|
Наименование мероприятия
|
Содержание мероприятия
|
Формат реализации мероприятия
|
|
Социально-средовая диагностика первичная (входящая)
|
- анализ сведений по определению нуждаемости в мероприятиях социально-средовой реабилитации и (или) абилитации в ИПРА ребенка-инвалида;
- сбор социально-средового анамнеза ребенка-инвалида посредством беседы, опроса, анкетирования (при необходимости с привлечением родителя (законного или уполномоченного представителя);
- тестовые задания и функциональные пробы в соответствии с возрастом ребенка-инвалида для исследования навыков передвижения и взаимодействия в рамках социальной, инженерной и транспортной инфраструктур с учетом доступности среды, в том числе с использованием (при необходимости) ТСР и ассистивных технологий (трости для ходьбы, кресла-коляски и другое):
|
Индивидуальный
|
|
|
|
-
|
пользования общественным транспортом, в том числе с учетом оборудования транспортных средств специальными приспособлениями (поручни, откидной низкий пол и другое);
|
|
|
|
|
-
|
обращения за помощью и коммуникативного взаимодействия ребенка-инвалида с представителями социума в условиях окружающей среды (градостроительной, образовательной, производственной);
|
|
|
|
|
-
|
персональной безопасности при пользовании общественным транспортом, авто- и железнодорожными переходами, нахождении рядом со строящимися и реставрируемыми зданиями и так далее;
|
|
|
|
- определение уровня осведомленности о приспособлении инфраструктурной среды к нуждам ребенка-инвалида;
- выявление актуального уровня включенности ребенка-инвалида в культурно-досуговую среду;
- выявление существующих барьеров на объектах социальной, инженерной, транспортной инфраструктур для ребенка-инвалида, в том числе барьеров в посещении организаций культуры (музеи, театры, клубы, дома творчества, библиотеки и так далее);
- опрос родителей (законных или уполномоченных представителей) с целью определения уровня родительских компетенций в части повышения уровня развития навыков ориентировки, передвижения и взаимодействия в рамках социальной, инженерной и транспортной инфраструктур у ребенка-инвалида;
- формирование заключения по результатам социально-средовой диагностики, содержащего, в том числе:
|
|
|
|
|
-
|
оценку социально-средового статуса ребенка-инвалида как возможности ориентации, передвижения и взаимодействия в условиях окружающей среды (градостроительной, образовательной, производственной) (сохранен (сформирован) нарушен, утрачен (не сформирован);
|
|
|
|
|
-
|
оценку родительской компетенции по вопросам социально-средовой реабилитации и абилитации ребенка-инвалида;
|
|
|
|
|
-
|
разработку индивидуального плана (реабилитационного маршрута) социально-средовой реабилитации и абилитации ребенка-инвалида с определением объема конкретных мероприятий, их количества, необходимости использования ТСР и вспомогательных средств и другое
|
|
|
Информирование
|
- о цели, задачах, содержании мероприятий, ожидаемых результатах социально-средовой реабилитации и абилитации;
- о доступной и безбарьерной городской, транспортной и информационной инфраструктуре (об обеспечении автотранспортных средств специальными приспособлениями для обеспечения комфортного передвижения ребенка-инвалида (откидной низкий пол, поручни и так далее);
- о мерах соблюдения безопасности жизнедеятельности ребенка-инвалида в социальной среде (городской, транспортной, информационной);
- о доступных для ребенка-инвалида в соответствии с возрастом видах культурно-досуговой деятельности (посещение театров, концертов, зоопарков, экскурсий и так далее);
- о различных видах народного и декоративно-прикладного искусства, которыми может заниматься ребенок-инвалид по месту жительства;
- о работе кружков по интересам, творческих мастерских, театральных студий;
- о деятельности сети инклюзивных творческих лабораторий;
- о возможностях участия ребенка-инвалида в выставках, ярмарках, мероприятиях самодеятельного народного творчества, а также в смотрах, конкурсах, соревнованиях, играх;
- об организациях, осуществляющих деятельность в сфере безбарьерного (инклюзивного) туризма;
- о предстоящих культурно-досуговых мероприятиях регионального, всероссийского, международного уровней и возможности участия в них или посещения ребенка-инвалида;
- о деятельности общественных организаций, направленных на работу с детьми-инвалидами, и о способах взаимодействия с ними
|
С, ПС - индивидуальный, групповой;
на дому - индивидуальный
|
|
Консультирование
|
Социально-средовое консультирование по вопросам:
- подбора ТСР и вспомогательных технических устройств для целей социально-средовой реабилитации и абилитации;
- использования ТСР и вспомогательных технических устройств для целей социально-средовой реабилитации и абилитации (включая подъемники для перемещения человека, сидящего в кресле-коляске, при посадке в транспортное средство или высадке из него);
- обеспечения персональной безопасности (сохранности) ребенка-инвалида в окружающей среде (градостроительной, образовательной, производственной);
- специфики использования ТСР в зависимости от среды пребывания и поставленной задачи;
- доступности градостроительных и транспортных социально значимых объектов, в том числе с использованием карты доступности социальных объектов (по субъектам Российской Федерации) информационно-аналитического портала государственной программы Российской Федерации "Доступная среда";
- подбора досуга (содействие в выборе театров, концертов, мероприятий), доступного для ребенка-инвалида;
- обеспечения активного досуга ребенка-инвалида в соответствии с возрастом посредством его участия в специально организованных мероприятиях, экскурсиях, выставках, а также посещения библиотек, театров, океанариумов, зоопарков (в том числе контактных);
- деятельности общественных и государственных организаций, оказывающих необходимую помощь и услуги детям раннего возраста;
- процедуры получения услуг по проведению досуга (запись в группы по интересам, выбор организации для досуговой деятельности и так далее);
- самостоятельного планирования путешествий (в том числе рекреационного туризма): покупке путевок, самостоятельному бронированию билетов, отелей, оформлению виз и загранпаспортов;
а также по различным вопросам, относящимся к социально-средовой реабилитации и абилитации, по запросу ребенка-инвалида (родителя (законного или уполномоченного представителя)
|
С, ПС - индивидуальный, групповой;
на дому - индивидуальный
|
|
Практические занятия
|
Практические занятия в соответствии с возрастом ребенка-инвалида направлены на:
- обучение ребенка-инвалида самостоятельной ориентировке и передвижению на протезах или кресле-коляске на объектах социальной, инженерной, транспортной, информационной и других инфраструктур, в том числе с использованием ТСР и вспомогательных технических устройств (управляемые одной или обеими руками и кресла-коляски);
- обучение эффективному и безопасному социальному и средовому взаимодействию в различных ситуациях нахождения ребенка-инвалида на объектах городской среды (транспортной, культурной и так далее), в том числе умению обращаться за помощью в рамках средового взаимодействия с социумом (при падении, невозможности преодолеть барьер на пути, отсутствии пандуса на лестнице и так далее);
- обучение пользованию общественным транспортом (включая составление маршрутов передвижения), в том числе с учетом оборудования транспортных средств специальными приспособлениями (откидной низкий пол, поручни и так далее);
- формирование навыков персональной безопасности в условиях городской среды (в частности, при пользовании авто- и железнодорожными переходами, нахождении рядом со строительными площадками и так далее);
- формирование коммуникативных навыков, приобретения, накопления и поддержания опыта социального взаимодействия, новых умений и навыков, расширение круга общения;
- формирование адаптивного социально-ролевого поведения посредством участия в культурно-досуговых мероприятиях;
- формирование знаний, умений и навыков у родителей (законных или уполномоченных представителей) по развитию у ребенка-инвалида новых повседневных активностей, необходимых для формирования практических навыков, которые ребенок сможет применять в различных жизненных ситуациях (навыков самостоятельности и социальной адаптации);
- формирование знаний, умений и навыков у родителей (законных или уполномоченных представителей) по развитию у ребенка-инвалида навыков социального функционирования - ориентации, коммуникации и социального взаимодействия (в соответствии с возрастом);
- обучение родителей (законных или уполномоченных представителей) навыкам транспортировки ребенка-инвалида (включая посадку и высадку из машины, пользование пандусами);
- обучение детей-инвалидов (при необходимости с привлечением родителей (законных или уполномоченных представителей) самостоятельно и безопасно передвигаться в кресле-коляске, на протезах по различной поверхности (асфальт, гравий, песок и так далее), а также преодолевать барьеры, связанные с доступом к различным объектам городской инфраструктуры (спуск-подъем по пандусу, лестничным маршам (с перилами - без перил), одиночным ступенькам, бордюрам, горкам и другое) в рамках занятий "Школы колясочника" и "Школы ходьбы на протезе";
- формирование знаний, умений и навыков у родителей (законных или уполномоченных представителей) по развитию у ребенка-инвалида новых повседневных активностей, необходимых для формирования практических навыков, которые ребенок сможет применять в различных жизненных ситуациях (навыков самостоятельности и социальной адаптации);
- обучение пользованию картой доступности и другое
|
С, ПС - индивидуальный, групповой;
на дому - индивидуальный
|
|
Социально-средовая диагностика повторная (контрольная)
|
- анкетирование и опрос (при необходимости с привлечением родителя (законного представителя или уполномоченного представителя);
- тестовые задания и функциональные пробы для оценки степени сформированности навыков передвижения и взаимодействия в условиях социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (домены МКФ "Общение", "Мобильность", "Межличностные взаимодействия и отношения", "Главные сферы жизни") в соответствии с возрастом ребенка-инвалида, а именно:
|
Индивидуальный
|
|
|
|
-
|
передвижения и взаимодействия в рамках социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, в том числе с использованием ТСР и ассистивных технологий;
|
|
|
|
|
-
|
пользования общественным автотранспортом, в том числе с учетом оборудования транспортных средств специальными приспособлениями (поручни, откидной низкий пол и другое);
|
|
|
|
|
-
|
обращения за помощью и коммуникативного взаимодействия ребенка-инвалида с представителями социума в условиях окружающей среды (градостроительной, образовательной, производственной);
|
|
|
|
|
-
|
персональной безопасности при пользовании общественным транспортом, авто- и железнодорожными переходами, нахождении рядом со строящимися и реставрируемыми зданиями и так далее;
|
|
|
|
- опрос родителей (законных или уполномоченных представителей) с целью определения уровня родительских компетенций в части повышения уровня развития навыков ориентировки, передвижения и взаимодействия в рамках социальной, инженерной и транспортной инфраструктур у ребенка-инвалида;
- выявление неустранимых барьеров на объектах социальной, инженерной, транспортной инфраструктур для ребенка-инвалида, в том числе барьеров в посещении организаций культуры (музеи, театры, клубы, дома творчества, библиотеки и так далее);
- беседа с ребенком-инвалидом и (или) родителем (законным или уполномоченным представителем с целью определения уровня самооценки его удовлетворенности качеством полученных реабилитационных мероприятий по социально-средовой реабилитации и абилитации;
- разработка заключения по итогам социально-средовой диагностики ребенка-инвалида, содержащего:
|
|
|
|
|
-
|
оценку социально-средового статуса ребенка-инвалида (сохранен (сформирован) нарушен, утрачен (не сформирован);
|
|
|
|
|
-
|
оценку уровня родительских компетенций и мотивации к их повышению;
|
|
|
|
|
-
|
оценку эффективности проведенного курса социально-средовой реабилитации и абилитации (на основании анализа количественных и качественных показателей повторно проведенной социально-средовой диагностики);
|
|
|
|
|
-
|
рекомендации по дальнейшей социально-средовой реабилитации и абилитации (нуждается, не нуждается);
|
|
|
|
|
-
|
оценку удовлетворенности ребенка-инвалида или его родителя (законного или уполномоченного представителя) реализованными мероприятиями по социально-средовой реабилитации и абилитации
|
|