в посещении организаций культуры (музеи, театры, клубы, дома творчества, библиотеки и так далее);
- опрос родителей (законных или уполномоченных представителей) с целью определения уровня родительских реабилитационных компетенций в части повышения уровня развития навыков ориентировки, передвижения и взаимодействия в рамках социальной, инженерной и транспортной инфраструктур у ребенка-инвалида;
- беседа с ребенком-инвалидом и (или) родителем (законным или уполномоченным представителем) с целью определения уровня самооценки его удовлетворенности качеством полученных реабилитационных мероприятий социально-средовой реабилитации и абилитации;
- разработка заключения по итогам социально-средовой диагностики ребенка-инвалида, содержащего:
|
|
|
|
|
-
|
оценку социально-средового статуса ребенка-инвалида (сохранен (сформирован) нарушен, утрачен (не сформирован);
|
|
|
|
|
-
|
оценку уровня родительских реабилитационных компетенций и мотивации к их повышению;
|
|
|
|
|
-
|
оценку эффективности проведенного курса социально-средовой реабилитации и абилитации (на основании анализа количественных и качественных показателей повторно проведенной социально-средовой диагностики);
|
|
|
|
|
-
|
рекомендации по дальнейшей социально-средовой реабилитации и абилитации (нуждается, не нуждается);
|
|
|
|
|
-
|
оценку удовлетворенности ребенка-инвалида и (или) его родителя (законного или уполномоченного представителя) реализованными мероприятиями социально-средовой реабилитации и абилитации
|
|