|
Наименование мероприятия
|
Содержание мероприятия
|
Формат реализации мероприятия
|
|
Социально-психологическая диагностика первичная (входящая)
|
- анализ сведений по определению нуждаемости в мероприятиях социально-психологической реабилитации и абилитации в ИПРА ребенка-инвалида;
- сбор социально-психологического анамнеза ребенка-инвалида посредством беседы, опроса (с учетом доступности для ребенка-инвалида диалогового взаимодействия), анкетирования включая адаптированные анкеты (с опорой на сохранные анализаторные системы), при необходимости с привлечением родителя (законного или уполномоченного представителя);
- исследование психической деятельности и личностных особенностей ребенка-инвалида с целью выявления нарушений когнитивных функций пространственных представлений, образа тела, эмоционально-волевых, личностных, нейродинамических характеристик, реабилитационной приверженности с помощью диагностических психологических методик (в том числе пато- и нейропсихологических) и личностных тестов с использованием адаптированных форм диагностического материала с опорой на сохранные анализаторные системы;
- отдельно у детей раннего возраста (от 0 до 3 лет) исследование психоэмоционального развития, в том числе:
|
Индивидуальный
|
|
|
|
-
|
развития непосредственно-эмоционального общения и предметно-практической деятельности (ведущие деятельности младенческого и раннего возраста);
|
|
|
|
|
-
|
развития ситуативно-личностного и ситуативно-делового общения с близкими взрослыми и социальными взрослыми;
|
|
|
|
- исследование общей и мелкой моторики нейропсихологическими методиками
- исследование речевых функций (импрессивной и экспрессивной речи) у ребенка-инвалида с помощью нейропсихологических методик;
- исследование качественных особенностей отношений ребенка с родителями (членами семьи);
- опрос родителя (законного или уполномоченного представителя) с целью определения уровня родительских реабилитационных компетенций в части формирования, коррекции когнитивных функций, эмоционально-волевых и личностных характеристик, реабилитационной приверженности у ребенка-инвалида;
- формирование заключения по результатам первичной социально-психологической диагностики, которое должно содержать, в том числе:
|
|
|
|
|
-
|
оценку социально-психологического статуса ребенка-инвалида с учетом выявленных индивидуально-психологических нарушений (сохранен (сформирован), нарушен, утрачен (не сформирован);
|
|
|
|
|
-
|
разработку индивидуального плана (реабилитационного маршрута) социально-психологической реабилитации и абилитации ребенка-инвалида с указанием объема конкретных мероприятий, их количества, а также потребности сопровождения реабилитационного курса услугами перевода русского жестового языка и другое
|
|
|
Информирование
|
Информирование ребенка-инвалида и (или) его родителя (законного или уполномоченного представителя):
- о цели, задачах, содержании мероприятий, ожидаемых результатах социально-психологической реабилитации и абилитации;
- об особенностях психоэмоционального функционирования ребенка-инвалида, обусловленных сочетанным нарушением функции зрения и слуха;
- об организациях, реализующих мероприятия социально-психологической реабилитации;
- о пациентских (родительских) сообществах и онлайн-группах психологической поддержки (в соответствии с заболеванием ребенка-инвалида);
- о средствах и методах психологической поддержки семей с детьми-инвалидами, в том числе о деятельности служб поддержки и экстренной психологической помощи посредством информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (чат-боты психологической поддержки; сайты и страницы в социальных сетях общественных организаций инвалидов, реабилитационных организаций, оказывающих услугу), а также "телефонов доверия" экстренной психологической помощи;
- о различных аспектах социально-психологической реабилитации и абилитации, в том числе по запросу ребенка-инвалида и (или) его родителя (законного или уполномоченного представителя)
|
С, ПС - индивидуальный, групповой;
на дому - индивидуальный
|
|
Психологическое консультирование
|
Индивидуально-личностное психологическое консультирование, направленное на проработку и решение обусловленных болезнью и инвалидностью проблем, включая:
- особенности самостоятельного организации развивающих занятий с детьми в домашних условиях (для родителей, имеющих детей с инвалидностью в возрасте от 0 до 3 лет);
- ранней помощи (для родителей, имеющих детей с инвалидностью в возрасте от 0 до 3 лет);
- формирование и коррекцию самосознания (внутренняя картина болезни и инвалидности);
- формирование (восстановление) социальных навыков;
- коррекцию нарушений личностной сферы, обусловленных сенсорной депривацией (зрительной и слуховой);
- коррекцию неадаптивных поведенческих реакций;
- коррекцию эмоциональной, мотивационной, ценностно-смысловой сфер, копинг-компетентности, обеспечивающих реабилитационную приверженность личности к активному участию в бытовой, образовательной, производственной, межличностной, культурно-досуговой, а также здоровьесберегающей деятельности;
- проработку (коррекцию) у ребенка-инвалида актуальных негативных переживаний и психоэмоционального напряжения, сопровождающих нарушение сенсорных функций;
- снятие у родителей психоэмоционального напряжения, снижение тревожности, избавления от страха, связанных с особенностями здоровья ребенка (коррекция психоэмоционального состояния);
- формирование у родителей адекватного восприятия ребенка, имеющего нарушения сенсорных функций, принятие его особенностей, темпа и своеобразия развития;
и другое
|
Индивидуальный
|
|
|
Семейное консультирование, целью которого является решение:
- проблем детско-родительских отношений;
- внутрисемейных проблем (в частности, гармонизация взаимоотношений, минимизация эмоциональной изоляции, установление адекватной коммуникации, оптимизация установок семьи на будущее, профилактика кризисных ситуаций в семье) и другое
|
|
|
Практические занятия (психологическая коррекция)
|
Проведение мероприятий по результатам первичной социально-психологической диагностики направленных на (при необходимости):
- развитие восприятия собственного тела в пространстве, пространственных представлений, образного мышления с опорой на сохранные анализаторы;
- развитие, коррекцию когнитивных функций посредством пато- и нейрокоррекционных методов с опорой на сохранные анализаторы;
- Развитие, коррекцию общей и мелкой моторики посредством нейрокоррекционных методов с опорой на сохранные анализаторы (тактильный, двигательный), а также с учетом возможностей остаточного слуха и (или) зрения;
- усиленное формирование сенсорных эталонов (в объеме, соответствующем возрасту ребенка-инвалида);
- коррекцию психоэмоциональной сферы психологическими и психотерапевтическими методами;
- снижение и профилактика психоэмоционального напряжения ребенка-инвалида, которое выражается в том числе в социально неприемлемых действиях, посредством замещения их на социально приемлемые (занятия лепкой, песочная терапия, танцевально-двигательная терапия и другое);
- активизацию и развитие творческих способностей и творческого потенциала ребенка-инвалида средствами арт-терапии, танцевально-двигательной терапии и так далее;
- развитие коммуникативных навыков (невербальных и вербальных) различными психологическими и психотерапевтическими методами;
- обучение родителей коррекционно-развивающим методикам для дальнейшего самостоятельного использования в домашних условиях (в соответствии с возрастом ребенка-инвалида);
- освоение родителями приемов самопомощи для снятия психоэмоционального напряжения и уровня тревожности, избавления от страха, сохранения психоэмоциональной стабильности;
- формирование у родителей адекватного восприятия ребенка имеющего нарушения сенсорных функций, принятие его особенностей, темпа и своеобразия развития;
и другое
|
С, ПС - индивидуальный, групповой;
на дому - индивидуальный;
при использовании дистанционных технологий возможен групповой формат, при условии набора группы специалистом
(2 и более человека)
|
|
Психологические тренинги
|
- формирование навыков эффективной коммуникации при межличностном взаимодействии ребенка-инвалида с представителями социума;
- обучение навыкам безопасного межличностного взаимодействия с учетом соблюдения личных (физических) границ;
- развитие и личностный рост ребенка-инвалида (повышение стрессоустойчивости, уверенности в себе, снижение агрессивности, тревожности и другое);
- гармонизация внутрисемейных и детско-родительских отношений;
- создание условий для развития детско-родительских отношений на основе содержательного игрового взаимодействия (с учетом возраста);
- обучение родителя (законного или уполномоченного представителя) методам и приемам формирования, развития, восстановления когнитивных функций у ребенка-инвалида в домашних условиях;
- обучение родителя (законного или уполномоченного представителя) психологическим приемам формирования у ребенка-инвалида реабилитационной приверженности, адекватной внутренней картины болезни и инвалидности;
- обучение родителей приемам самопомощи для снятия психоэмоционального напряжения и уровня тревожности, избавления от страха (обусловленными инвалидностью ребенка);
- обучение родителей эффективным формам поведения в различных социальных ситуациях и отношениях, в том числе связанных с детьми-инвалидами;
и другое
|
С, ПС - групповой;
на дому - индивидуальный;
при использовании дистанционных технологий возможен групповой формат, при условии набора группы специалистом
(2 и более человека)
|
|
Социально-психологическое просвещение
|
Социально-психологическое просвещение ребенка-инвалида и (или) родителя (законного или уполномоченного представителя) посредством повышения психологической грамотности и социально-психологической компетенции, а также формирование потребности (мотивации) использовать эти знания в работе над собой и различными проблемами социально-психологического характера и другое, в том числе с использованием раздаточного материала, вебинаров, лекций, включает, в соответствии с возрастом и психофизиологическими особенностями ребенка-инвалида:
- саморазвитие, формирование реабилитационной приверженности, повышение мотивации к ведению здорового образа жизни, в том числе посредством знакомства с биографией людей с инвалидностью, достигнувших высоких результатов в различных сферах культурной, общественной, спортивной, трудовой жизни и так далее;
- информирование о возможностях и обучение навыкам активного участия в различных сферах социальных взаимодействий (быт, общение, учеба, трудоустройство, спортивная, культурно-досуговая самореализация и другое);
- просвещение родителя (законного или уполномоченного представителя) о важности поддержания собственного психологического благополучия и качества жизни (чувство ценности собственной жизни, важность удовлетворения собственных потребностей, решение собственных психоэмоциональных проблем в противовес фокусировки активности только на заботе о ребенке с инвалидностью и другое);
- просвещение родителя (законного или уполномоченного представителя) об особенностях детского возраста и методах гармонизации детско-родительских отношений для самостоятельного использования в домашних условиях, в том числе с рекомендацией списка соответствующей литературы;
- знакомство родителей с особенностями ребенка с нарушениями сенсорных функции, его возможностями и перспективами развития и другое
|
С, ПС - индивидуальный, групповой;
на дому - индивидуальный;
при использовании дистанционных технологий возможен групповой формат, при условии набора группы специалистом
(2 и более человека)
|
|
Социально-психологическая диагностика повторная (контрольная)
|
- опрос ребенка-инвалида, в том числе с целью определения уровня удовлетворенности качеством реализованных реабилитационных мероприятий социально-психологической реабилитации и абилитации (с учетом доступности для ребенка-инвалида диалогового взаимодействия), анкетирования включая адаптированные анкеты (с опорой на сохранные анализаторные системы), при необходимости с привлечением родителя (законного или уполномоченного представителя);
- проведение социально-психологического обследования направленного на оценку достигнутых изменений по итогам проведения курса реабилитационных (абилитационных) мероприятий для оценки: уровня развития ВПФ, состояния психоэмоциональной сферы, степени сформированности коммуникативных навыков, ребенка-инвалида, нейродинамических характеристик, реабилитационной приверженности и другое, с учетом принципа комплексности (всесторонности) обследования (домены МКФ "Обучение и применение знаний", "Общие задачи и требования", "Общение", "Межличностные взаимодействия и отношения"), а именно:
|
Индивидуальный
|
|
|
|
-
|
исследование психической деятельности и личностных особенностей ребенка-инвалида с целью выявления нарушений когнитивных функций, эмоционально-волевых, личностных, нейродинамических характеристик, образа тела реабилитационной приверженности с использованием адаптированных форм диагностического материала (пато- и нейропсихологических методик) с опорой на сохранные анализаторы с помощью пато- и нейропсихологических, а также личностных методик;
|
|
|
|
|
-
|
отдельно у детей раннего возраста (от 0 до 3 лет) исследование психоэмоционального развития, в том числе:
|
|
|
|
|
|
-
|
развития непосредственно-эмоционального общения и предметно-практической деятельности (ведущие деятельности младенческого и раннего возраста);
|
|
|
|
|
|
-
|
развития ситуативно-личностного и ситуативно-делового общения с близкими взрослыми и социальными взрослыми;
|
|
|
|
|
-
|
исследование общей и мелкой моторики нейропсихологическими методиками (при необходимости);
|
|
|
|
|
-
|
исследование речевых функций (импрессивной и экспрессивной речи) у ребенка-инвалида с помощью нейропсихологических методик (при необходимости);
|
|
|
|
|
-
|
исследование качественных особенностей отношений ребенка с родителями (членами семьи);
|
|
|
|
- опрос родителей (законных или уполномоченных представителей) с целью определения уровня родительских реабилитационных компетенций в части формирования (коррекции) когнитивных функций, эмоционально-волевых и личностных характеристик, реабилитационной приверженности у ребенка-инвалида;
- формирование заключения по результатам повторной (контрольной) социально-психологической диагностики ребенка-инвалида, которое должно содержать:
|
|
|
|
|
-
|
оценку социально-психологического статуса ребенка-инвалида с учетом выявленных индивидуально-психологических нарушений (сохранен (сформирован), нарушен, утрачен (не сформирован);
|
|
|
|
|
-
|
оценку уровня родительских реабилитационных компетенций и мотивации к их повышению;
|
|
|
|
|
-
|
оценку эффективности проведенного курса социально-психологической реабилитации (на основании анализа динамики количественных и качественных психологических показателей);
|
|
|
|
|
-
|
рекомендации по дальнейшей социально-психологической реабилитации и абилитации (нуждается - не нуждается);
|
|
|
|
|
-
|
оценку удовлетворенности ребенка-инвалида или его родителя (законного или уполномоченного представителя) реализованными мероприятиями социально-психологической реабилитации и абилитации
|
|